Информационная система «Электронный бюджет» в управлении общественными финансами

№112-1,

экономические науки

В статье определена роль информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Анализируется эффективность деятельности государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», рассматриваются положительные и отрицательные характеристики соответствующей системы. Также предлагаются рекомендации по усовершенствованию государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет».

Похожие материалы

В последние годы в России реализуется целый спектр задач направленных на реформирование инфраструктуры страны, сельского хозяйства, систем образования и здравоохранения, подъем экономики, улучшение демографической ситуации. Современная Россия находится на этапе информатизации, построения информационного общества, создания электронного правительства и электронного государства [4, с. 921].

Президент Российской Федерации В.В. Путин на инвестиционном форуме «Россия зовет», прошедшем в октябре 2017 года, отметил, что одним из источников роста российской экономики, повышения эффективности системы образования, здравоохранения, социальной сферы и государственного управления является широкое внедрение информационных технологий [11].

Особое внимание уделяется преобразованиям в области управления общественными финансами, основной акцент ставится на повышении эффективности взаимодействия власти и общества, открытости и прозрачности бюджетного процесса, доступности информации о бюджете обществу [1;2].

Создание системы — это логическое продолжение проводимых преобразований в области управления общественными финансами и адекватная реакция на принципиальные изменения, как в методах управления, так и принципах государственной политики в области информатизации.

Субъектами указанной информационной системы являются все участники бюджетного процесса, а также другие лица, вступающие в правоотношения с участниками бюджетного процесса, а именно организации, осуществляющие юридически значимые действия в системе. Так обеспечивается возможность создания полностью электронного документооборота при реализации бюджетных правоотношений [3].

До настоящего времени в мировой практике только двум странам, по оценке Всемирного банка, удалось внедрить полномасштабные системы управления государственными финансами — это Бразилия и Южная Корея. Россия является третьей страна, которая приняла решение и последовательно реализует аналогичный по охвату бюджетных процедур проект. Вместе с тем, если говорить о масштабах и технологиях системы «Электронный бюджет», то по оценке того же Всемирного банка, аналогов ей в мире не существует [10].

Полномасштабное внедрение системы в России на федеральном уровне планировалось осуществить к середине 2015 года. Однако, столкнувшись с многочисленными проблемами технического характера, Правительством Российской Федерации перенесены сроки полноценного ввода в эксплуатацию системы «Электронный бюджет» на 2020 год.

В начале 2017 года на заседании Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что пока система «Электронный бюджет» полностью не введена в эксплуатацию, некоторые ее модули находятся в разработке и необходимо следить, чтобы работа шла по плану, установлен срок — к 2020 г. она должна быть полностью готова, тем более что эти сроки уже переносились, кроме того, для работы над электронным бюджетом у ведомств есть все необходимое [5, с. 58].

По состоянию на 01 января 2018 года, разработаны и введены в эксплуатацию подсистемы бюджетного планирования, управления закупками и ведения реестров, а также подсистемы управления доходами, расходами, денежными средствами, долгом и финансовыми активами, учёта и отчётности, финансового контроля и информационно-аналитического обеспечения системы «Электронный бюджет» [10].

Третий этап создания и развития ГИИС «Электронный бюджет», запланированный на 2018-2020 годы, включает в себя разработку подсистем управления нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами [5, с. 107].

В настоящее время система функционирует для всех регионов России, у каждого пользователя есть доступ либо к открытой части, предназначенной для публикации общедоступной информации, либо к закрытой части в личном кабинете и уже на текущем этапе можно оценить эффективность работы данной системы [6].

Однако, на данный момент система «Электронный бюджет» требует доработки. К рекомендациям по усовершенствованию системы можно отнести следующее:

  • исключение случаев одновременного вступления в силу большого количества новаций, так как учреждения не успевают перейти к нововведениям, в связи с чем возникают значительные технические проблемы;
  • развитие последующих подсистем ГИИС «Электронный бюджет» только после завершения внедрения уже созданной функциональности информационных систем;
  • осуществление проработки запасных вариантов выполнения функций;
  • создание технической поддержки в режиме «онлайн» помощника.

Безусловно, переход на «Электронный бюджет» является требованием времени и международных стандартов. Цифровые платформы — это новый вектор развития общественных финансов.

Список литературы

  1. О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»: Распоряжение Правительства РФ от 20 июля 2011 № 1275-р // Собрание законодательства РФ. — 2011. — № 31. — С 4773.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» (ред. от 07.12.2011) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — N 28. — ст. 3720.
  3. Богомолова, И. В. Стратегическое планирование устойчивого развития крупных городов индикативным методом: опыт и перспективы модернизации [Текст] / И. В. Богомолова. — Волгоград: ВолгГТУ, 2016. — 251 с.
  4. Вагабова Д.С. «Электронный бюджет» — наше финансовое будущее [Текст] // Д.С. Вагабова, А.М. Халимбекова, А.М. Шахбанова // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 1 (78). — С. 921-929.
  5. Гиренкова С.А. Государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» [Текст] / С.А. Гиренкова // Развитие общественных наук российскими студентами/ Сборник научных трудов. — 2017. — С. 58-61.
  6. Машенцова, Л. С. От конкурентоспособности к устойчивому развитию: региональный аспект [Текст] / Л. С. Машенцова, И. В. Богомолова // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 3-1 (68-1). — С. 288-290.
  7. Скосырских И.Н. Перспективы внедрения ГИИС «Электронный бюджет» для организаций госсектора [Текст] // И.Н. Скосырских // Бухгалтерский учет, анализ и аудит в современных условиях. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. — 2017. — С. 106-113.
  8. Официальный сайт Минфина России [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.minfin.ru — Дата обращения: 10.10.2019.
  9. Сайт «Президент России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru — Дата обращения: 10.10.2018.
  10. Электронный бюджет Управление созданием системы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php — Дата обращения: 10.10.2019.