Мотивация – является одной из фундаментальных составляющих в достижение успеха в любой деятельности.
Актуальность выбранной мной темы , в том что исследования мотивационной сферы обусловлена все возрастающим интересом к психологии, а мотивационная сфера безусловно является ее ядром , интересно человека побуждает к активным действиям в том числе и к труду, необходимость удовлетворения различных потребностей , под потребностями понимается его внутреннее состояние , отражающее дискомфорта[1].
Экспериментальное изучение классификаций потребностей начал Левин Курт (1890-1947) – немецкий, американский психолог. В германский период своего творчества разрабатывал целостный подход к анализу явлений человеческого поведения, примыкая тем самым к представителям гештальт-психологии. В этот период Левин разработал ряд интереснейших методических приемов экспериментального исследования мотивационно - потребностной и волевой сферы личности.
В дальнейшем одну из первых классификаций потребностей предложил в 1938 Мюррей Генри Александр (1893- 1988) американский психолог, выдвинул идею об их 4 основных типах :
- Явные и неявные;
- Позитивные и негативные;
- Осознанные и неосознанные;
- Первичные ( обеспечивают выживаемость человека) и вторичные( способствуют развитию личности).
Потребность нельзя непосредственно увидеть или изменить , о их существовании окружающих можно узнать только по поведению людей, применяемые зачастую лишь в определенных ситуациях.
Для того чтобы потребность заработала нужно иметь мотивы, побуждение и активные действия направленные на ее удовлетворение.
Именно мотивы, а не потребность отличают людей друг от друга , поскольку одна и так же потребность может быть реализована посредством разных мотивов[2].
Я думаю, что мотивация повышается если:
- Имеет место отождествления собственной индивидуальности и работы;
- Работа предоставляет возможность для самоуважения;
- Работа позволяет развивать личность;
- Работа усиливает самоопределение индивида;
- Потенциал работы соответствует его карьерным возможностям;
В практике ученые выделяют основные проблемы:
- Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспизиции , для этого необходимо выяснить на основании каких возможностях и активирующих воздействий среды возникают индивидуальные различия в мотивах а, так же выяснить возможности изменения мотивации путем целенаправленного вмешательства;
- Люди различаются по индивидуальных проявлениям, характеру в тех или иных мотивах, поэтом у разных возможны различные иерархические мотивы, в данном случае перед нами встают проблема мотивов;
- Поведение человека в определенной момент времени мотивируется не любыми способами ни всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких в иерархии ( самых сильных) , который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния, или наоборот достижения которого поставлено под сомнение[3].
Проанализировав деятельность коммерческой организации в области мотивации сотрудников , получила следующие результаты:
- Возможные номинации
- За качество обслуживания;
- Лучший наставник;
- Самый инициативный;
- Улыбка дня
Необходимо выделить следующие виды поощрения сотрудников:
- Фото лучшего сотрудника на стене;
- Визиты и личные звонки руководителя для поддержки и выражение благодарности сотруднику;
Так же существуют стимулы в зависимости от потребности:
Материальные:
- Денежные ( заработная плата, премии , надбавки;
- Не денежные ( путевки , проезд на транспорт); Нематериальные:
- Социальные ( профессиональный рост);
- Моральные( устная похвала);
- Творческие( самореализация);
- Социально психологические(возможность общения).
В практике коммерческой деятельности организации существуют способы повышения мотивации сотрудников:
- Можно внедрить двойную лестницу карьеры сотрудников;
- Необходимо внедрить мотивирующие собрания сотрудников;
- Справедливое вознаграждение за выполнение работы
- Комфортное рабочее место
Мотивация является залогом успеха данной коммерческой организации, следовательно правильное применение всех классификаций мотивации позволяет повышать эффективность, развитие востребованность данной организации[4].