Международные корпорации: их виды и тенденция развития

№15-1,

экономические науки

В статье анализируется появление и развитие международных корпорации, также некоторые ее отличительные черты и особенности.

Похожие материалы

Все большее влияние на развитие мировой экономики оказывает такая форма организации капитала, как корпорация. В России исследования международных корпораций носили преимущественно описательный характер. Целью выбранной мною темы курсовой «Международные корпорации их виды и тенденции развития» является изучение и обобщение зарубежного опыта создания корпораций, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов деятельности корпораций в России на основе сложившейся экономической ситуации; определение источников проблем корпорации и пути выхода из них и, наконец, самое главное в моей работе – это изучение и рассмотрение основных тенденций развития международных корпораций, как в России, так и в зарубежных странах.

Необходимо отметить, что границы современных корпораций четко не выражены, размыты. Корпорация может не только производить, но и реализовывать свой товар, оказывать торговые услуги, основывать научно-исследовательские и консультационные центры. Отличительная особенность корпорации – большое количество и разнообразие привлекаемых ресурсов. Это может проявляться не только в объеме производства или продаж, но и в количестве и сложности экономических связей, направлений развития, величине влияния данной корпорации на жизнь общества. При этом степень управляемости корпорации достаточно высока, что создает необходимость разработки определенной стратегии развития, как отдельных элементов (предприятий, фирм), так и корпорации в целом. Операционный рычаг для корпоративного капитала в сравнении с индивидуальным возрастает, проявляются новые возможности снижения издержек. Объектами управления являются: персонал корпорации, финансы, маркетинг, снабжение и сбыт, производство, интеллектуальная собственность, НИОКР. Сущность и количество объектов, в свою очередь, не только увеличивают сложность управления, но и создают высокие требования к кадровому составу управляющих, к их качеству, способности к постоянному совершенствованию. В результате растут требования к формированию устойчивости коллектива управляющих, их совершенствованию и тому подобное.

Корпорация – это объединение физических, юридических лиц, а также капиталов для осуществления социально полезной деятельности и извлечение дохода (прибыли).

Мощным катализатором развития современного мирового хозяйства, авангардом среди действующих в национальном и международном пространстве компаний являются международные корпорации. Главным признаком международной корпорации является осуществление ею прямых международных инвестиций из страны своего базирования в принимающие страны. Целенаправленные исследования международных корпораций начались с конца 50-ых годов. Большинство из них отталкивались от теории «экономики масштаба», позволяющей международным корпорациям экономить на издержках производства при увеличении выпуска продукции и переносе его в другие страны. Несколько позже возникло и оформилось техническое направление теории международных корпораций, полагающее, что их создание объясняется технологическим превосходством компаний развитых стран, которые создают предприятия за рубежом для выполнения вспомогательных операций, оставляя контроль за передовой технологией в головной компании.

Несколько позже возникли теории международной организации, к которым тяготеют корпорации по достижению определенного размера. Основная часть международных корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии, 91 из 100 мировых нефинансовых ТНК. Объем произведенной продукции на предприятиях этих корпораций ежегодно превышает 1 трлн. долл. На них работает 73 млн. сотрудников, т. е. каждый десятый, занятый в мире, исключая сельское хозяйство.

При поиске ответа на вопрос – почему американские корпорации производят автомобили на своих филиалах в Мексике? – можно выделить как минимум два аспекта – территориальный и интернациональный. Территориальный аспект предполагает поиск ответа на вопрос – почему один и тот же товар производится в нескольких, а не в одной стране? Ответ заключается в том, что каждая корпорация стремиться получить доступ к наиболее дешевым природным и трудовым ресурсам, сократить издержки на транспортировку товаров и обойти таможенные и иные торговые барьеры. Интернациональный аспект предполагает поиск ответа на вопрос – почему товар производится в разных странах одной и той же, а не различными корпорациями? Ответ заключается в том, что корпорация, имеющая филиалы в нескольких странах, может, используя преимущество масштаба, экономически более эффективно производить товар, чем несколько независимых корпораций. Кроме того, она может манипулировать отчетностью с целью сокращения налогов, обеспечивать контроль за принадлежащей ей технологией, которая предоставляется только полностью контролируемым филиалам.

Немаловажную роль в становлении национальных международных корпораций играет государство. Оно поощряет их деятельность на мировой арене и обеспечивает им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. В качестве примера можно назвать практику поддержки крупного отечественного бизнеса в Японии («сюданы» и «кэйрэцу») или в Республике Корея (известной сегодня такими международными корпорациями, как «Самсунг», «Дэу», «Эл Джи электроникс»). Имеется специальная программа поддержки отечественных международных корпораций в Китае (цзитуань гунсы). В соответствии с целями этой программы китайские корпорации заявят о себе в полный голос на мировой арене в начале XXI в.

Международная корпорация, являющаяся формой организации крупной компании, осуществляющей прямые инвестиции в различных страны мира, разделяются на два вида: транснациональные (ТНК) и многонациональные (МНК) корпорации. Термин «транснациональная корпорация» предложен в 1974 г. на 57 сессии Экономического и Социального совета ООН. В экономической литературе, исследующей проблемы развития международных корпораций, ТНК часто определяют как МНК. Так не менее ряд исследований считает МНК отдельной группой международных образований, так как ТНК представляет собой крупнейшие компании преимущественно с национальным акционерным капиталом и характером контроля над деятельностью всей корпорации, тогда как МНК – это тресты, концерны и другие производственные объединения, которые являются международными фирмами не только по районам их деятельности, но и по контролю над ними. В качестве примера такой компании обычно приводиться англо-голландский концерн «Ройал Датч-Шелл», существующий с 1907 г. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания ABB (Asia Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколько совместных предприятий в странах СНГ. К числу ведущих МНК Европы относится англо-голландская компания «Юнилевер», «Филипс» и др.

В некоторых зарубежных исследованиях к международным корпорациям относятся компании, имеющие 25% активов за рубежом. Самые большие заграничные активы среди ТНК (кроме финансового сектора) имеют англо-голландский концерн «Роял Датч-Шелл», а также четыре фирмы США: «Форд», «Дженерал моторс», «Экссон» и «ИМБ».

Российскими экономистами, как правило, транснациональная корпорация определяется как комплекс, использующий в своей деятельности международный подход и предполагающий формирование транснационального производственного, торгового и финансового блока с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами в других странах. В специальной юридической литературе, я нашла, следующее, наиболее часто встречающееся определение транснациональных корпораций.

ТНК – это совокупность объединенных одной экономической целью различных самостоятельных предприятий, находящихся в разных странах и управляемых из единого центра. Как отмечает М. М. Богуславский, экономическое единство в ТНК оформляется юридической множественностью, что служит интересам их собственников. Экспансия транснациональных корпораций (ТНК) является одним из феноменов второй половины двадцатого столетия. Особенно значительных масштабов этот процесс приобрел в последние десятилетия. Именно ТНК фактически решают вопросы нового экономического и политического передела мира, стоят на грани создания мирового наднационального правительства. Свидетельством той роли, которую играют транснациональные корпорации в мировой политике и экономике, явилось создание при ООН Центра и Комиссии ООН по ТНК. С учетом того, что наряду с положительными сторонами функционирования ТНК в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений существует негативное влияние ТНК на экономику тех стран, где они действуют, причем порой преимущества функционирования транснациональных корпораций могут обернуться для принимающей страны крупными потерями, возникла необходимость регулирования деятельности ТНК.

Универсальное регулирование предпринимается под эгидой ООН на основании рекомендаций специально созданных органов – Межправительственной комиссии по ТНК и Центра по ТНК. В 1975 году ими был разработан Кодекс поведения ТНК, положения которого запрещают применять дискриминационные меры в отношении партнера, закрепляют обязанности ТНК содействовать развитию научно-технического потенциала принимающей страны, предоставлять отчеты о своей деятельности, соблюдать требования финансового и налогового характера. Однако Кодекс до сих пор не принят. Региональное регулирование деятельности ТНК предпринимается в рамках ЕС, ОЭСР, ЛАЭС, СНГ и ряда других организаций. В 1976 г. были приняты «Руководящие принципы для многонациональных предприятий ОЭСР», касавшиеся различных аспектов деятельности ТНК (обнародование информации, конкуренция и др.). Принципы регулирования деятельности ТНК в ЕС были сформулированы в докладе Комиссии ЕЭС «Многонациональные предприятия и законодательство сообщества» в 1973 г. Фактически регулирование в рамках этих организаций свелось к регулированию правил конкуренции и защите свободной торговли.

Сегодня ТНК контролируют свыше 50% мирового промышленного производства, 67% международной торговли, более 80% патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау, почти 90% прямых зарубежных инвестиций. Практически вся торговля сырьем на мировых рынках контролируется ТНК, в том числе 90% мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, железной рудой; 85% - медью, бокситами; 80% бананами. Половина экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК, в Великобритании этот показатель составляет 80%, в Сингапуре – 90%.

В настоящее время в мире насчитывается 63 тысячи ТНК (причем самые крупные из них базируются на территории США), контролирующих две трети всей мировой торговли и 80% иностранных инвестиций. Число филиалов ТНК за пределами государств, в которых находятся их штаб-квартиры, превышает 680 тысяч. Экономический потенциал крупнейших ТНК сопоставим с валовым продуктом целых государств. Продажи товаров и услуг зарубежными филиалами этих компаний составляют в настоящее время почти 11 трлн. долларов, тогда как общий объем мировой торговли – около 7 трлн. долларов. Рост операций ТНК связан с их стремлением обеспечить интернационализацию международных экономических связей, то есть превратить международные рыночные отношения во внутрифирменные путем объединения в рамках одной компании предприятий, находящихся в разных странах. Около 30% международной торговли состоит из внутрифирменных потоков ТНК. Ими создана специфическая форма перевода капиталов посредством трансфертных цен (специально завышенных), устанавливаемых самими ТНК, при поставках товаров и предоставлении услуг своим дочерним компания и филиалам в рамках внутрикорпоративной торговли. В рамках ТНК развивается международное разделение труда, позволяющее размещать отдельные звенья производства добавленной стоимости так, чтобы это приводило к повышению общих результатов деятельности компании в целом.

В результате в значительной степени интенсифицируется потоки товаров, услуг и капиталов не только между материнскими компаниями и зарубежными филиалами, но и между ТНК и другими компаниями, с которыми ТНК связаны различными, в том числе подрядными, отношениями. Поскольку торговые потоки в рамках международной интегрированной системы производства связаны с вертикальной или горизонтальной интеграцией, структура внешнеторгового обмена характеризуется повышением доли промежуточной продукции, компонентов, услуг и внутрифирменного обмена.