В настоящее время важными показателями качества профессиональной подготовки кадров являются: эффективность практического использования ими усвоенных знаний и умений, уровень воспитанности (культуры), а также развитие профессионально важных личностных качеств выпускников. Подготовка специалистов высокого уровня требует использования новых подходов к обучению, основанных на сотрудничестве преподавателей и студентов в учебном процессе.
Одной из центральных социально - педагогических проблем выступает некоторое противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Одним из методов разрешения рассмотренного противоречия является отказ от так называемого абсолютного образовательного идеала («всесторонне развитой личности»). В таком случае целью воспитательного и образовательного процессов является подготовка социально - детерминированного образовательного идеала в результате максимального развития способностей человека к самореализации.
Реализация данной концепции образования возможна лишь в случае обеспечения человека правом выбора направлений образования, что обусловливает введение достаточно ранней дифференциации обучения и создание систем непрерывного образования. Сложность реализации идеи непрерывного образования вызвана многими факторами, среди которых можно отметить следующие:
- создание организационной и правовой основы для доступа к различным источникам информации;
- формирование и развитие у человека способностей, связанных с её поиском, обработкой, восприятием, пониманием, использованием.
Человек, не владеющий информационными технологиями, лишается одного из адаптационных механизмов в динамично развивающемся социуме. Информационные средства и технология становятся своего рода информационными органами, «продолжениями» человека (X. М. Мак-Люэн). Возникает проблема формирования и развития информационной культуры индивида.
Информатизация образования в широком смысле — комплекс социально - педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком — внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах.
Процесс информатизации образования способствует совершенствованию механизмов управления системой образования в частности благодаря использованию автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно - методических материалов. Создание методических систем обучения позволяет развивать интеллектуальный потенциал обучаемого, формировать умение самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды деятельности по обработке информации.
В учебном процессе Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России широко используются следующие компоненты информационных технологий: компьютерные лаборатории, средства телекоммуникаций (компьютерных, аудиовизуальных и др.), системы интерактивного видео и др.
На кафедре естественнонаучных дисциплин Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы МЧС России решается задача разработки электронной информационной образовательной среды (ЭИОС), функционирующей в рамках предметных секций в составе кафедры. Программный продукт основан на использовании существующей материально-технической базы и разрабатываемого комплекса программных средств. Информационно-образовательная среда предназначена для преподавателей кафедры, обучающегося контингента по дисциплинам кафедры, командования курсов и родителей обучающихся.
При постановке задачи предусматривалось решение следующих задач:
- Формирование действующей модели информационно-педагогической системы, которая обеспечивает более полное использование информационных ресурсов в целях повышения качества образовательного процесса.
- Объединение в единый виртуальный функциональный комплекс образовательных, обучающих, контролирующих и информационно-коммуникационных процессов.
- Создание модели системы дистанционного обслуживания потребителей информационно-образовательных услуг, включающей структурные подразделения академии (кафедры, учебный отдел, факультеты заочного обучения и переподготовки кадров, командование факультетов и курсов, подготовительные учебные курсы) и родителей обучающихся.
- Организация работы по повышению профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава по реализации образовательных программ. Информационное обеспечение всех участников образовательного процесса (преподавателей, обучающихся, командование курсов) по вопросам образовательных программ кафедры естественнонаучных дисциплин [2].
- Организация научно-методической работы, направленной на профессиональный рост профессорско-преподавательского состава через наполнение, развитие и совершенствование образовательной среды.
- Более широкое привлечение курсантов и студентов в научное общество обучающихся через популяризацию выполняемых работ, публикацию и обсуждение результатов работ [1].
Одной из задач, которая ставилась при разработке ЭИОС кафедры, стала создание единой унифицированной системы информационных ресурсов и технологий, используемых во всех сферах деятельности кафедры и академии. Система должна объединять в своем составе взаимосвязанные комплексы, ориентированные на обслуживание следующих категорий пользователей:
- Блок «Преподаватель» реализует функции «учебно-методический комплекс по дисциплине», «управление», «контроль»:
- работа с министерскими, ведомственными, внутри вузовскими нормативными и руководящими документами; работа с нормативной документацией по методическим секциям (планы и отчеты секций, рабочие программы, тематические планы, рейтинг преподавателей);
- размещение учебно-методической литературы (учебники, пособия, конспекты); просмотр, редактирование, печать план - конспектов учебных занятий по дисциплинам кафедры; публикация, внедрение и использование электронных образовательных ресурсов по дисциплинам кафедры (презентации, электронные учебники и пособия, справочный материал); доступ к базе свободно распространяемого программного обеспечения;
- дистанционные олимпиады, консультации по дисциплинам кафедры;
- входное, текущее и итоговое тестирование обучающихся; работа с индивидуальными журналами учебных групп; автоматизированный анализ текущей успеваемости; предоставление отчетных документов по успеваемости;
- контакты с командованием курсов, подразделениями академии, родителями обучающихся.
- Блок «Курсант (студент)» реализует функции «обучение», «контроль», «отчет»:
- просмотр и использование в процессе обучения электронных образовательных ресурсов, предоставляемых системой и разрешенных для использования (презентации, электронные учебные пособия, видео-уроки, электронные версии методических указаний и пособий, лекционный материал); работа с дополнительным учебным материалом в рамках повышения самообразования; доступ к базе свободно распространяемого программного обеспечения [3];
- выбор методического раздаточного материала для самостоятельного выполнения практических заданий с возможностью пересылки результатов преподавателю на проверку;
- контрольное или репетиционное самотестирование по тематике дисциплин, изучаемых на кафедре; просмотр графика контрольных тестов и проверочных практических работ, а также текущих задолженностей по работам; просмотр результатов выполнения теста, текущей успеваемости (персональной или по учебной группе), персонального рейтинга по группе или курсу;
- возможность самостоятельной предварительной записи по часам для работы в компьютерных классах кафедры; просмотр графика консультаций преподавателей кафедры; дистанционные консультации;
- размещение и обсуждение научно-исследовательских работ, проводимых в рамках научного общества обучающихся [1];
- просмотр регламентирующей и планирующей документации: учебных рабочих программ, тематических планов по дисциплинам, положения о зачетах и экзаменах и другой документации федерального, министерского и внутри вузовского уровня.
- Блок «Слушатель ФЗО» реализует функции «обучение», «консультация», «отчет», предусматривающие: дистанционные формы обучения с использованием имеющихся в составе среды электронных образовательных ресурсов; дистанционные консультации с курирующими преподавателями кафедры.
- Блоки «Командир» и «Родители» направлены на реализацию функций «контроль» и «связь с кафедрой», позволяющих:
- осуществлять контроль успеваемости обучающихся по дисциплинам кафедры путем запроса необходимых отчетных документов и просмотра электронных журналов текущей успеваемости, а также автоматизированного получения информационных сообщений о наличии неуспевающих;
- поддерживать непрерывную контактную связь с преподавателями кафедры для решения и обсуждения текущих вопросов, связанных с образовательным процессом.
Таким образом, информационную образовательную среду можно определить как основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, реализующую едиными технологическими средствами и взаимосвязанным содержательным наполнением качественное информационное обеспечение обучающихся, профессорско-преподавательский состав, администрацию учебного заведения, командный состав. Подобная среда должна включать в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения преподавателей и обучаемых.
Информационная образовательная среда должна строиться как интегрированная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют учебной, вне учебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по регулированию учебного процесса. Подобная среда должна обладать максимальной вариативностью, обеспечивающей дифференциацию всех возможных пользователей.