Влияние этнокультурных традиций на ценностные ориентации младших школьников

№111-1,

психологические науки

Cтатья посвящена вопросам зависимости ценностных ориентаций учащихся младшего школьного возраста от этнокультурного образования. Раскрываются понятие этнокультуры, цель этнокультурного образования в России, компоненты нравственного воспитания. Сформулированы этнокультурные традиции, которые необходимо использовать в образовании современного младшего школьника, а также выделены направления работы учителя начальных классов в процессе формирования ценностных ориентаций учащихся.

Похожие материалы

На данный момент, в России происходят активные процессы изменения общественно-политической ситуации, это выражается в возрождении этнического самосознания народов страны. Это не могло не отразиться и на системе образования.

В основе этнокультурного образования в реализации концепции духовно-нравственного развития лежит [9]:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
  • забота о благосостоянии многонационального народа страны, поддержание межэтнического мира и согласия;
  • духовную, культурную и социальную преемственность поколений и др.

Афанасьева А.Б. определяет этнокультуру как совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса [1].

Этнокультура является многофункциональной системой. Выделяют множество факторов и элементов содержания этнокультурной системы, к ним относят:

  • язык;
  • территорию;
  • манталитет;
  • национальное самосознание;
  • этническую идентичность;
  • этническую психологию;
  • устойчивую межпоколенную преемственность;
  • традиции, обычаи, нормы, систему ценностей.

Этнокультура представляет собой комплекс элементов (таких как традиции, обычаи, ценности и др.), которые составляют систему, выполняющую в обществе функцию взаимодействия [10]. За длительную историю существования, народам удалось выработать уникальную культуру, как в духовном, так и материальном выражении. Совместное существование и развитие народов РФ создает необходимость удержания баланса интересов между культурами. Одним из наиболее важных и влиятельных средств решений этой проблемы называют образовательно-воспитательный потенциал национальных культур, способный укрепить контакты и объединить все народы нашей страны.

Цель этнокультурного образования в России: обеспечение социально-педагогической поддержки формирования и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, способного принимать судьбу своей Родины как свою личную, и осознать ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Обучение и воспитание этнически культурного индивида, непременно ориентировано на ученика как носителя культурных традиций и обычаев своего народа [7]. Младший школьный возраст идеально подходит для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного и гражданского воспитания, поскольку дети этого возраста наиболее восприимчивы.

Закономерно, что любое воспитание и развитие ребенка, в особенности нравственное, начинается с семьи. Семейные ценности, которые воспринимает ребенок с самого раннего возраста, оказывают на него огромное влияние. Взаимоотношения внутри семьи, в дальнейшем переносятся на будущее отношения ребенка к обществу и являются основой его гражданского поведения.

Долганина В.В. в своих исследованиях, отмечает: «важнейшей характеристикой личности, определяющей содержательную сторону ее направленности и составляющая основу жизненной позиции и мировоззрения выступает система ценностных ориентаций» [6, С. 228-231].

К компонентам нравственного воспитания относят: знание норм и правил поведения, а также умение использовать их в необходимых ситуациях, давать ценностные суждения о происходящем. Формирование основы морального сознания происходит благодаря просвещению, подражанию, ознакомлению и обучению следования нравственным образцам. Возрождение этнокультурных традиций, участие в мероприятиях, направленных на их развитие, постепенно формируют нравственные убеждения и становятся внутренним положением человека.

Ценности этнической культуры, включенные в культурное наследие народов, обеспечивают последовательность и целостность духовно-нравственного воспитания младших школьников, зависимость формирования личности от глубины усвоения культурного опыта своего народа. Личность как носитель определенной этнической культуры формируется под её влиянием [5]. Этнокультурные традиции являются элементами наследия, включая нормы и правила поведения, философию и мировоззрение, вид хозяйственно-экономической деятельности, которые передаются из поколения в поколение и обладают ценным образовательным потенциалом. Система духовно-нравственного воспитания младших школьников, направленная на этническую культуру как интегративный социальный и личностный феномен зависит от расширения, углубления и личного принятия младшим школьников общечеловеческих ценностей через этнокультурные традиции.

В ходе исследования нами были сформированы наиболее характерные из этнокультурных традиций, которые необходимо использовать в этнокультурном образовании современного младшего школьника:

  1. Раннее вовлечение в общественно-значимую работу.
  2. Забота родителей о физическом развитии детей, о формировании ЗОЖ; уважительное отношение к своей «малой родине», чувство «дома», «семейного духа», привязанность к дому, стремление к семейному общению, совместная деятельность с родителями (с использованием традиционных методов воспитания, таких как наставления, советы, поощрение, эмоциональная поддержка, опора на родословную).
  3. Развитие различных социальных связей, совместной игры, искусства, общественно-полезной деятельности взрослых и детей с целью укрепления традиционного образа жизни, проекции жизненного опыта, знаний, трудовых и художественных навыков старшего поколения в сфере духовных потребностей и интересов детей и молодежи; ориентация на пример взрослых как основной метод воздействия на детей, вовлечение в активный труд, культурные и развлекательные мероприятия, национальные виды искусства и спорт.
  4. Воспитание доброты, милосердия, заботы о людях, природе, окружающей среде и т. д.[2].

Мы считаем, что процесс формирования этнокультурных ценностей у учащихся будет наиболее эффективным, если учитель будет делать акцент в своей работе на следующие направления:

  • развивать в ученике гордость за этническую культуру, которую он унаследовал (традиции, язык, фольклор и др.) [3];
  • включать этнокультурный материал во все виды обучения и воспитания;
  • развивать принятие и уважение этнических форм и отличий;
  • проводить беседы о равенстве всех этнических групп, не выделяя ни один из этносов;
  • обеспечивать открытое взаимодействие или диалог с окружающим миром в системе различных влияний;
  • воспитывать отношение к другому человеку как самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе все качества вида разумного «человека».

Таким образом, мы можем подчеркнуть важность ориентации учебного процесса на этнокультурные традиции. Поскольку, использование разнообразных форм и методов этнокультурного воспитания и обучения в ходе образовательной деятельности, оказывает положительное влияние на развитие личности учащихся начальной школы, на их духовно-нравственное развитие, также способствует формированию общечеловеческих ценностей с учетом традиций и идеалов народа. Этническая культура каждого младшего школьника, в данном случае, выступает частью культуры всего народа.

Список литературы

  1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования / А.Б. Афанасьева // Знание. Понимание. Умение. — 2009. — № 3 -189-195c.
  2. Басова, А.Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников. Автореф. дис. к-та пед. наук / А.Н. Басова. Кострома, 2002. — 26 с.
  3. Буянова Н.А. Этнокультурное наследие в учебно-воспитательном процессе. Народное образование. — № 1-2, 2007.
  4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для педагогических учебных заведений / Г.Н. Вожов. — М.: Просвещение, 1999, — 154 с.
  5. Голошумова Г.С. Этнокультурное образование младших школьников / Г. С. Голошумова, Н. Г. Свинина // Начальная школа. — 2003. — № 8. — 22-27с.
  6. Долганина В.В. Влияние ценностных ориентаций на социально-психологическую адаптацию младшего школьника // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: сборник материалов 13-й международной науч.-практ. конф. (г. Махачкала, 30 апреля 2017 г.). — Махачкала: Изд-во «Апробация», 2017. — 228- 231с.
  7. Наурызбай Ж. Ж. Этнокультурное образование. — Алматы, 1997.
  8. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. JI., 2010. –114 с.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373).
  10. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность Российского образования. — М., 2017.