Основные компоненты при планировании эффективного учебного курса

№16-1,

педагогические науки

В данной статье проанализированы исследования зарубежных педагогов. Статья посвящена планированию учебного курса. Анализ показал, что детальная проработка всех требований по планированию урока, сделает учебный процесс более эффективным и управлять им, а также регулировать его темп, станет намного легче.

Похожие материалы

Три основных компонента планирования учебного курса – это цели и задачи обучения, а также педагогическая стратегия. После того, как эти три компонента будут определены, по крайней мере, временно, следующая задача состоит в том, чтобы организовать их в единое, динамическое целое. Для этого требуется:

  1. определить структуру курса
  2. выбрать педагогическую стратегию
  3. создать расписание

Определение структуры учебного курса

Структура учебного курса зависит от выбора тем, а также от организации и упорядоченности его содержания. Следует не забывать, что выбор тем и организация содержания должны всегда быть в самой тесной взаимосвязи с целями учебного курса.

Темы учебного курса

В. Андерсон говорит, что почти все преподаватели хотят и требуют от своих студентов (1) усвоить содержание учебного курса и (2) научиться пользоваться им и вне рамок своего учебного курса, но очень многие преподаватели посвящают большинство времени первой задаче, частично забыв о второй [1, c. 36]. Зачастую преподаватели стремятся охватить как можно больше материала, включая большое количество тем в учебный курс, тем самым вытесняя его практическую часть, что впоследствии может привести к неспособности студентов применить полученные навыки и умения на практике. Важно соотнести количество материала и время на его практическую отработку, что даст возможность студентам более глубоко изучить материал и уметь использовать его.

Чтоб разработать набор тем, Б. Дэвис рекомендует преподавателям создать список всех областей учебного материала курса, которые он может охватить. Они должны раскрывать предмет и цели курса, а затем выделить только те, которые наиболее необходимы, наиболее значимы, и отвечают целям учебного курса больше, чем остальные темы. Далее следует выстроить свой курс вокруг этих важных тем, выбрать материал (книги, статьи, фильмы, аудиоматериалы и т.п.), который будет раскрывать эти темы и поможет преподавателю достичь поставленных целей обучения. [2, c. 5]

Организация и упорядочение содержания учебного курса

Существует много эффективных способов организации учебного курса для выполнения определенного набора задач. Например, курс может быть организован любым из следующих способов: хронологически, от конкретного к общему (или наоборот), от теории к практике (или наоборот), и т. д. При организации учебного курса основной целью должно стать создание структуры, которая обеспечивает достижение целей, которые определил преподаватель.

В целом, учебный курс должен выстраиваться от более легкого к более сложному материалу. Как отмечает Л. Финк: “Главное – это последовательность разделов, они должны базироваться друг на друге так, чтоб что студенту было легче усваивать новый материал, и он с легкостью мог перейти к предыдущим темам” [3, c. 128]. Курс должен иметь структуру текста, то есть иметь начало (ввод ключевых проблем, терминологии, задач и целей курса), основную часть (которая раскрывает и исследует эти задачи и цели) и заключение (практическая отработка полученных навыков и умений и постановка новых целей и задач).

Выбор педагогической стратегии

Л. Финк разграничивает педагогическую стратегию от методов преподавания. Педагогическая стратегия включает в себя сочетание и последовательность различных учебных мероприятий, чтобы помочь студентам достичь целей курса. Для определения эффективной педагогической стратегии, прежде всего, выделить те навыки и умения, которые должны быть у студента в конце учебного курса.

Педагогическая стратегия должна включать в себя лекцию (теоретический материал курса), практическую часть (отработка материала) и письменное задание (проверка знаний)

Создание расписания

После определения основных тем, организации материала, соответствующей педагогической стратегии для достижения целей учебного курса, преподаватель должен составить расписание для него. Здесь важно оценить необходимое количество времени и сопоставить его с академическим календарем.

Несмотря на то, что нет формулы для легкого расчета часов, есть несколько советов, которые облегчат этот процесс:

  1. Следует выбрать подходящую длительность урока: например, трехчасовой урок раз в неделю создаст больше проблем в процессе обучения, чем пятидесятиминутный урок три раза в неделю.
  2. Раздача некоторых заданий заранее поможет студентам составить свой план работы.
  3. Следует дать студентам достаточно времени между заданиями, чтобы они имели возможность осмыслить и освоить материал.
  4. Иногда следует учитывать праздники и специальные события в учебном заведении, которые могут повлиять на работу студентов.
  5. Рекомендуется думать о том, как прерывание учебного процесса (выходные, праздники и др.) будет влиять на прохождение курса (например, не следует планировать просмотр фильма на один урок, а его обсуждение на другой, если перерыв между уроками составляет неделю)
  6. Следует оставить некоторые незапланированное время, в случае, если некоторые темы или виды заданий займут больше времени, чем планировалось.

Опытные преподаватели придерживаются следующих правил в составлении расписания курса:

  1. Написать все даты уроков на доске. Затем написать различные виды заданий (домашнее задание, контрольные, презентации и др.) на цветных стикерах. Наклеить стикеры на доске с условным календарем занятий и перемещать их до тех пор, пока расписание не будет вмещать в себя все темы и виды активности, с учетом времени, которое студенты должны выполнить задания, времени на проверку задания и времени на возврат проверенных заданий, а также с учетом праздников.
  2. Подсчитать количество учебных дней и заполните каждый учебный день различными видами активности, которые соответствуют целям учебного курса, совпадают с ритмом обучения и временным ограничением семестра.
  3. Создать таблицу с тремя столбцами. Темы записываются в первой колонке, стратегии обучения и задания (домашние задания, дискуссии, работы в группах и др.) размещаются во второй, а материалы или ресурсы (тексты, фильмы, слайды, оборудование и др.), которые потребуются для педагогической стратегии, находятся в третьей колонке. Преподаватель четко видит, где много или мало заданий, он может переносить некоторые виды активности из одной темы в другую, добавлять или убирать материал. Это позволит максимально оптимизировать процесс обучения и отслеживать его ритм, и в соответствии с этим редактировать его в любое время в процессе учебного курса.

Создание расписания может отнять много времени, но усилия, приложенные на данном этапе, помогут без труда написать свой учебный план и предотвратить проблемы, что сделает учебный курс более эффективным.

Список литературы

  1. Anderson V. J. Effective grading: A tool for learning and assessment. San Francisco, 1998.
  2. Davis B. G. Tools for teaching. San Francisco, 1993.
  3. Fink L. D. Creating significant learning experiences: An integrated approach to designing college courses. San Francisco, 2003.