Анализ финансового обеспечения образовательных организаций Российской Федерации

№103-1,

экономические науки

В данной статье рассмотрено финансирование образовательных организаций РФ, проанализированы расходы на образование в России, а так же указанны возможные пути развития.

Похожие материалы

В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества возрастает с ростом влияния человеческого капитала. Действующая система образования в России способна конкурировать с различными системами образования развитых стран. Нельзя забывать, о том, что необходима широкая общественная поддержка образовательной политики, восстановления ответственности и активной роли государства в этой области, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых ресурсов, а также созданием механизмов для их максимально эффективного использования.

Финансирование учебных заведений может осуществляться на основе местных и государственных стандартов финансирования не только для одного учащегося или ученика, но и для каждого типа образовательного учреждения. Государственная Дума ежегодно утверждает Федеральные стандарты финансирования одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на следующий год. Региональные и местные стандарты финансирования должны быть специфическими для образовательного учреждения и достаточными для покрытия средних текущих расходов по области. На сегодняшний день, самым важным показателем социального развития, отражающего степень внимания государства к образованию граждан, являются расходы на образование.

Таблица 1. Расходы государства на образование по подразделам классификации расходов бюджетов, млрд. рублей

Показатели

2015

2016

2017

Консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов

3038,3

3035,6

3104,1

Дошкольное образование

659,1

693,1

678,0

Общее образование

1415,7

1406,9

1489,4

Среднее профессиональное образование

202,8

198,8

199,0

Высшее и послевузовское образование

518,7

517,1

505,3

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации

21,1

19,5

21,0

Молодежная политика и оздоровление детей

62,0

58,4

65,1

Прикладные научные исследования в области образования

15,5

13,4

11,8

Другие вопросы в области образования

144,3

130,5

132,9

Источник: по материалам [2]

Следует отметить, что большая доля расходов бюджет в государственных приходится на общеобразовательные учреждения из-за большего охвата населения и длительности обучения. В последние годы растет уровень расходов на общее и профессиональное образование. Связано это с реализацией различных программ и проектов, которые направлены на обеспечение конкурентоспособности российского образования и повышение соответствия потребностям рынка труда, а увеличение расходов на дошкольное образование — с введением новых мест, необходимостью их оборудования и содержания.

– Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации по разделу «Образование» в 2017 году, млрд. руб. Источник: по материалам [2]
Рисунок 1. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации по разделу «Образование» в 2017 году, млрд. руб. Источник: по материалам [2]

Расходы на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, а также расходы на обучение персонала — это расходы, которые составлены в соответствии с бюджетной классификацией.

На основе анализа финансового обеспечения образовательных организаций РФ в общем объеме бюджетного финансирования общеобразовательные школы финансируются на 99% из бюджетов субъектов Российской Федерации, 1% — из федерального бюджета, 96% высших учебных заведений финансируются из федерального бюджета и 4% из территориальных бюджетов.

Образование выглядит в федеральном бюджете скромно, но внушительно консолидировано с учетом региональных бюджетов. В общем объеме отчислений по пяти основным направлениям бюджетной системы расходы на образование в 2017 году составят 23,3%, или 3,1 трлн рублей. Это меньше, чем на здравоохранение (3,5 трлн рублей, или 11% расходов), но больше, чем на оборону (4,9 трлн рублей, что составляет 5,7% ВВП). И данное соотношение сохраняется до 2019 года.

Система образования на сегодняшний день нуждается в финансировании для ее дальнейшего полного функционирования и развития что является одной из самых значимых проблем всей системы образования. Поэтому необходимо создавать программы, направленные на увеличение бюджетного и внебюджетного финансирования образования, а также их рациональное использование. Недостаточное финансирование образовательных учреждений является следствием сокращения материально-технической поддержки учреждений, низкого уровня оплаты труда преподавателей, и, следовательно, сокращается количество квалифицированных учителей, что подчеркивает следующую проблему — качество образования.

Список литературы

  1. Федеральный закон Российской Федерации 273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании».
  2. Индикаторы образования: 2018: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В.Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2018. – 400 с.
  3. Лепешкина, А. Е. Сущность и специфика организации финансов образовательных учреждений. – К.: сборник научных трудов 5-й Международной научно-практической конференции / А. Е. Лепешкина. – 2016. – С. 126.
  4. Марова, О. Н. Целевое финансирование образовательных учреждений. – Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение / О. Н. Марова. – 2016. – № 4. – С. 56.