Роль управленческой деятельности Б.Н. Ельцина в становлении нового государства и ее оценка в современной России

№118-1,

политология

В статье проанализирован вклад Б.Н. Ельцина в развитие России на начальном этапе формирования государственности в новой стране, рассмотрены проведённые под его руководством преобразования, дана их оценка. Кроме того, рассмотрено отношение россиян к деятельности политика на современном этапе.

Похожие материалы

Современное государство, гражданами которого мы являемся, вышло на мировую арену как независимое геополитическое образование в 1991 году. Начало 90-х годов было непростым, противоречивым, спорным и переломным временем для России. Это времена ослабления четко сложившегося строя, новые начинания в сфере экономико-политических решений. В 90-е началось активное взаимодействие с Западом и расхождение интересов с ближайшими соседями. На рубеже веков России и ее гражданам необходим был креативный и уверенный в своих силах лидер, способный дать старт для формирования и дальнейшего развития системы государственного управления в России, а также для складывания политико-экономической и международной доктрины. Именно с этим связанна актуальность заявленной темы. Данное исследование проводилось для того, чтобы рассмотреть роль Бориса Николаевича Ельцина, как политика и управленца, в становлении современной России. Кроме того, важно понимать, как в XXI веке оценивается его вклад.

По результатам выборов 12 июня 1991 года к власти приходит Б.Н. Ельцин. Сразу же после этого политиком было высказано неодобрение в адрес партийной номенклатуры и их привилегий, а также намечено направление развития страны, как суверенного геополитического объекта.

Кроме того, в круг интересов управленческой верхушки в лице Бориса Николаевича Ельцина попадала экономическая ситуация в стране, нарастающие противоречия между ветвями власти: законодательной и исполнительной.

Также нельзя было игнорировать и внешнеполитические отношения. Стоит отметить, что к началу управленческой деятельности Б.Н. Ельцина были намечены два четких направления во внешнеполитической программе:

  1. Страны бывших союзных республик;
  2. Запад, как необходимый элемент в признании суверенности, правового и политического равенства для России.

В связи с вышеуказанными проблемами, стоящими перед руководством страны на момент 1991 года, целесообразно упомянуть о направлениях политической деятельности государственной верхушки.

Прежде всего хотелось бы отметить, что выборы 1991 года считаются первыми выборами Президента, на которых дальнейшая судьба страны была отдана в руки народа. Несомненно, этот аспект является хорошим началом в строительстве нового государства, в котором граждане и их мнение — ценность и сфера интересов власти. Сегодня это направление является одним из способов реализации народовластия в стране. Другой вопрос в том, как население современной России оценивают прозрачность и честность процедуры избрания правящей верхушки в тот период.

Кроме того, на протяжении большей части ХХ века граждане страны жили в идеологизированном обществе. Согласно же указу от 20 июля 1991 года в дальнейшем влияние политических партий нужно было свести к минимуму, как и роль идеологии, которая должна замещаться объективной информацией. Решительным шагом было введение запрета на деятельность КПСС на территории России в ноябре того же года. Эти факты говорят о том, что в стране постепенно появлялась возможность выражать многогранные мнения, следовательно, можно говорить о зарождении плюрализма.

Сложно оспорить, что появление демократических веяний и возможности самоопределения — положительный эффект на пути к построению нового государства. Однако нельзя обойти стороной тот факт, что на протяжении всего 1992 года зрели противоречия в сфере отношений между ветвями власти: законодательной и исполнительной. В связи с этим в 1993 году было объявлено о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, а также о выборах в Федеральное собрание. Таким образом, законодательная ветвь власти 12 декабря 1993 года была сформирована путем голосования граждан страны. Кроме того, была принята Конституция 1993 года.

Наряду с проблемами в сфере управления и формирования системы властных структур, а также правовых основ Российского государства, назревали экономические вопросы. Советская система, подвергнувшись перестройке с ее рыночными веяниями, стояла на грани развала. Б.Н. Ельцин заявил о необходимости решительных реформ: переход к рыночным свободам, регулируемым законодательными нормами. Здесь стоит упомянуть о либерализации цен, свободе торговли, приватизации. С одной стороны, частная собственность и предпринимательская свобода — несомненный положительный аспект. Но с другой — расслоение общества, безработица, падение покупательной способности населения свидетельствуют о серьезных просчётах в построении проекта реформ. Сегодня мы по-прежнему стремимся перейти к системе рынка, при этом имея институт предпринимательства и такое явление, как частную собственность. Внедрение этих аспектов, несомненно, жестко отразилось на населении, но для экономики сегодняшней России это является важным аспектом.

Однако нельзя обойти стороной наиболее известный вооруженный конфликт времен управленческой деятельности Б.Н. Ельцина. Использование вооруженных сил Российской Федерации в Чеченской республике надолго останется предметом споров и осуждений России мировой общественностью.

Что касается международных отношений, то здесь важно отметить, что был взят курс на снятие напряженности в отношениях с западными партнерами. На момент 2018 года имеются определенные сложности в данном направлении государственной политики России. Но нельзя выбросить из внимание заслугу первого Президента России в том, что именно в период его президентства Россия довольно успешно появилась на мировой арене.

Прошло уже почти 30 лет с момента, когда во главе нашей страны оказался Б.Н. Ельцин. Всероссийский центр изучения общественного мнения проводит исследования, связанные с оценкой управленческой деятельности первого Президента России. К 2016 году мнения стали все более негативными: 50% респондентов называют политика виновником кризиса, лишь треть учитывают его попытки оживления жизни в стране. Отметим, что в 2007 году ситуация была противоположной.

К плюсам управленческой деятельности Б.Н. Ельцина опрошенные относят преодоление продовольственного дефицита, появление института частной собственности и становление демократических основ государства в современной России (17% в 2016 году, около 30% в 2007). В качестве слабых сторон политики указываются кризис конца столетия и вооружённый конфликт в Чечне, безработицу (50% — 60% в 2016 году). [2]

Кроме того, 62% опрошенных в 2016 году отметили негативные последствия кризиса 1998 года, а, следовательно, и правления Б.Н. Ельцина, для своей семьи. [2]

Стоит также рассмотреть изменение настроения населения России с течением прошедших лет. По оценкам 1996-1997 года доверие к действующему руководству страны стремительно падало: на вопрос «Заслуживает ли действующий Президент доверия?» был дан ответ «Совсем не заслуживает» 35% опрошенных в 1996 году и 68% в 1997 году. Если говорить о настроении населения по отношению к действующему сегодня руководству страны, то в 2008-2013 годах одобрили политику лидера от 60% до 70% респондентов. Также ВЦИОМ отмечает по результатам своих исследований, что присоединение Крыма расположило население России к действующему руководству. [1]

Таким образом, стоит сказать, что за последние годы направления политики, проводимой управленцами России, устраивает население в большей степени, чем в 90-е, ведь они скорректированы. Однако нельзя отрицать вклада, в том числе и положительного, в становление нового государства Б.Н. Ельцина, как первого Президента России. Безусловно, было совершено множество ошибок, допущены просчеты. Но именно в 90-е были заложены начала в становлении нового государства — Российской Федерации.

Список литературы

  1. Россия удивляет: пять эпох в российском общественном мнении (1987-2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116098 (Дата обращения: 04.03.2018).
  2. «Эпоха Ельцина» как мы ее помним [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115565 (Дата обращения: 04.03.2018).