Информатизация учебного процесса в ИПСА ГПС МЧС России

№58-2,

Педагогические науки

В статье представлены методы применения информационных технологий в процессе обучения в Ивановской пожарно-спасательной академии, отмечается необходимость включения в педагогический процесс современных информационных технологий Рассматриваются технологии, программное обеспечение и современные технологические достижения, которые используются в процессе обучения.

Похожие материалы

В настоящее время важными показателями качества профессиональной подготовки кадров являются: эффективность практического использования ими усвоенных знаний и умений, уровень воспитанности (культуры), а также развитие профессионально важных личностных качеств выпускников. Подготовка специалистов высокого уровня требует использования новых подходов к обучению, основанных на сотрудничестве преподавателей и студентов в учебном процессе.

Одной из центральных социально - педагогических проблем выступает некоторое противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Одним из методов разрешения рассмотренного противоречия является отказ от так называемого абсолютного образовательного идеала («всесторонне развитой личности»). В таком случае целью воспитательного и образовательного процессов является подготовка социально - детерминированного образовательного идеала в результате максимального развития способностей человека к самореализации.

Реализация данной концепции образования возможна лишь в случае обеспечения человека правом выбора направлений образования, что обусловливает введение достаточно ранней дифференциации обучения и создание систем непрерывного образования. Сложность реализации идеи непрерывного образования вызвана многими факторами, среди которых можно отметить следующие:

  • создание организационной и правовой основы для доступа к различным источникам информации;
  • формирование и развитие у человека способностей, связанных с её поиском, обработкой, восприятием, пониманием, использованием.

Человек, не владеющий информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Информационные средства и технология становятся своего рода информационными органами, «продолжениями» человека (X. М. Мак-Люэн). Возникает проблема формирования и развития информационной культуры индивида.

Информатизация образования в широком смысле — комплекс социально - педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком — внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.

Процесс информатизации образования способствует совершенствованию механизмов управления системой образования в частности благодаря использованию автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно - методических материалов. Создание методических систем обучения позволяет развивать интеллектуальный потенциал обучаемого, формировать умение самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды деятельности по обработке информации.

В учебном процессе Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России широко используются следующие компоненты информационных технологий: компьютерные лаборатории, средства телекоммуникаций (компьютерных, аудиовизуальных и др.), системы интерактивного видео и др.

На кафедре естественнонаучных дисциплин Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России решается задача разработки электронной информационной образовательной среды (ЭИОС), функционирующей в рамках предметных секций в составе кафедры. Программный продукт основан на использовании существующей материально-технической базы и разрабатываемого комплекса программных средств. Информационно-образовательная среда предназначена для преподавателей кафедры, обучающегося контингента по дисциплинам кафедры, командования курсов и родителей обучающихся.

При постановке задачи предусматривалось решение следующих задач:

  1. Формирование действующей модели информационно-педагогической системы, которая обеспечивает более полное использование информационных ресурсов в целях повышения качества образовательного процесса.
  2. Объединение в единый виртуальный функциональный комплекс образовательных, обучающих, контролирующих и информационно-коммуникационных процессов.
  3. Создание модели системы дистанционного обслуживания потребителей информационно-образовательных услуг, включающей структурные подразделения академии (кафедры, учебный отдел, факультеты заочного обучения и переподготовки кадров, командование факультетов и курсов, подготовительные учебные курсы) и родителей обучающихся.
  4. Организация работы по повышению профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава по реализации образовательных программ. Информационное обеспечение всех участников образовательного процесса (преподавателей, обучающихся, командование курсов) по вопросам образовательных программ кафедры естественнонаучных дисциплин [2].
  5. Организация научно-методической работы, направленной на профессиональный рост профессорско-преподавательского состава через наполнение, развитие и совершенствование образовательной среды.
  6. Более широкое привлечение курсантов и студентов в научное общество обучающихся через популяризацию выполняемых работ, публикацию и обсуждение результатов работ [1].

Одной из задач, которая ставилась при разработке ЭИОС кафедры, стала создание единой унифицированной системы информационных ресурсов и технологий, используемых во всех сферах деятельности кафедры и академии. Система должна объединять в своем составе взаимосвязанные комплексы, ориентированные на обслуживание следующих категорий пользователей:

  1. Блок «Преподаватель» реализует функции «учебно-методический комплекс по дисциплине», «управление», «контроль»:
    • работа с министерскими, ведомственными, внутри вузовскими нормативными и руководящими документами; работа с нормативной документацией по методическим секциям (планы и отчеты секций, рабочие программы, тематические планы, рейтинг преподавателей);
    • размещение учебно-методической литературы (учебники, пособия, конспекты); просмотр, редактирование, печать план - конспектов учебных занятий по дисциплинам кафедры; публикация, внедрение и использование электронных образовательных ресурсов по дисциплинам кафедры (презентации, электронные учебники и пособия, справочный материал); доступ к базе свободно распространяемого программного обеспечения;
    • дистанционные олимпиады, консультации по дисциплинам кафедры;
    • входное, текущее и итоговое тестирование обучающихся; работа с индивидуальными журналами учебных групп; автоматизированный анализ текущей успеваемости; предоставление отчетных документов по успеваемости;
    • контакты с командованием курсов, подразделениями академии, родителями обучающихся.
  2. Блок «Курсант (студент)» реализует функции «обучение», «контроль», «отчет»:
    • просмотр и использование в процессе обучения электронных образовательных ресурсов, предоставляемых системой и разрешенных для использования (презентации, электронные учебные пособия, видео-уроки, электронные версии методических указаний и пособий, лекционный материал); работа с дополнительным учебным материалом в рамках повышения самообразования; доступ к базе свободно распространяемого программного обеспечения [3];
    • выбор методического раздаточного материала для самостоятельного выполнения практических заданий с возможностью пересылки результатов преподавателю на проверку;
    • контрольное или репетиционное самотестирование по тематике дисциплин, изучаемых на кафедре; просмотр графика контрольных тестов и проверочных практических работ, а также текущих задолженностей по работам; просмотр результатов выполнения теста, текущей успеваемости (персональной или по учебной группе), персонального рейтинга по группе или курсу;
    • возможность самостоятельной предварительной записи по часам для работы в компьютерных классах кафедры; просмотр графика консультаций преподавателей кафедры; дистанционные консультации;
    • размещение и обсуждение научно-исследовательских работ, проводимых в рамках научного общества обучающихся [1];
    • просмотр регламентирующей и планирующей документации: учебных рабочих программ, тематических планов по дисциплинам, положения о зачетах и экзаменах и другой документации федерального, министерского и внутри вузовского уровня.
  3. Блок «Слушатель ФЗО» реализует функции «обучение», «консультация», «отчет», предусматривающие: дистанционные формы обучения с использованием имеющихся в составе среды электронных образовательных ресурсов; дистанционные консультации с курирующими преподавателями кафедры.
  4. Блоки «Командир» и «Родители» направлены на реализацию функций «контроль» и «связь с кафедрой», позволяющих:
    • осуществлять контроль успеваемости обучающихся по дисциплинам кафедры путем запроса необходимых отчетных документов и просмотра электронных журналов текущей успеваемости, а также автоматизированного получения информационных сообщений о наличии неуспевающих;
    • поддерживать непрерывную контактную связь с преподавателями кафедры для решения и обсуждения текущих вопросов, связанных с образовательным процессом.

Таким образом, информационную образовательную среду можно определить как основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение обучающихся, профессорско-преподавательский состав, администрацию учебного заведения, командный состав. Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения преподавателей и обучаемых.

Информационная образовательная среда должна строиться как интегрированная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют учебной, вне учебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по регулированию учебного процесса. Подобная среда должна обладать максимальной вариативностью, обеспечивающей дифференциацию всех возможных пользователей.

Список литературы

  1. Микушкин О.В., Егорова Н.Е. Использование технологий виртуальной реальности при подготовке пожарных и спасателей // сборник материалов XI Международной научно-практичес¬кой конференции «Пожарная и аварийная безопасность», посвященной году пожарной охраны (24–25 ноября 2016 г.) – Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спаса-тельная академия ГПС МЧС России, 2016. С. 418 – 419.
  2. Арбузова А.А., Егорова Н.Е. Разработка электронного учебного пособия «Визуальное представление алгоритмов» // сборник материалов XI Международной научно-практичес¬кой конференции «Пожарная и аварийная безопасность», посвященной году пожарной охраны (24–25 ноября 2016 г.) – Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спаса¬тельная академия ГПС МЧС России, 2016. С. 501 – 503.
  3. Арбузова А.А., Егорова Н.Е. Исследование влияния интерактивных средств обучения на занятиях по математике и информатике на формирование профессиональных навыков // Пожарная и аварийная безопасность : сетевое издание Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. – 2016 г. № 3; URL: http://pab.edufire37.ru/category/estestvennye-nauki.