Значение эмоций в жизни человека

NovaInfo 120, с.144-148
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Существует множество определений понятия «эмоция». В первую очередь, это неотъемлемая часть его психического здоровья. Пусть сейчас это понятие и его практическое применение в жизни исследованы мало, однако их роль в социальной психологии неоспоримо огромна. Под влиянием эмоций у человека рождаются идеи, мотивы для действий, иногда сами действия и эмоции заставляют человека оглядываться назад и приглашают к переосмыслению своих поступков. В процессе актуализации понятия одним из наиболее значимых аспектов становится качественное понимание эмоций. Объект исследования — эмоции человека. Предмет исследования — влияние эмоций на жизнь человека, их значение для человека. Основная цель статьи — изучение и систематизация знаний об эмоциях и их влияния на человека. Результатом является систематически проработанная и составленная информация о каждой из человеческих эмоций.

Ключевые слова

СТРАДАНИЕ, ОТВРАЩЕНИЕ, СТЫД, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, ЭМОЦИЯ, СТРАХ, СЧАСТЬЕ, ГНЕВ, ПРЕЗРЕНИЕ, УДИВЛЕНИЕ

Текст научной работы

По Е. А. Пырьеву «Эмоция» — одна из немногих психических категорий, которую признают важным побудителем поведения человека [10].

Эмоция часто становится причиной каких-либо поступков человека, принуждает его к действию или рефлексии.

Эмоции обладают рядом характеристик:

  1. Они бессознательны: в той или иной степени, эмоции нельзя контролировать сознательно. Эмоции — продукт не только психической деятельности человека, череды событий, общего отношения к ситуации, но и биологического состояния. Причина эмоций — гормоны, вырабатываемые эндокринной системой (серотонин — счастье, эндорфин — радость, адреналин — гнев и т. д.) Часто именно такие гормоны представляют собой побуждение человека к тому или иному действию.
  2. Они динамичны: Считается, что эмоции не могут задерживаться в психике долго. Они могут зависеть от длительности и насыщенности событий, участником которых человек стал, отношения к событию и личностных качеств человека, например, вспыльчивости. Вспыльчивые люди испытывают яркие сильные эмоции, которые могут исчезнуть так же быстро, как и появились. Такие люди, как правило, судят по ситуации поверхностно, оттого их эмоции настолько яркие. Противоположность им — уравновешенные, вдумчивые личности, бытие которых зависит в основном от осознанности происходящего, что позволяет им лучше контролировать свои эмоции. Вспыльчивость и уравновешенность — характеристики, присущие разным типам темперамента (например, холерик — флегматик). Поэтому можно сделать вывод, что частично эмоции зависят и от темперамента человека.
  3. Эмоции беспредметны. Потребность может быть удовлетворена только с помощью определенных вещей, а эмоция не привязана к объекту, она может быть реализована в самых неожиданных вещах: смех от радости, слезы от печали, боли или расстройства. Для их реализации не всегда необходимы материальные предметы.
  4. Эмоции направлены на получение других эмоций. Предметы и объекты служат средством достижения искомой эмоции. Радость рассматривается, как часть Счастья, Злость — как часть Гнева.

Невозможно испытывать только позитивные эмоции. Существо должно находиться в гармонии и с собой, и с окружающим миром, причем не всегда мир настроен благоприятно по отношению к человеку. Если окунуться глубоко в историю, окружающий мир заставлял человека выживать, причем даже тогда люди испытывали эмоции, главная из которых — страх. Он заставлял древнего человека находить новое место жительства, остерегаться хищных животных. Однако, если человек находил хорошее место для жизни, где было достаточно еды, он чувствовал удовлетворение и переставал искать. Этот пример показывает, что эмоции — это неосознанные процессы, и каждая необходима чтобы предпринимать какие-то действия и меры.

Эмоции являются не только побудителем активности человека, но и мотивом, т. е. тем, на что активность направлена; — люди стремятся к переживанию эмоций так, как будто испытывают в них потребность. В свою очередь, предметы окружающего мира выступают средством достижения эмоций.

Эмоции — недолговременное понятие, в отличие от эмоционального состояния.

Кэррол Элис Изард выделил 8 фундаментальных эмоций [3]:

  1. Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворения актуальной потребности;
  2. Удивление — эмоциональная реакция, не имеющая определенного положительного или отрицательного знака, на внезапно возникшие обстоятельства;
  3. Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей;
  4. Гнев — отрицательное эмоциональное состояние, вызванное внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности;
  5. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими установками субъекта;
  6. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением другого, являющегося объектом данного чувства;
  7. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности;
  8. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции могут быть стеническими (повышающими жизнедеятельность организма) и астеническими (понижающими жизнедеятельность) Разберем влияние каждой 8 представленных эмоций на психическое состояние и здоровье человека.

По мнению Лапухиной М. В., Счастье — это гармонично радостное и восторженное бытие, ориентированное на самоосуществление человека, можно говорить о единстве разнонаправленных смыслообразующих целей человеческого существования, которые постоянно подчиняются идее движения к счастью. В основании счастливого бытия должно лежать радостное, позитивное мировосприятие, которое порождает гармонию физического и духовного, активизирует подлинно человеческое, культуротворящее начало в живом существе, обозначает его сопричастность с миром [8].

Счастье — не только сильная эмоция, но и искомое состояние для большинства людей. Счастье — это спокойствие, удовлетворенность, одухотворенность, гармония мыслей с чувствами. Мировоззрение, которое дарует состояние счастье, позволяет человеку быстрее находить решение той или иной проблемы, рождает желание творить, увеличивает остроту переживаемых ощущений, повышает энергию, что приводит к созидательной активности. Счастье и радость — определенно стенические эмоции.

Если человек настроен на позитивное осмысление окружающей действительности, то шансы заболеть у него сводятся к минимуму. Неправильные, не позитивные установки (в том числе, негативные мысли) могут спровоцировать несчастный случай, который будет выступать для человека в качестве предупредительного сигнала, несущего информацию о том, что лично необходимо задуматься над своими поступками и словами [12].

Радость — один из мощнейших источников энергии. Кроме того, энергия, вызванная радостью, не может нести в себе отрицательный мотив, потому что человек стремится сохранить радостное состояние как можно дольше. Кроме того, радость — лучшая причина избегать гнев, злость и обиду. В момент радости человек наиболее эффективен в своей деятельности — способен здраво и с позитивной точки зрения оценивать сложившуюся ситуацию, искать максимально возможное количество выходов и решений проблемы. Одухотворенность помогает не останавливаться при достижении сложной цели, становится источником вдохновения для творческих людей, потому что делает человека чутким и восприимчивым к событиям и состояниям окружающего его мира.

Удивление и его влияние на жизнь человека

Удивление обычно описывается как эмоция, возникающая в ответ на неожиданное событие [7].

Неожиданность может быть как приятной, так и устрашающей. Удивление скорее выступает как мост к получению новой эмоции — радости или страха. Эта эмоция одна из самых кратковременных, так как обеспечивает собой переходное состояние от спокойного бытия к более сильным эмоциям. Удивление — эмоция скорее нейтральная, нежели стеническая или астеническая, потому что представляет собой переход от нейтрального состояния к позитивным или негативным эмоциям.

Страдание и его влияние на жизнь человека

Страдание — отрицательная эмоция, связанная с глубинным аффектом. Страдание возникает как результат продолжительного воздействия чрезмерного уровня стимуляции.

Причин, чтобы испытывать страдание, может быть несколько. З. Фрейд выделил:

  1. Страдание из-за превосходящих сил природы. Природа представляет собой дом для человека, его среду обитания, источник ресурсов для жизни и продолжения рода. Кроме того, природа — самая большая опасность для человека. Примером могут послужить многочисленные катастрофы, которые люди не в силах предотвратить своими силами. Отсюда возникает такая сильная эмоция как страдание. Она же является побуждением к действию по предотвращению возможной причины нового страдания. Возможно, отсюда появилось желание и стремление человека обезопасить свое жилище и среду обитания всевозможными видами техники, которая может предсказать возможные катастрофы, частично предотвратить последствия и т. д.
  2. Страдание из-за бренности человеческого тела. Человеческое тело не всемогуще. Человек не может использовать его, чтобы достичь всех целей, например, добраться до определенной точки планеты за короткий срок. Физически это невозможно сделать, поэтому человек вынужден испытывать страдание из-за ничтожности собственных возможностей. Опять же, страдание заставляет человека преодолевать трудность и изобрести разные виды транспорта, тем самым обеспечить себе состояние удовлетворенности и радости.
  3. Страдание из-за недостатка интуиций, регулирующих взаимоотношения людей в семье, обществе и государстве. Человек существует в какой-то социальной группе: малой или большой — семье, классе, клубе по интересам, расе, государстве. Каждый представитель этого общества — индивидуальный набор мыслительных процессов, мотиваций, стремлений, настроений, который никаким образом не может совпадать с идеями и целями другого представителя общества. Подобные разногласия становятся причиной конфликтов и ведут к страданию, потому что невозможно с точностью предугадать абсолютно все цели и мотивы представителя группы, подстроив их под свои желания [4].

Одна из важнейших причин страдания — неудача. Она подстерегает каждого в любой момент, может стать причиной мелкой проблемы или вызвать массовые катастрофы: от ушибленной коленки до войны между государствами.

Страдание представляет опасность для человека в тот момент, когда граничит с переходом в эмоциональное состояние аффекта, фрустрации или отчаяния, что может грозить как нервным расстройством, так и глубокой депрессией или стрессом, что грозит уже не только психическому здоровью, но и физическому.

Исходя из представленной информации, можно сделать вывод, что страдание может быть и стенической, и астенической эмоцией.

Гнев и его влияние на жизнь человека

Гнев как одна из базовых эмоций подробно изучена в рамках психологии. Данная эмоция соотносится с большим количеством языковых единиц, так или иначе представляющих указанные эмоциональные смыслы [6].

Гнев заставляет человека впадать в ярость, испытывать злость и свирепость. Гнев является одной из самых сильных эмоций, способен застилать разум, отдавая волю зверским инстинктам. В таком состоянии человек способен на поступки, имеющие самые тяжелые последствия, например, разрушенные предметы окружения, физические увечья себе или окружающим. Поступки, совершенные в гневе могут доводить вплоть до убийства. Поэтому важно уметь усмирить эмоцию злости до того, как она приведет к невозвратимым последствиям. Гнев может быть проблемой для человека, потому что он может затуманить разум и стать причиной состояния аффекта.

Гнев заставляет человека действовать, поэтому можно сделать вывод, что он повышает жизнедеятельность организма и является стенической эмоцией.

Отвращение и его влияние на жизнь человека

Отвращение — эмоция, вызываемая непринятием чего-либо. Отвращение больше представляет защитный механизм. Оно помогает исключить возможную угрозу жизни человека путем возможного недопущения до причины этой угрозы. Человеку отвратителен другой человек (так же, как и еда, место, событие, воспоминание и т. д.), если он чувствует в нем угрозу. Отвращение помогает стереть любые упоминания о предполагаемой проблеме и избежать ее при затратах наименьшего количества усилий и времени.

Реактивное образование — психологическая защита, представляющая собой преобразование негативного чувство в более приятное или наоборот. Оно обеспечивает эффективность другого защитного механизма — вытеснения. Реактивное образование сопровождается также переменой знака эмоции: интерес и удовольствие сменяются неприятием, гневом или презрением, осуждением или иронией [13].

Но даже отвращение может изменяться под воздействием ситуаций и отношения человека к ним. Самый простой пример отвращения — просмотр триллера или фильма ужасов. В этом случае человек испытывает отвращение к сюжету, персонажам, событиям или еще чему-то. Человек, для кого такие кинокартины в новинку, будет испытывать острое чувство отвращения, которое рождает новые эмоции: тревогу, страх, обеспокоенность и др. Те, кто смотрит ужастики часто, испытывает скорее иронию, чем страх после возникновения отвращения. Так работает механизм отвращения и реактивного образования, обеспечивающего защиту психике.

Отвращение двойственно и так же, как и многие эмоции, является и стенической и астенической эмоцией.

Презрение и его влияние на жизнь человека

Негативные эмоциональные реакции во многом зависят от мировоззрения человека, от отношения к нему окружающих. Негативная оценка предназначена для воздействия ее адресата, цель ее — вызвать у последнего определенное психологическое состояние, отрицательное эмоциональную реакцию.

Презрение представляет собой один из защитных механизмов — помогает отказаться или избежать ситуации, которая может влиять отрицательно на психику. Презрение — сильная эмоция, заставляющая человека действовать в целях совершенствования или избегания предметов или личностей морально более низкой позиции, недостойных, подлых. В первом случае презрительное отношение заставляет человека улучшить состояние того, к чему он относится презрительно в целях избежать дальнейшего презрения и отвращения. Во втором случае презрение более связано с защитой психики и организма того, кто испытывает презрение. Здесь большую роль может играть самооценка: самооценка не позволит опуститься до того состояния, к какому относятся презрительно [11].

Кроме того, существует еще одна дефиниция понятия презрение. Это полное безразличие к чему-нибудь опасному. Такое чувство может быть губительным для человека, потому что оно отвергает существование страха перед чем-то, что снижает способность человека к самозащите или избеганию опасных ситуаций. Пример — презрение к смерти. Человек, кто относится к смерти презрительно, готов на любые поступки, в том числе необдуманные, что может привезти к увечьям, смерти его самого или окружающих. Презрение может быть и стенической эмоцией и астенической.

Страх и его влияние на жизнь человека

Страх — одна из самых многогранных эмоций. Он возникает по разным причинам, служит разным целям и имеет разные последствия. Однако именно страх служит одной из основных мотиваций социализации. Страх заставляет человека присоединяться к группам людей, воспитывать в себе навыки коммуникации. Без испытываемого страха человеку не будет необходимо общество, не будет нужна защита и поэтому остановится научно-технический прогресс [5].

Кроме того, страх является причиной психологических нарушений личности. Он представляет собой возможность реализации власти, обеспечивает сохранение авторитета и его влияние на человека или группу. Власть строится на страхе человека потерять что-либо. Кроме того, страх может порождать ложь и становиться препятствием к достижению целей. Но так же страх плохого результата заставляет человека действовать. Леденящая эмоция страха часто заставляет человека действовать пусть необдуманно, но очень быстро.

Страх — защитная реакция при переживании реальной или мнимой опасности для обеспечения безопасности и благополучия. Страх является и стенической, и астенической эмоцией.

Стыд и его влияние на жизнь человека

Стыд выделяют и как базовую эмоцию, так и эмоцию самосознания. природа стыда двойственна. С одной стороны, это переживание, сконцентрированное вокруг самого себя, оценки своих действий и своего мироощущения, с другой — социальный опыт, предполагающие существование оценивающего. Стыд может быть вызван собственными мыслями, выводами, сделанными исходя из своих поступков и отношением окружающих к этим же действиям. Самый сильный и сокрушающий стыд — тот, который гложет человека, созданный им самим, потому что от него невозможно уйти, в отличие от осуждения стороннего человека или группы [2].

Стыд — осознание самоанализа, приводящее к печали и грусти. Кроме того, такое состояние может привести к мысли о собственной никчемности и стать причиной депрессии или другим психологическим расстройствам или отклонениям.

Кроме того, эмоцию стыда часто сравнивают с похожим состоянием — виной. Оба понятия связаны с самооценкой. Они отличаются друг от друга, в первую очередь, тем. что вина часто мотивирует перемены к лучшему, а стыд ведет к саморазрушению и самобичеванию. Вина — понятие, которые более относится к самоанализу и анализу своих действий. Здесь подходит утверждение «я поступил плохо» и заставляет решать проблему, в то время как утверждение «я плохой» относится к стыду и психологически ограничивает способность человека к действию. Исходя из этого можно сделать вывод, что эта эмоция астеническая.

Исходя из анализа всех вышеперечисленных эмоций, можно сделать вывод, что каждая эмоция необходима человеку и каждая ведет к определенным последствиям. Психическое состояние человека играет большую роль на эмоциональные состояния и процессы, переживаемые человеком. На проявление эмоций влияет множество факторов: мировоззрение, характер, темперамент, общество, события. Наиболее желанное эмоциональное состояние — счастье, потому что оно обеспечивает наиболее эффективное удовлетворенное и спокойное состояние, наиболее пригодное для нормальной жизни.

Читайте также

Список литературы

  1. Абрамова А. В. Проблема рациональности эмоций в истории философии: современная интерпретация [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/problema-ratsionalnosti-emotsiy-v-istorii-filosofii-sovremennaya-interpretatsiya
  2. Боголюбова О. Н., Киселева Е. В. Переживание стыда: качественный анализ нарративов [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/perezhivanie-styda-kachestvennyy-analiz-narrativov
  3. Виды эмоций [Электронный ресурс] http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met121/node39.html
  4. Гиноян Р. В. Хомутов А. Е. Физиология эмоций [Электронный ресурс] http://www.unn.ru/pages/e-library/methodmaterial/files/81.pdf
  5. Дорофеева Г. А. Страхи — определение, причины, виды [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/strahi-opredelenie-vidy-prichiny
  6. Крылов Ю. В. Статус слов «Гнев»/«Злость» в семантическом поле эмоций [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/status-slov-gnev-zlost-v-semanticheskom-pole-emotsiy
  7. Кутковой Н. А. Удивление как предмет социально-психологическиого исследования [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/udivlenie-kak-predmet-sotsialno-psihologicheskogo-issledovaniya
  8. Лапухина М. В. Эмоциональный уровень в индивидуальных представлениях человека о счастье (на примере эмоции радости) [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-uroven-v-individualnyh-predstavleniyah-cheloveka-o-schastie-na-primere-emotsii-radosti
  9. Пермяков О. М. Проблема формирования здорового образа студентов в процессе обучения [Электронный ресурс] https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/11289/1/pkfo_2016_25.pdf
  10. Пырьев Е. А. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnye-sostoyaniya-motiviruyuschie-povedenie-cheloveka
  11. Рамазанова А. Х. Лексико-семантические средства выражения значения презрения в разносистемных языках [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/leksiko-semanticheskie-sredstva-vyrazheniya-znacheniya-prezreniya-v-raznosistemnyh-yazykah
  12. Ханевская Г. В. Влияние позитивных эмоций на здоровье личности студента [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pozitivnyh-emotsiy-na-zdorovie-lichnosti-studenta
  13. Черняновская Т. В. Роль психологической защиты в возникновении эмоции отвращения при просмотре фильмов ужасов [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/rol-psihologicheskoy-zaschity-v-vozniknovenii-emotsii-otvrascheniya-pri-prosmotre-filmov-uzhasov

Цитировать

Митюрникова, К.А. Значение эмоций в жизни человека / К.А. Митюрникова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2020. — № 120. — С. 144-148. — URL: https://novainfo.ru/article/18170 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться