Исследование эмоционального выгорания матерей, воспитывающих детей с задержкой психического развития

№120-1,

Психологические науки

Статья посвящается исследованию эмоционального выгорания матерей детей с задержкой психического развития. В исследовании принимали 34 матери, воспитывающих детей с задержкой психического развития и 34 матери нормотипичных детей в возрасте от 24 до 45 лет.

Похожие материалы

В настоящее время в практике психологического консультирования всё чаще можно встретить специфический запрос от матерей детей дошкольного возраста. Специфика этого запроса состоит в том, что у женщин присутствуют сильное стремление быть «хорошей матерью» и одновременно выраженные признаки хронической усталости и весь «классический» набор проявлений эмоционального выгорания. Этих женщин утомляет и истощает забота о собственном ребенке, но при этом они испытывают чувство вины за то, что не находят в себе ярко выраженного эмоционального стремления к ребенку.

Данный феномен обозначается в психологии как «эмоциональное выгорание матери». Матери с высоким уровнем эмоционального «выгорания» отличаются: чрезмерной подозрительностью, высоким уровнем тревожности, напряженностью в отношениях с людьми, повышенной депрессивностью, излишней самокритикой, замедленностью в реакциях и отсутствием артистичности, быстрому возникновению эмоций, преимущественно отрицательных. В отношениях с ребенком такие женщины не принимают и отвергают его личностные качества и поведенческие проявления. Они не включены во взаимодействие с ребенком, не признают его права и достоинство[1, с. 91].

Впервые в отечественной науке проблему эмоционального выгорания матери осветила в своих работах Л. А. Базалева[1,2]. Вслед за ней эту тему в своих работах развивали А. В. Вейсбург, Е. Н. Бердникова, М. В. Сапоровская[4,3,5].

По ряду причин в настоящее время возрастает количество детей с задержкой психического развития (далее ЗПР). У детей с ЗПР часто наблюдается импульсивность, двигательная расторможенность, склонность к агрессивному поведению, аффективная и эмоциональная лабильность, незрелость эмоционально-волевой сферы и, как следствие, проблемы с обучением. Наличие особенностей развития ребёнка оказывает влияние на взаимоотношения между матерью и ребёнком. Сам факт появления на свет ребенка «не такого, как у всех» является причиной сильного стресса, испытываемого матерью. Хронический стресс оказывает влияние на эмоционально-личностную сферу матери, в свою очередь, влияя на её способность к эмпатии и чуткости во взаимодействии со своим ребёнком.

Целью нашего исследования стало изучение эмоционального выгорания матерей, воспитывающих детей с задержкой психического развития. Объектом исследования стало эмоциональное выгорание матерей, а предметом исследования выступило эмоциональное выгорание матерей, воспитывающих детей с задержкой психического развития.

Нами была выдвинута гипотеза о более высокой степени подверженности эмоциональному выгоранию матерей детей с задержкой психического развития, чем матерей детей с нормотипичным развитием.

Для исследования было опрошено 68 женщин, из них 34 матери, воспитывающие детей с ЗПР и 34 матери, у которых дети с нормотипичным развитием. Возраст опрошенных женщин от 24 до 45 лет.

Для диагностики уровня эмоционального выгорания матерей нами была выбрана «Методика диагностики уровня эмоционального «выгорания» у матерей» Базалевой Л. А. Данная методика оценивает уровень эмоционального выгорания по двенадцати симптомам, которые складываются в три фазы эмоционального выгорания матери.

Среди опрошенных матерей детей с ЗПР сложившийся показатель эмоционального выгорания наблюдается у 15% женщин и складывающийся показатель эмоционального выгорания наблюдается у 23% женщин. В то время как, среди опрошенных женщин, воспитывающих детей с нормотипичным развитием только у 3% матерей можно наблюдать сложившийся показатель эмоционального выгорания и лишь у 9% наблюдается складывающийся показатель эмоционального выгорания.

При сравнении полученных данных среди матерей детей с ЗПР и матерей нормотипичных детей по фазам эмоционального выгорания матерей наблюдаются различия. Так сложившаяся фаза «напряжение» наблюдается у 15 % опрошенных матерей, воспитывающих детей с ЗПР, в то время как среди матерей нормотипичных детей таких нет. Сложившаяся фаза «резистенции» отмечается у 15%, а складывающаяся фаза у 24% опрошенных матерей детей с ЗПР. Среди матерей нормотипичных детей сложившаяся фаза «резистенции» этот показатель всего 9%, а складывающаяся фаза всего у 3% матерей нормотипичных детей. По показателям фазы «истощения» так же отмечаются различия. 20% матерей, воспитывающие детей с ЗПР имеют складывающуюся фазу «истощения» и 12% сложившуюся фазу. Среди опрошенных матерей, воспитывающих нормотипичных детей у 9% отмечается складывающаяся фаза и всего у 3% сложившаяся.

Таблица 1. Данные опроса среди матерей детей с ЗПР и матерей нормотипичных детей по фазам эмоционального выгорания матерей наблюдаются различия

Мать

Кол-во

Среднее

Стд. отклонение

Стд. ошибка среднего

«напряжение»

ЗПР

34

18,5882

15,93570

2,73295

Норма

34

10,2941

9,11386

1,56301

«резистенции»

ЗПР

34

35,3529

18,96070

3,25173

Норма

34

21,5000

16,67560

2,85984

«истощение»

ЗПР

34

30,7353

17,28602

2,96453

Норма

34

20,0294

12,99997

2,22948

Общий показатель

ЗПР

34

84,3824

46,20902

7,92478

Норма

34

51,5294

34,36809

5,89408

Из таблицы видно, что средние значения эмоционального выгорания у матерей, воспитывающих детей с ЗПР значительно отличаются во всех трёх фазах и по общему показателю, соответственно, от средних значений у матерей нормотипичных детей.

Сравнение средних с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок показало, что различия между группами матерей по общему показателю можно считать значимыми (t = 3,236 при p = 0,001)

Статистический анализ по фазам эмоционального выгорания показал, что различия между матерями детей с ЗПР и матерями нормотипичных детей так же являются значимыми. В фазе «напряжение» значение t = 2,634 при p = 0,01, в фазе «резистенции» t = 3,199 при p = 0,02 и в фазе «истощения» t = 2,886 при p = 0,05.

Таким образом, среди опрошенных матерей, воспитывающих детей с задержкой психического развития выгоревших и частично выгоревших матерей больше, чем среди опрошенных матерей нормотипичных детей. Проведённое эмпирическое исследование указывает на более высокую подверженность эмоциональному выгоранию женщин, воспитывающих в своей семье детей с задержкой психического развития.

Список литературы

  1. Базалева Л.А. Отношение матери к ребенку в связи с ее эмоциональным «выгоранием» // Гуманизация образования. Науч.-практ. журн. 2009. № 6. С. 88—93.
  2. Базалева Л. А. Личностные факторы эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми: Автореф. дис. канд. психол. наук. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. С. 26.
  3. Базалева Л. А., Бердникова Е. Н. Современные подходы к исследованию эмоционального выгорания матерей // В сборнике: Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности. Отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлев. Москва, 2018. С. 415-422.
  4. Вейсбург А. В. Социальная проблема эмоционального выгорания женщин в период материнства // В сборнике: Саморазвивающаяся среда технического вуза: научные исследования и экспериментальные разработки Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Под общ.ред. Т. Б. Новиченковой. 2019. С. 100-104.
  5. Сапоровская М. В. Эмоциональное выгорание и психологическое благополучие женщин в семье. Вестник Костромского государственного университета. 2018. С. 68-73.