Интегративный подход к профилактике профессионального отчуждения сотрудников УИС

№110-1,

Психологические науки

В статье рассмотрены некоторые аспекты интегративного подхода к осуществлению психологической профилактики профессионально обусловленных деструкций сотрудников УИС, в том числе профессионального отчуждения.

Похожие материалы

Возникновение профессиональных деструкций сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) могут детерминировать различные факторы: социальные, экономические, организационно-управленческие, индивидуально-личностные и др. Результаты ряда исследований, проведенных в УИС (Б.Г. Бовин, М.Г. Дебольский, В.М. Демин, А.И. Мокрецов, Д.В. Сочивко и др.), показывают, что формирование профессиональных деструкций среди сотрудников часто сопряжены с различными формами дезадаптивных психических состояний личности, негативными стереотипами, кризисными и стрессовыми ситуациями, психотравмирующими событиями [1; 4]. В связи с этим профилактика профессиональных деструкций, в том числе профессионального отчуждения сотрудников является одной из важных задач психологов территориальных органов УИС [5].

Профессиональное отчуждение– это деструкция профессиональной направленности личности, процесс, противоположный профессиональной идентификации, или нарушение профессиональной идентичности, т.е. объективного и субъективного единства с профессией, профессиональной группой, которое обусловливает преемственность профессиональных характеристик личности (норм, ролей, статусов и др.) [8, с. 161–163].

Комплексный, системный принцип в процессе осуществления психологической профилактики профессиональных деструкций, в частности, профессионального отчуждения, реализуется в решении следующих задач [2; 6]:

  1. Проведение психологом мероприятий по формированию и развитию у человека или группы людей психологических качеств, необходимых для продуктивного труда и способствующих преодолению трудных, конфликтных профессионально значимых ситуаций, предупреждению негативных состояний и срывов деятельности (в том числе повышение эмоциональной устойчивости, способности к самоуправлению, саморегуляции эмоционального состояния и поведения, тренировка психофизиологических функций организма и др.);
  2. Осуществление психопрофилактических мероприятий по изучению и оптимизации внешних факторов профессиональной среды, которые нацелены на предупреждение профессиональных деструкций личности и различных заболеваний, не только психических, но и психосоматических.

Психопрофилактическая работа в широком понимании предусматривает проведение мероприятий психологического характера в целях сохранения, укрепления, улучшения психического самочувствия и здоровья; предотвращения возникновения невротических расстройств, фобий; а так же противодействие стрессовым, деструктивным влияниям, эмоциональному выгоранию; решение проблем на различных уровнях психической организации сотрудников (поведенческом, личностном, экзистенциальном). Методы психологической профилактики включают массовые обследования в целях выявления так называемых групп риска и профилактической работы с ними; просвещение, информирование, проведение при необходимости прсихокоррекционной работы [6, с. 213-214].

На сегодняшний день в УИС накоплен значительный практический опыт психологического сопровождения сотрудников, используются достижения современной психологической науки и практики, тем не менее, есть перспективы развития и совершенствования направлений и методов психологической профилактики профессионального стресса сотрудников УИС и его негативных последствий. Так, например, практическим психологам рекомендуется использование комплексного интегративного подхода в психологической диагностике и профилактике негативных психофизиологических состояний и профессиональных деструкций сотрудников, в частности, тренинга формирования профессиональной идентичности сотрудников УИС.

Парадигма интегративной психологии (В.В. Козлов, Ю.В. Бубеев, М.Е. Сандомирский и др.) предполагает консолидацию теорий множества областей, школ, направлений психологии, применение в едином научно и эмпирически обоснованном комплексе различных методов и методик гештальт-терапии, арт-терапии, телесно-ориентированной, танцевально-двигательной терапии и других направлений психологии и психотерапии, что позволяет в процессе психопрофилактической работы оказывать психотерапевтическое воздействовать сразу на нескольких уровнях (соматическом, когнитивном, аффективно-волевом, экзистенциальном, трансперсональном). Как показывают эмпирические исследования и практика применения, такой подход дает более быстрые и глубокие результаты, чем психопрофилактическая работа с использованием только традиционных, преимущественно вербальных, методов психотерапии и психоконсультирования [3].

В целях психологической профилактики профессионального отчуждения на базе проведенных теоретических исследований нами был разработан тренинг формирования профессиональной идентичности сотрудников УИС. В процессе тренинга осуществляется комплексное интегративное воздействие на профессиональную направленность личности сотрудников, охватывающее разные уровни — поведенческий, когнитивный, аффективный, ценностно-смысловой; кроме лекций, бесед и игровых упражнений используются методы арт-терапии, психопрактики, направленные на развитие навыков саморегуляции и релаксации, на создание образа успешного профессионального будущего, актуализацию личностных профессиональных ресурсов с помощью направленных визуализаций и др. Тренинг апробирован на группах сотрудников, проходивших повышение квалификации в образовательных организациях ФСИН России и внедрен в практическую деятельность психологической службы УИС [5, с. 82-97].

Список литературы

  1. Актуальные проблемы психологического сопровождения сотрудников УИС: аналитический обзор. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2014.
  2. Клиническая психология: словарь [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru (дата обращения: 15.11.2019).
  3. Козлов В.В. Интегративная психология: монография. М.: Психотерапия, 2007.
  4. Метелев А.В., Федорова Е.М., Чурилова И.А. Некоторые проблемы психологического сопровождения сотрудников УИС, состоящих в резерве руководящих кадров // NovaInfo. 2016. № 50 [Электронный ресурс]. URL: https://novainfo.ru/article/7602.
  5. Организация работы практических психологов с персоналом уголовно-исполнительной системы: учеб-но-методическое пособие / М.Г. Дебольский и др.; под. общ. ред. д-ра юрид. наук, канд. психол. наук, проф. О.Г. Ковалева. М.: НИИ ФСИН России, 2005.
  6. Психологическая коррекция: пособие / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. М.: Центр экстренной психологической помощи МЧС России, 2012.
  7. Федорова Е.М. Профессиональное отчуждение сотрудников уголовно-исполнительной системы: монография. Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018.
  8. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. М.: МОСУ, 2001.