«Потерянное поколение» и «Закупоренные мальчики»: два писателя, две войны, одинаковый слом личности (анализ произведений Э. М. Ремарка «Три товарища» и Ю. Бондарева «Непротивление»)

№118-1,

филологические науки

Целью настоящей работы явилось изучение особенностей психологического состояния личности солдата, вернувшегося после войны в мирную жизнь в образцах русской и зарубежной литературы, а также выявление причин непринятия и отчужденности себя и мира вокруг, установление причин столь яростного отношения к людям, которых война не коснулась. На примере героев романов Э.М. Ремарка «Три товарища» и Ю. Бондарева «Непротивление» принята попытка сравнить отношение персонажей к окружающему миру, выявить причины ненависти к людям.

Похожие материалы

Тема — человек на войне — широко освещена в мировой литературе. Описание боевых сражений, людских переживаний и перемен в жизни героев — все это важные аспекты, которые писатели стремились показать во все времена. Сохранить память о страшных событиях, передать эти знания подрастающему поколению — задача актуальная, особенно в свете современного перелома, информационного хаоса и желания многих переписать историю, перечеркнуть заслуги героев. Особенно важно донести посредством художественной литературы те сложности и душевные терзания, что пережили солдаты в кровавой войне.

Многие исследователи литературы обращались к данной теме, и стремились понять, что хотели донести писатели в образах своих героев, какие качества показать. Так, книга Е. С. Сенявской «Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России» раскрывает феномен «человека воюющего». Документальные исследования, представленные в книге, рассказывают о том, как это явление отразилось в народном сознании и повлияло на судьбу нескольких поколений. Главная тема ее исследований — человек в экстремальных условиях войны, его мысли, чувства, поведение. На страницах книги автор приводит слова людей, прошедших войну: «Время на войне течет по особым законам. У меня ощущение, что оно было как-то чудовищно спрессовано… За две недели войны я почувствовал, что повзрослел, постарел сразу на несколько лет. По моим наблюдениям, так было со всеми…» [8, с. 24]. Исследуя психологическое состояние воинов после возвращения домой, Е. С. Сенявская отмечает, «после войны возвращение фронтовиков в привычное мирное пространство не было возвращением к прежнему, довоенному его восприятию, поскольку человек оказывался обогащен и изменен военным опытом, с которым изменялись и его взгляды на мир» [8, с. 152].

Русская и зарубежная литература богата примерами героев, чьи жизни сломала война. Под пером писателей рождались образы тех, кто остался на обочине жизни, потому что не смог найти себя в обычном повседневном бытие, привычном для других. Ярким примером такого выражения отчужденности и непринятия себя и мира вокруг стали произведения «Три товарища» Э. М. Ремарка и «Непротивление» Ю. Бондарева. Попробуем найти общие черты «потерянного поколения» у Ремарка и «закупоренных мальчиков» Бондарева.

Главные герои двух произведений — это мальчишки, которые начали убивать еще до того, как влюбились в первый раз. Их мир — мир искалеченных судеб и изломанных людей. На протяжении всей послевоенной жизни их преследуют изуродованные лица погибших друзей. Многие из них сходят с ума от воспоминаний. Почти все они не могут привыкнуть к мирной жизни, потому что в сравнении с тем, что было пережито на фронтах, остальная жизнь с ее бытом и повседневностью казалась недостойной внимания.

Так, война ворвалась в дом простых ребят, живших совершенно обыкновенной жизнью, полных надежд, еще не любивших по-настоящему. Они не были готовы к мясорубке войны, тем более, столь жестокой и трагической.

Нам сегодня трудно представить то, что для них являлось двигателем жизни. Но благодаря произведениям «Три товарища» Э. М. Ремарка и «Непротивление» Ю. Бондарева становится немного понятнее, чем дышали эти молодые люди. Они знали смерть как постоянную спутницу будней, и это сформировало их мировосприятие.

Вопреки всему они были настоящими мужчинами. Война научила их ценить мир. Смерть показала всю красоту жизни. Ненависть человеческая только сильнее обострила все чувства. Когда все в мире обесценивается, остается самое главное. Поэтому все они пишут о любви. Мяса и крови, огня и взрывов в произведениях этих людей много, но это — лишь декорации. Главное — это человеческое тепло рядом.

В данных произведениях читатель может ощутить всю циничность жизни сквозь текст и те чувства, которые рисуют бесструктурный мир, лишенный целенаправленности и веры. При этом прошлое рисуется счастливыми и яркими красками, создавая практически идеальный мир. На фоне этого настоящее представляется серой средой, которая лишена веры и традиций, а каждый пытается найти себя в этом новом для него мире.

Отметим, что Э. М. Ремарк — писатель, цитаты из книг которого не теряют актуальности уже более полувека. В юности ему пришлось воевать на фронтах Первой мировой войны, что легло в основу многих его бессмертных романов. Эпоха так называемого потерянного поколения нашла отражение в творчестве Ремарка, произведения которого никого не оставляют равнодушным.

Одно из самых известных произведений, которые написал Ремарк — «Три товарища» — повествует о тяжелом послевоенном периоде. Трое друзей, которые вместе прошли войну, Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц изо всех сил стараются наладить работу автомастерской, найти средства к существованию, а также отыскать потерянный смысл жизни. Роберт находит его в любви к загадочной девушке по имени Патриция.

Возмущаясь непринятием себя в мирном обществе, герой
Э. М. Ремарка восклицает: «Скажите, что вы сделали для нас, когда мы вернулись с фронта? Ничего! Ровно ничего! Вы оспаривали друг у друга победы, закладывали памятники неизвестным воинам, говорили о героизме и уклонялись от ответственности! Нам вы должны были помочь! А вы что сделали? Вы бросили нас на произвол судьбы в самое трудное для нас время, когда мы, вернувшись, силились войти в жизнь!» [7, с. 133].

На протяжении всего повествования герои часто вспоминают свое прошлое, связанное с трагичными событиями. В свои тридцать лет Роберт Локамп смог совершить только одно: повоевать. В 1916 году он и еще многие юные ребята поступил на фронт, где буйствовало кровопролитие и смерть. Очевидно, что тяжелые картины навсегда остались в памяти у главного героя. Он больше не может жить прежней жизнью, которая была у него до военных действий.

При разговорах со своими друзьями — Отто и Готтфридом — Роберт говорит о том, что их жизнь никогда не станет прежней, что война навсегда изменила ее. Локамп признается, что единственным спасением от картин прошлого становится алкоголь. Он является своеобразным символом «потерянного поколения».

Локамп, Ленц и Кестер — люди, которые в молодом возрасте ушли на фронт. У них не было времени на то, чтобы получить хорошее образование. А сейчас им уже по тридцать лет. Поздно делать хотя бы какие-то попытки изменить жизнь к лучшему. Герои потратили лучшее время своей жизни на войну, поэтому, возвратившись домой, они не могут жить спокойно и радостно, занимаясь любимым делом, приносящим огромную выручку. Война сломала их жизнь, сделала героев равнодушными к собственному существованию. Кестер дает своим друзьям совет: «никогда ничего не принимать близко к сердцу, потому что ничего в этом мире нельзя удержать» [7, с. 187]. Такая жизненная философия — следствие военного и послевоенного времени. Когда Роберт спрашивает Отто, что же им мешает жить сейчас, Кестер отвечает, «что в прошлом было то, что мешает им существовать до сих пор» [7, с. 159].

К «потерянному поколению» относятся не только центральные персонажи романа, но и второстепенные. Дом, в котором живет главный герой Роберт Локамп, — тому подтверждение. У всех жителей сломаны судьбы. В стране совершенно нет работы, поэтому девушкам часто приходилось работать проститутками, чтобы прокормить себя и своих детей. Автор романа демонстрирует огромное количество персонажей с таким образом жизни, показывая, что это было не редкостью.

Валентин, которого каждый день Роберт Локамп видит в баре, — еще один представитель «потерянного поколения». Он смог выжить на войне, поэтому каждый день отмечает это событие, пропивая все свои сбережения и имущество. У него нет будущего, как нет будущего у всех тех, кто участвовал в войне. Будущее для них «потеряно». Бойцы смогли выжить на войне, но дальнейшей жизни для них просто нет: они либо бесследно и нелепо умрут, как Готтфрид Ленц, либо продолжат бессмысленно существовать.

Такое поколение фрау Залевски оценила так: «Прошлое вы ненавидите, настоящее презираете, а будущее вам безразлично» [7, с. 202]. Эта фраза наиболее точно отразила специфику «потерянного поколения».

Что же происходит с героями романа Бондарева «Непротивление»? Такие же они потерянные, как у Ремарка? Так же тяжело переживают возвращение в мирную жизнь?

Юрий Бондарев — писатель автобиографический, что во многом определяет тематику его произведения, его эволюцию как художника и, собственно, отношение к жизни. Он живет своим поколением, изучает его столбовую дорогу и боковые тропки, падения и взлеты, слабости и силу своих соотечественников.

На наш взгляд, роман Юрия Бондарева «Непротивление» — это нечто новое, чего еще не было в русской литературе. Его роман — не астафьевская ненависть и злость ко всему народу и стране в целом, что захватила писателя целиком. Но в тоже время это своеобразная авторская реакция на всеобщее разрушение, на свое одиночество и ненужность среди людей современного мира. Однако, это и не отказ от себя прежнего, как можно наблюдать у Василия Быкова, где герой перечеркивает всю предыдущую жизнь, в безуспешной попытке приспособится к реалиям жизни. Роман Бондарева — это роман русского сопротивления, это вызов автора всей системе перестройке.

Роман «Непротивление», созданный в середине 1990-х годов, являет собой новый виток авторского понимания вопроса духовно-нравственного определения человека в сложной жизненной обстановке. Критических статей о данном романе немного. В нескольких трудах говорится о подробном изучении в нем конфликта, который возник в послевоенное время между бывшими фронтовиками и тыловиками, о пропасти, что разделила побывавших в «горниле войны» солдат и тех, кто «не смотрел в лицо» смертельной опасности. Так, В. Юдин охарактеризовал подобное положение вещей «украденной победой». Анализируя роман, он отмечал: «Бондарев честно показал, что, увы, не каждый <...> сумел разобраться в обстановке, сделал верный шаг, иные сломались, <...> «лихо» подстроились под конъюнктуру смуты и безвременья <...>, и в результате, добытая дорогой ценой победа в годы Великой Отечественной войны, была утеряна» [10,
с. 35]. Данную мысль, совершенно ясно присутствующую в романе, высказывает и Г. Ореханова в своей статье «Кто душу положил за други...». Она дает определение основной интонации произведения, выделяя свойственный автору надрыв, «постоянное ощущение в нем непроходящей боли» [5, с. 56], и образно называет роман «Непротивление» «рыдающим» романом, «романом-криком» [5, с. 56].

Анализируя роман, видим, что герои Бондарева жестокие и грубые. Все они «вечные солдаты», закупоренные войной, что даже не могут испытывать к людям любовь. Не показал своих чувств к матери и главный герой, когда вернулся с войны. Теперь, спустя столь долгий срок, она стала для него далекой, и обращаться он к ней смог только на «вы». Раньше такого стеснения не было, он мог беспричинно обнять мать и приласкать ее. Однако, герои Бондарева не стесняются показывать злость, ненависть и призрение к «тыловому» обществу. Александр понимает, что даже к немцам он не испытывает такой ненависти, как к тыловикам. Он считает, что эти люди достойны только ненависти, потому как никогда не смогут понять его чувств. Он ушел на фронт еще мальчишкой и долгое время бок о бок шел со смертью, нередко убивал сам, и все ждал, что скоро она придет за ним. При этом в то время, когда он рисковал, где-то жили люди, которые и пальцем не пошевелили, чтобы защитить страну.

При этом, Александр не испытывает такой сильной любви, как Робби у Ремарка. В данном романе она не является основой и не спасает героя от злости, ненависти и смерти. Однако, в его сердце закралось это чувство, но любовь Александра не такая всемогущая, чтобы заставить героя переоценить отношение к окружающим. При этом он стремится быть с девушкой даже вопреки угрозы для собственной жизни.

Что же касается дружбы, то и её, как таковой нет. В самом начале книги Александр знакомится с группой людей, которых все боятся. С этого момента начинается их «дружба», но она у них совсем не такая, как в «Трех товарищах». Всех их объединяет грубость, резкость, неправедные поступки и, конечно же, ненависти к тыловикам. Они не друзья, а всего лишь банда. В послевоенное время герой неоднократно задается вопросом: «Где же наше фронтовое братство?». Но ответа на данный крик души не получает.

Таким образом, главные герои «Непротивления» и «Трех товарищей» ощущают непреодолимую пропасть между жизнью до войны и после. На фронт они ушли, будучи глупыми мальчишками, а вернулись уже мужчинами, для которых обыденный мир, где не было войны, стал в тягость. Тоска и одиночество — это те чувства, которые постоянно испытывают герои на протяжении всего повествования. Однако, закончив войну, они надеялись найти себя, но их ждало разочарование. Они столкнулись с ложью, алчностью, предательством окружающих. Они так и не смогли принять этот мир, а мир не принял их.

Список литературы

  1. Бондарев, Ю. В. Непротивление / Ю. В. Бондарев. — М.: АСТ, 2019. — 382 с.
  2. Вахитова, Т. М. О творчестве Юрия Бондарева / Т. М. Вахитова // Литература в школе. — 2015. — № 6. — С. 24–29.
  3. Глухова, Ю. В. Художественно-стилистические особенности афоризмов Э. М. Ремарка на примере произведения «Три товарища» («Drei Kameraden») / Ю. В. Глухова, А. Н. Тарасов // III Авдеевские чтения : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне / под ред. Ю. А. Шурыгиной. –2015. — С. 36–39.
  4. Ильина, П. Д. Проблема жизнеутверждающей метафоры в романе Э. М. Ремарка «Три товарища» / П. Д. Ильина, П. И. Болдаков // Язык, культура и научно-технические инновации в странах изучаемых языков : материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых. — 2016. — С. 138–147.
  5. Ореханова, Г. Кто душу положил за други... (О новом романе Юрия Бондарева «Непротивление») / Г. Ореханова // Современная Россия. — 1996. — № 2. — С. 56–58.
  6. Прохоров, В. Анализ произведения Ремарка «Три товарища» / В. Прохоров. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://literaguru.ru/analiz-romana-remarka-tri-tovarishha/ (дата обращения 20.04.2020).
  7. Ремарк, Э. М. Три товарища : (роман) / Эрих Мария Ремарк; пер. с нем. И. Шрайбера. — М. : Астрель, 2019. — 382 с.
  8. Сенявская Е. С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России / Е. С. Сенявская. — М. : РОССПЭН, 2009. — 383 с.
  9. Шумай, К. И. Потерянное поколение в зарубежной литературе — искалеченные эпохой (на материале Э. Хемингуэя «И восходит солнце», Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен» и Р. Олдингтона «Смерть героя») / К. И. Шумай, Е. А. Маккавеева, В. С.Дикая // Научные открытия 2016 : XII Международная научно-практическаяконференция. –2016. — С. 1317–1320.
  10. Юдин, В. Украденная победа: о произведениях Ю. Бондарева / В. Юдин // Молодая гвардия. — 1997. — № 2. — С. 35–37.