В настоящее время в практике психологического консультирования всё чаще можно встретить специфический запрос от матерей детей дошкольного возраста. Специфика этого запроса состоит в том, что у женщин присутствуют сильное стремление быть «хорошей матерью» и одновременно выраженные признаки хронической усталости и весь «классический» набор проявлений эмоционального выгорания. Этих женщин утомляет и истощает забота о собственном ребенке, но при этом они испытывают чувство вины за то, что не находят в себе ярко выраженного эмоционального стремления к ребенку.
Данный феномен обозначается в психологии как «эмоциональное выгорание матери». Матери с высоким уровнем эмоционального «выгорания» отличаются: чрезмерной подозрительностью, высоким уровнем тревожности, напряженностью в отношениях с людьми, повышенной депрессивностью, излишней самокритикой, замедленностью в реакциях и отсутствием артистичности, быстрому возникновению эмоций, преимущественно отрицательных. В отношениях с ребенком такие женщины не принимают и отвергают его личностные качества и поведенческие проявления. Они не включены во взаимодействие с ребенком, не признают его права и достоинство[1, с. 91].
Впервые в отечественной науке проблему эмоционального выгорания матери осветила в своих работах Л. А. Базалева[1,2]. Вслед за ней эту тему в своих работах развивали А. В. Вейсбург, Е. Н. Бердникова, М. В. Сапоровская[4,3,5].
По ряду причин в настоящее время возрастает количество детей с задержкой психического развития (далее ЗПР). У детей с ЗПР часто наблюдается импульсивность, двигательная расторможенность, склонность к агрессивному поведению, аффективная и эмоциональная лабильность, незрелость эмоционально-волевой сферы и, как следствие, проблемы с обучением. Наличие особенностей развития ребёнка оказывает влияние на взаимоотношения между матерью и ребёнком. Сам факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого матерью. Хронический стресс оказывает влияние на эмоционально-личностную сферу матери, в свою очередь, влияя на её способность к эмпатии и чуткости во взаимодействии со своим ребёнком.
Целью нашего исследования стало изучение эмоционального выгорания матерей, воспитывающих детей с задержкой психического развития. Объектом исследования стало эмоциональное выгорание матерей, а предметом исследования выступило эмоциональное выгорание матерей, воспитывающих детей с задержкой психического развития.
Нами была выдвинута гипотеза о более высокой степени подверженности эмоциональному выгоранию матерей детей с задержкой психического развития, чем матерей детей с нормотипичным развитием.
Для исследования было опрошено 68 женщин, из них 34 матери, воспитывающие детей с ЗПР и 34 матери, у которых дети с нормотипичным развитием. Возраст опрошенных женщин от 24 до 45 лет.
Для диагностики уровня эмоционального выгорания матерей нами была выбрана «Методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» у матерей» Базалевой Л. А. Данная методика оценивает уровень эмоционального выгорания по двенадцати симптомам, которые складываются в три фазы эмоционального выгорания матери.
Среди опрошенных матерей детей с ЗПР сложившийся показатель эмоционального выгорания наблюдается у 15% женщин и складывающийся показатель эмоционального выгорания наблюдается у 23% женщин. В то время как, среди опрошенных женщин, воспитывающих детей с нормотипичным развитием только у 3% матерей можно наблюдать сложившийся показатель эмоционального выгорания и лишь у 9% наблюдается складывающийся показатель эмоционального выгорания.
При сравнении полученных данных среди матерей детей с ЗПР и матерей нормотипичных детей по фазам эмоционального выгорания матерей наблюдаются различия. Так сложившаяся фаза «напряжение» наблюдается у 15 % опрошенных матерей, воспитывающих детей с ЗПР, в то время как среди матерей нормотипичных детей таких нет. Сложившаяся фаза «резистенции» отмечается у 15%, а складывающаяся фаза у 24% опрошенных матерей детей с ЗПР. Среди матерей нормотипичных детей сложившаяся фаза «резистенции» этот показатель всего 9%, а складывающаяся фаза всего у 3% матерей нормотипичных детей. По показателям фазы «истощения» так же отмечаются различия. 20% матерей, воспитывающие детей с ЗПР имеют складывающуюся фазу «истощения» и 12% сложившуюся фазу. Среди опрошенных матерей, воспитывающих нормотипичных детей у 9% отмечается складывающаяся фаза и всего у 3% сложившаяся.
Мать | Кол-во | Среднее | Стд. отклонение | Стд. ошибка среднего | |
«напряжение» | ЗПР | 34 | 18,5882 | 15,93570 | 2,73295 |
Норма | 34 | 10,2941 | 9,11386 | 1,56301 | |
«резистенции» | ЗПР | 34 | 35,3529 | 18,96070 | 3,25173 |
Норма | 34 | 21,5000 | 16,67560 | 2,85984 | |
«истощение» | ЗПР | 34 | 30,7353 | 17,28602 | 2,96453 |
Норма | 34 | 20,0294 | 12,99997 | 2,22948 | |
Общий показатель | ЗПР | 34 | 84,3824 | 46,20902 | 7,92478 |
Норма | 34 | 51,5294 | 34,36809 | 5,89408 |
Из таблицы видно, что средние значения эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ЗПР значительно отличаются во всех трёх фазах и по общему показателю, соответственно, от средних значений у матерей нормотипичных детей.
Сравнение средних с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок показало, что различия между группами матерей по общему показателю можно считать значимыми (t = 3,236 при p = 0,001)
Статистический анализ по фазам эмоционального выгорания показал, что различия между матерями детей с ЗПР и матерями нормотипичных детей так же являются значимыми. В фазе «напряжение» значение t = 2,634 при p = 0,01, в фазе «резистенции» t = 3,199 при p = 0,02 и в фазе «истощения» t = 2,886 при p = 0,05.
Таким образом, среди опрошенных матерей, воспитывающих детей с задержкой психического развития выгоревших и частично выгоревших матерей больше, чем среди опрошенных матерей нормотипичных детей. Проведённое эмпирическое исследование указывает на более высокую подверженность эмоциональному выгоранию женщин, воспитывающих в своей семье детей с задержкой психического развития.