Архетип Зверя в песне «Охотник» группы «Король и Шут»

№118-1,

филологические науки

Статья посвящена песне «Охотник» российской рок-группы «Король и Шут». В центре внимания — мотив оборотничества и приёмы его художественного раскрытия. Методологической основой исследования выступает теория архетипа, разработанная Карлом Густавом Юнгом (1875-1961) — одним из «отцов-основателей» психоанализа.

Похожие материалы

Ключевые категории настоящего исследования — архетип и рок-поэзия.

Термин «архетип» (сегодня используется также понятие «культурный архетип») был введён Карлом Густавом Юнгом (1875-1961), одним из «отцов-основателей» психоанализа. Учёный определил архетипы как «реликты архаического опыта, что живут в бессознательном современного человека [1, с. 206]». Исследователь выделил следующие основные архетипы: анима (персонификация женского начала, сокрытого в мужской психике), анимус (воплощение мужских тенденций в женской психике), тень («тёмная», «негативная», подавляемая сторона личности), самость, ребёнок, мать, мудрый старец.

В современной науке принято различать универсальные и «локальные» архетипы. Если универсальные архетипы имеют метакультурный, «всепланетный» статус, т.е. являются общечеловеческим достоянием, то «локальные» характерны лишь для отдельных социокультурных общностей (народов, этносов, племён и т.д.).

Одной из важнейших особенностей архетипа является «расплывчатость», «аморфность», затрудняющая его теоретическое осмысление. Архетипы имеют наглядно-образную (иконическую), а не формально-логическую природу и обнаруживают себя в сновидениях и галлюцинациях (феномен так называемого «изменённого состояния сознания»), мифологии, устном народном творчестве и, конечно, индивидуально-авторских художественных высказываниях.

Хотелось бы также отметить, что воспроизведение архетипов связано с иррациональной составляющей творческого акта, существующей «параллельно» авторской воле и играющей важную роль в практике текстопорождения.

***

Несомненно, рок-поэзия представляет собой заметный пласт современной литературы, заслуживающий пристального внимания со стороны учёных-филологов (ценные наблюдения по этому вопросу можно найти, например, в статье Ю. В. Доманского «Рок-поэзия: перспективы изучения» [2]).

Одно из ярчайших явлений отечественной рок-сцены — культовый коллектив «Король и Шут». «Отцами-основателями» легендарной рок-группы стали Михаил Горшенёв и Андрей Князев. Ранее мы уже прибегали к психоаналитическому прочтению творческого наследия музыкантов [4]. В настоящей статье будет рассмотрена песня «Охотник» (автор слов — А. Князев).

Приведём (с сохранением авторской пунктуации) интересующий нас текст:

«Темнело за окном, наступала ночь,
За кухонным столом сидели мужики,
Весь вечер непрерывно бил по крыше дождь
И гром гремел ужасно где-то у реки.

Темнело за окном, наступала ночь,
За кухонным столом сидели мужики,
Весь вечер непрерывно бил по крыше дождь
И гром гремел ужасно где-то у реки.

А в доме шло веселье и гульба,
Никто еще не знал, что в этот миг
Охотник Себастьян, что спал на чердаке,
Вдруг почернел лицом, стал дряхлым как старик.

Охотник!

Закончилась гроза и дождь прошел,
На небе появилась полная луна,
И повалил во двор подвыпивший народ –
Смеются мужики, кричат — им не до сна.

Но вдруг из темноты раздался рев,
Затем с петель слетела в доме дверь:
За шумною толпой
Бежал огромный страшный зверь.

Охотник!

С зарей запели петухи
И хвойный лес зашелестел,
А в поле у реки
Лежало пять кровавых тел.

Проснувшись дома на полу,
Охотник в зеркало взглянул:
«О, как я сладко спал!»
Себе со смехом он сказал.

Охотник! [3]».

Как видим, песенный нарратив основан на архетипическом мотиве оборотничества, широко распространённом в мировой культуре. Мы наблюдаем, если можно так выразиться, феномен мифопоэтики оборотничества (налицо связь с древнейшей фольклорной традицией; другим источником вдохновения, по словам автора песни, послужила кинокартина «Серебряная пуля» — экранизация повести Стивена Кинга «Цикл оборотня», снятая по сценарию самого писателя).

С точки зрения приведённой выше классификации Юнга, центральный образ песни — образ охотника-оборотня — является воплощением архетипаТени. В нашем случае можно говорить об архетипе Зверя как одном из его вариантов. Таким образом, интересующая нас песня может служить нагляднейшей иллюстрацией своеобразной художественной «реконструкции» «животного», «регрессивного» начала, сокрытого в человеке.

***

В заключение попытаемся ответить на вопрос: чем обусловлена широкая популярность мотива оборотничества? На наш взгляд, причину следует искать в его символичности и философской глубине. Интересующий нас мотив выражает подспудный страх «перед возможностью глобальной мировой регрессии, перед поворотом эволюции вспять, когда люди потеряют человеческий облик и вернутся к животному состоянию [7, с. 292]».

Список литературы

  1. Юнг. К. Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. — Киев, 1994.
  2. Доманский Ю. В. Рок-поэзия: перспективы изучения [Электронный ресурс] / Ю. В. Доманский // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2013. — Выпуск 14. — С. 7-36 URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/633/Русская%20рок-поэзия_текст%20и%20контекст_выпуск%2014_2013.pdf (дата обращения: 29. 07. 2020)
  3. Король и Шут (КиШ) — Охотник — текст, история, слушать [Электронный ресурс] URL: https://reproduktor.net/gruppa-korol-i-shut/oxotnik/ (дата обращения: 29. 07. 2020)
  4. Стройков А. В. Русская рок-поэзия и циклический архетип времени (опыт мифопоэтического анализа песни «Дагон» группы «Король и Шут») [Электронный ресурс] / А. В. Стройков// Вестник магистратуры. — 2019. — № 5. — С. 27-30 URL: http://www.magisterjournal.ru/docs/VM92_4.pdf (дата обращения: 29. 07. 2020)
  5. Чернец Л. В. Введение в литературоведение: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; под ред. Л. В. Чернец. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 720 стр. — (Сер. Бакалавриат)
  6. Левит А. Я. Культурология. XX век. Словарь. Санкт — Петербург. — Университетская книга, 1997. — 640 стр. — (Культурология. XX век)
  7. Брагина Н. Н. «Мусорный ветер» А. Платонова: опыт психоаналитического прочтения текста. — Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2008. — №5. — С. 292-295.