Значительная роль в развитии экономики Волгограда отводится бюджетно-налоговой политике и самому бюджету. В настоящее время процедуры бюджетного планирования перестраиваются с учетом новых принципов.
Бюджетная политика Волгограда направлена на безусловное выполнение социальных обязательств: своевременное и полное финансирование заработной платы работников государственных учреждений и мер социальной поддержки, предусмотренных отдельным категориям граждан, своевременное и полнообъемное перечисление средств в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также поддержание необходимого уровня социально-экономического развития региона[1].
Проводимая в Волгограде финансово-бюджетная политика сохраняет направленность на обеспечение стабильности, безопасности и сбалансированности муниципальной, бюджетной системы, выполнение социальных обязательств, формирование необходимых ресурсов для дальнейшего социально-экономического развития Волгограда.
По итогам 2018 года бюджет Волгограда по расходам исполнен в объеме 20 773,9 млн. рублей, что на 379,8 млн. рублей или 1,8% ниже уровня 2017 года. За счет средств вышестоящих бюджетов профинансировано расходов на сумму 12 404,1 млн. рублей, что на 348,8 млн. рублей или 2,9% больше уровня 2017 года. Собственные расходы составили 8 369,8 млн. рублей[2-3].
По итогам 2019 года расходы бюджета исполнены в объеме 14 339,3 млн. рублей, что ниже уровня соответствующего периода 2018 года на 4,0% или 599,5 млн. рублей[4].
![Расходы бюджета Волгограда в 2017- 2019 гг. Источник: авторская, по материалам [2-4]](/res/blcp7kydl8.jpg)
Согласно таблице 1, основной удельный вес в расходной части бюджета Волгограда за 2018 год и 2019 года составляют расходы в социальной сфере — 54,4% и 59,8% соответственно. Доля расходов на национальную экономику и жилищно-коммунальное хозяйство за 2018 год составляет 34,6%, за 2019 года — 28,6% (таблица 1).
Наименование | 2018 год | 2019 год | ||||
за год | за 9 месяцев | |||||
млн. руб. | млн. руб. | % | % | млн. руб. | % | |
Всего расходов, в том числе | 20 773,9 | 100,0 | 14 937,5 | 100,0 | 14 339,3 | 100,0 |
Общегосударственные вопросы | 1 428,9 | 6,9 | 1 043,4 | 7,0 | 1 037,2 | 7,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 94,5 | 0,5 | 66,0 | 0,4 | 72,0 | 0,5 |
Национальная экономика | 4 829,9 | 23,2 | 3 044,3 | 20,4 | 3 060,1 | 21,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 2 369,3 | 11,4 | 1 646,5 | 11,0 | 1 044,0 | 7,3 |
Охрана окружающей среды | 14,7 | 0,1 | 10,9 | 0,1 | 11,5 | 0,1 |
Образование | 9 269,9 | 44,6 | 7 055,5 | 47,2 | 7 233,6 | 50,4 |
Культура, кинематография | 505,0 | 2,4 | 398,5 | 2,7 | 336,1 | 2,3 |
Социальная политика | 997,0 | 4,8 | 717,8 | 4,8 | 728,9 | 5,1 |
Физическая культура и спорт | 537,9 | 2,6 | 419,5 | 2,8 | 280,4 | 2,0 |
Средства массовой информации | 40,1 | 0,2 | 22,3 | 0,1 | 31,8 | 0,2 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 682,3 | 3,3 | 510,5 | 3,4 | 500,1 | 3,5 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и МО | 4,6 | — | 2,3 | 0,1 | 3,6 | 0,1 |
Дефицит « — », профицит « + » | -595,2 | — | -864,5 | — | -485,7 | |
Дефицит, % | 7,7 | — | 10,4 | — | 5,7 |
Источник: авторский, по материалам [3-4]
Доходы бюджета Волгограда составили по итогам[4]:
- 2018 года — 20 178,8 млн. рублей, из них собственные доходы — 7 744,5 млн. рублей, безвозмездные поступления — 12 434,3 млн. рублей;
- 2019 года — 13 853,7 млн. рублей, из них собственные доходы –5 403,6 млн. рублей, безвозмездные поступления — 8 450,1 млн. рублей.
![Доходы бюджета Волгограда по итогам 2018 и 2019 года (млн.руб). Источник: авторский, по материалам [3-4]](/res/ajn7ejfnjx.jpg)
В структуре доходов бюджета Волгограда основная доля приходится на безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов — 61,0 %.
Значительным потенциалом по увеличению доходов является снижение задолженности по платежам в бюджет Волгограда. В течение 2018-2019 годов продолжена работа Комиссий по обеспечению налоговых и неналоговых доходов в бюджет Волгограда.
Главная составляющая социально-экономического роста — инвестиции: их объем за прошедшие пять лет выросли со 140,7 (2013 год) до 184 миллиардов рублей (2018 год).
В Волгограде комплексно реализуются меры по улучшению инвестиционного климата, которые включают в себя развитие инфраструктуры поддержки бизнеса, снижение административных барьеров, совершенствование контрольно-надзорной деятельности, внедрение новых технологий и создание высокопроизводительных рабочих мест, поддержка инновационных и высокотехнологичных разработок, предоставление льгот инвесторам — в рамках действующего регионального законодательства с 2014 по 2018 год предоставлены 5,8 миллиардов рублей [1].
Отдельные показатели социально-экономических условий формирования и реализации бюджетной и налоговой политики Волгограда представлены в таблице 2.
Показатель | 2018 г. (факт) | 2019 г.(факт) | 2020 г. (прогноз) | 2021 г. (прогноз) | 2022 г. (прогноз) |
Численность населения, тыс. чел. | 1 014,6 | 1 013,5 | 1 013,5 | 1 013,6 | 1 013,6 |
Численность экономически активного населения, тыс. чел. | 523,2 | 522,45 | 523,14 | 523,82 | 523,84 |
Уровень безработицы, % | 0,52 | 0,52 | 0,51 | 0,51 | 0,50 |
Фонд оплаты труда, % к прошлому году | 108,8 | 106,1 | 104,5 | 104,6 | 104,5 |
Индекс промышленного производства, % к прошлому году | 95,1 | 102,5 | 101,5 | 101,0 | 101,2 |
Индекс оборота розничной торговли, % к прошлому году | 102,1 | 101,1 | 100,6 | 102,2 | 102,3 |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % к прошлому году | 69,37 | 73,2 | 103,1 | 105,4 | 105,8 |
Индекс потребительских цен, % | 104,3 | 103,8 | 103,0 | 104,0 | 104,0 |
Источник: авторский, по материалам [4]
Таким образом, достигнутый уровень социально-экономического развития Волгограда по итогам 2018 года и 2019 года предопределяет необходимость ускорения экономического развития Волгограда, а также укрепления социального благополучия населения.
Рост обеспечен в основном за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество организаций.
На 4,1 млрд.рублей к 2018 году увеличилась государственная финансовая поддержка Волгоградской области со стороны федерального центра (2018 год — 25,2 млрд.рублей, 2019 год — 29,3 млрд.рублей). Для сравнения: в 2013 году объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета был в два раза меньше — 13,5 млрд.рублей.
Сделаны серьезные шаги в социально-экономическом развитии Волгоградской области, муниципальных образований. Создан базис, фундамент для дальнейшего социально-экономического развития Волгоградской области.