Разработка конструкции устройства для обслуживания пожарных рукавов

№118-1,

технические науки

В статье рассматриваются новые технические решения, направленные на модернизацию базовой конструкции установки ТЦ-11П для скатки и перекатки пожарных рукавов на новое ребро. Создана трехмерная модель станка, рассмотрены преимущества устройства перед аналогами, описана конструкция станка, а также указаны основные характеристики.

Похожие материалы

Установлено, что напорные пожарные рукава используются значительно чаще, чем другие виды пожарного оборудования. А это значит, что они требуют к себе не малого внимания, которое заключается в техническом обслуживании и ремонте. Процесс технического обслуживания пожарных рукавов заключается не только в мойке и сушке рукавов, но и в скатке и перекатке на новое ребро пожарных рукавов. Качественное, добросовестное и своевременное обслуживание пожарных рукавов, это обеспеченность пожарно-спасательных частей исправными пожарными напорными рукавами, что определяет боевую готовность и оперативность пожарных подразделений при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Идея создания нового станка для скатки и перекатки пожарных рукавов на новое ребро заключается в глубокой модернизации базовой конструкции установки ТЦ-11П для намотки пожарных рукавов в скатку и перекатки на новое ребро. Предлагается оснастить базовый станок электрическим приводом, установить две металлических полки для хранения принадлежностей и пожарных рукавов, а также установить на основание устройства колеса (ролики) для возможности легкого перемещения устройства в помещении. На рисунках 1 и 2 представлена конструкция базового и модернизированного станка.

Устройство для скатки и перекатки пожарных напорных рукавов (базовая модель станка).
Рисунок 1. Устройство для скатки и перекатки пожарных напорных рукавов (базовая модель станка).
Устройство для скатки и перекатки пожарных напорных рукавов (модернизированная модель станка): 1 — колесо со спицами; 2 — штырь со съемной втулкой и прижимом; 3 — рукоятка; 4 — рама сварная; 5 — кронштейн с полкой; 6 — колесо (ролик); 7- педаль; 8 — ригели направляющие; 9 — рычаг подвижный; 10 — перегородка; 11 — нижняя полка( для рукавов); 12 — защита двигателя; 13 — цепная передача; 14 — редуктор червячный; 15 — электродвигатель.
Рисунок 2. Устройство для скатки и перекатки пожарных напорных рукавов (модернизированная модель станка): 1 — колесо со спицами; 2 — штырь со съемной втулкой и прижимом; 3 — рукоятка; 4 — рама сварная; 5 — кронштейн с полкой; 6 — колесо (ролик); 7- педаль; 8 — ригели направляющие; 9 — рычаг подвижный; 10 — перегородка; 11 — нижняя полка( для рукавов); 12 — защита двигателя; 13 — цепная передача; 14 — редуктор червячный; 15 — электродвигатель.

Предлагаемое устройство для скатки и перекатки пожарных рукавов состоит из сварной рамы (4) на колесах (роликах) (6) (для удобного перемещения устройства), в верхней части, которой расположен узел вращения, колесо со спицами (1), в нижней части устройства имеется нижняя полка( для удобства перевозки рукавов). К одной из спиц приварены два штыря (2) (со съемными втулками и прижимом) для размещения на них наматываемого пожарного рукава. Для перекатки рукава на новое ребро имеется подвижный рычаг (9) и направляющие ригели (8). На уровне рабочего колеса, к каркасу конструкции приварен кронштейн с полкой (5), на который монтируется цепная передача (13), червячный редуктор (14) и электродвигатель (15).Имеется защита двигателя (12) и перегородка (10) для предотвращения механических повреждений электродвигателя, а также имеется педаль( для пуска электродвигателя) (7).

Технические характеристики предлагаемого устройства следующие:

  1. Одновременно наматывать можно только один пожарный рукав.
  2. Типоразмер наматываемых рукавов и перекатываемых на новое ребро 51,66,77.

Габаритные размеры устройства (ширина) увеличатся по сравнению с исходными размерами станка ТЦ-11П, за счет монтажа металлической полки с редуктором и электродвигателем. Длина устройства составит 900 мм, ширина 850 мм, высота 1360 мм.

Себестоимость изготовление такого устройства относительно не велика.

Цены на базовую установку ТЦ-11П на разных сайтах организаций, которые изготовляют и продают такого вида оборудования колеблются от 12000 рублей до 27000 рублей. В зависимости от исполнения и качества материала. Возьмем за основу средний показатель цены это 21000 рублей.

В (табл. 1) представлен перечень комплектующих, необходимых для модернизации установки и их стоимость.

Таблица 1. Стоимость комплектующих

п/п

Наименование комплектующего

Количество

шт.

Цена за единицу, руб.

Общая стоимость, руб.

1.

Установки на базе ТЦ-11П.

1

21000,00

21000,00

2.

Асинхронный двигатель АИР 80 А4

1

4 703,00

4 703,00

3.

Червячный редуктор NMRW030

1

3 390,00

3 397,00

4.

Цепная передача WA 400

1

7 500,00

7 500,00

5.

Педальный выключатель FS-3

1

650,00

650,00

6.

Провод гибкий — ПВС 4x 1,5

3 м

42,00

126,00

7.

Штепсельная вилка IEK 024 3Р+PЕ 32А 380В IP44

1

240,00

240,00

7. 8.

Ролик откатной

4

18,00

72,00

Итого:

37688,00

Из них затраты на модернизацию:

16688,00

Далее представлен расчет экономической эффективности внедрения данной разработки.

В настоящее время наблюдается катастрофический дефицит личного состава в пожарно-спасательных частях. Помимо прямых обязанностей бойцы должны успевать в течение суток провести учебные занятия, обслуживание пожарно-технического вооружения, проведение пожарно-тактических занятий с выездом, поддержание чистоты в закрепленных помещениях и многое другое. Учитывая, что дворы наших городов давно заставлены автомобилями, и нет возможности ближе подъехать к месту пожара. Зачастую приходится использовать многометровую магистральную линию, которая включает в себя практически все рукава находящиеся в расчете. Вот и получается из всего выше сказанного, что на «хорошем пожаре» будет задействовано большое количество пожарных рукавов. А обслужить правильно (мойка, сушка, скатка) не хватает ни времени, ни рабочих рук. Поэтому иногда приходиться оставаться после боевого дежурства, и скатывать пожарные рукава всем караулом. Из этого следует, что если бы в пожарной части находилась бы механизированная установка по скатке и перекатке пожарных рукавов, возможно процесс скатки рукавов производился быстрее, и одним человеком. Тем самым облегчая несение службы дежурному караулу.

Поэтому использование механизированных установок в пожарно-спасательных частях вопрос весьма актуальный.

Месячный фонд рабочего времени составляет 168 часов. Средняя зарплата по Саратовской области 30 тыс. рублей. Путем деления средней зарплаты работника на количество часов, получим, что час оплаты работника составляет 180 рублей. На установке с ручным приводом, на котором необходимо привлекать двух рабочих, можно скатать за час работы в среднем 20 рукавов. Стоимость работ за 1 час составит 360 рублей.

На установке оснащенной электромеханическим приводом, к работе будет привлечен только один рабочий, который так же может скатать за час 20 рукавов. При этом стоимость часа работы будет составлять 180 рублей, плюс затраты на электрическую энергию. За час работы электродвигатель мощностью 1,1 кВт потребит 1 кВт электроэнергии. Стоимость одного кВт в Саратовской области для организаций 3,6 рублей. Получается, что за 1 час работы электродвигателя мы потратим 3,6 рубля. Все вместе 183 рублей 60 копеек. Взяв во внимание, что модернизация станка нам обошлась в 38500 тыс. рублей, можно посчитать, что через 209 часов работы на механизированной установке одним человеком, окупиться модернизация установки. По отношению к установке с ручным приводом, на котором работало бы два человека. При этом нужно учитывать, что качество скаток будет лучше на механизированной установке.

Список литературы

  1. Зарубин В.П., Топоров А.В., Киселев В.В., Яковенко Т.А. Разработка передвижной мастерской для проведения технического обслуживания пожарных автомобилей. / Техносферная безопасность. — 2017. — № 4 (17). — С. 3-7.
  2. Пожарная техника: Учебник / Под ред. М.Д. Безбородько.-М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.-550 с.
  3. Тарабасов Н. Д., Учаев П. Н., Проектирование деталей и узлов машиностроительннх конструкций: Справочник. — М., Машиностроение, 1983. — 239 с, ил.