Особенности климатической эксплуатации пожарных автомобилей Калужской области

№116-1,

технические науки

В статье обоснована служебная необходимость использования по назначению пожарной техники. Авторами рассмотрены особенности влияния климата на эксплуатационные характеристики технических механизмов и агрегатов пожарной техники.

Похожие материалы

Необходимость создания пожарно-спасательных подразделений способствует сохранению безопасной обстановки и защиты общества и объектов инфраструктуры и экономики. Основная миссия данных подразделений заключается в привлечении сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров на территории Калужской области и возможность выезда в муниципальные районы (рис. 1).

Добровольная пожарная охрана Калужской области
Рисунок 1. Добровольная пожарная охрана Калужской области

Рассмотренные силы и средства подразделений добровольной пожарной охраны обеспечивают прикрытие 23,79%. Обзор статистических данных выездов на пожары приведен на рис. 2.

Статистические данные выездов на пожары
Рисунок 2. Статистические данные выездов на пожары

Подразделениями добровольной пожарной охраны Калужской области в 2018 году совершен 461 выезд (аналогичный период прошлого года (АППГ) — 519 выездов, снижение на 11,2 %), рисунок 3.

Выезды подразделений ПО
Рисунок 3. Выезды подразделений ПО

Анализ применения по назначению пожарной техники, а также приспособленной для целей пожаротушения техники показал, что в 2019 году при тушении техника была задействована 168 раз (АППГ — 204 раза, уменьшение на 17,7%) (рисунок 4).

Применение пожарной техники
Рисунок 4. Применение пожарной техники

Снижение показателей использования техники связано с наличием отказов техники. Основные показатели, которые связаны с ненадлежащим состоянием работоспособных механизмов: рулевое управление, работа центробежного насоса, др. Изменение показателя связано с ослаблением контроля за проведением комплекса мероприятий по повышению боеготовности добровольных пожарных команд к участию в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ со стороны органов местного самоуправления.

Основная пожарная техника, стоящая на вооружении в подразделениях ДПО, пожарные прицеп-цистерны ЦВ-4(2)м3 — более 80 %. В тоже время, на пожарах в 2018 году зачастую использовались пожарные автомобили (АЦ-40 (131), АЦ-40 (130), АЦ-30 (66), АРС-14 и др.) — 59 % и в 41% случаях пожарные прицеп-цистерны ЦВ-4(2)м3 (рис. 5). Это связано, с отсутствием отапливаемых гаражных боксов для размещения техники ЦВ-4(2)м3 , в связи с чем, в зимний период указанная техника находилась на консервации.

Техника ДПК, применяемая в тушении пожаров
Рисунок 5. Техника ДПК, применяемая в тушении пожаров

Основная пожарная техника, заступающая в боевой суточное дежурство приведена на рис. 6.

Типовая техника ДПК
Рисунок 6. Типовая техника ДПК

С начала 2020 года зарегистрировано 17 случаев невыездов на пожары и загорания (в т.ч. пал травы) добровольных пожарных команд (АППГ — 48, сокращение на 42,9%), включенных в расписания выездов подразделений пожарной в муниципальных районах Калужской области. Основными причинами невыездов ДПК послужили:

  • отсутствие закрепленной тракторной техники для передислокации пожарных прицеп-цистерн ЦВ-4(2)м3 ,
  • техническая неисправность,
  • отсутствие на месте водителей ДПК,
  • нехватка горюче-смазочных материалов.

Пожарный автомобиль, находящийся в расчете зимой при выезде по вызову испытывает «удар холодом» сродни технологической операции «закалка», т.к. температура воздуха в депо составляет плюс 16 0С, а вне его, к примеру, минус 40 0С. В результате в деталях ПА появляются градиенты температур, что приводит к увеличению внутренних напряжений, изменению их габаритных размеров, а также зазоров и посадок в узлах. Вследствие чего интенсифицируются процессы трения и износа. При низких температурах воздуха возрастают величины коэффициентов теплоотдачи, т.е. тепловой режим работы агрегатов ПА далек от оптимального.

Кроме продолжительности воздействия для эксплуатации автомобилей особое значение имеют повышения или понижения температуры окружающей среды, ее переходы через 0 °С. В итоге имеет место обледенение дорожного полотна и резкое снижение коэффициента сцепления шин с дорогой. Это оказывает негативное влияние на оперативную подвижность ПА.

Вода была, есть и будет основным огнетушащим веществом (ОТВ). В осенне-зимний период года также ухудшаются показатели работы и надежность пожарных насосно-рукавных систем (НРС), что также увеличивает продолжительность тушения пожаров и потери от них. Кроме того, ПА испытывают воздействие пролитых огнетушащих веществ.

Выделим те мероприятия, которые на наш взгляд являются основными, важными и стратегическими в целях снижения временных показателей оперативного реагирования на пожары подразделений и повышения эффективности их функционирования:

  • поддержание в технически исправном состоянии пожарной техники и пожарно-технического оборудования, находящегося на вооружении ДПК;
  • оборудование помещений для размещения личного состава добровольных пожарных команд и хранения техники.

Таким образом, природные факторы оказывают существенное влияние на работу автомобилей, зачастую противоречивое. Вся система сложных, зависящих от многочисленных факторов явлений и процессов, определяющая качественные и эксплуатационные показатели машин в зимних условиях требует детального изучения путем теоретических и экспериментальных исследований, разнообразных по факторам и обширных по кругу охватываемых вопросов.

Список литературы

  1. Хлынин А.Ю., Кропотова Н.А. Пост технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей — надежность техники // Электромеханотроника и управление: пятнадцатая международная научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Энергия-2020»: Материалы конференции. В 6 т. — Иваново: ФГБОУ ВО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина», 2020. Т. 4. С. 99.
  2. Киселев В.В., Топоров А.В., Кропотова Н.А. Разработка мобильного комплекса для обслуживания, испытания и заправки баллонов дыхательных аппаратов сжатого воздуха // Сетевое издание «Пожарная и аварийная безопасность». — Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2019. № 4 (15), 2019. С. 19 — 23. [Электронный ресурс] URL: http://pab.edufire37.ru/vypusk-4-2019.