Особенности проведения инвентаризации медикаментов

№118-1,

экономические науки

В статье были рассмотрены особенности проведения инвентаризации лекарственных средств.

Похожие материалы

Законодательством предъявляются повышенные требования к учету лекарственных средств в медицинских и аптечных учреждениях. Учетный медикаментов и перевязочных средств регулируется федеральным законом «О бухгалтерском учете», и в соответствии с приказами министерства Здравоохранения, регулирующих отдельные вопросы обороты лекарственных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона о бухгалтерском учете активы и обязательства подлежат инвентаризации [1]. Актуальность качественной инвентаризации особенно актуальна при подготовки ежегодного отчета.

На сегодняшний день лекарственные средства и перевязочные средства рассматриваются в учетном процессе, как запасы, соответственно необходимо проведение ежегодной инвентаризации остатков данной группы запасов. Но лекарственные средства являются достаточно большой группой запасов, среди которых выделяются медикаменты, которые необходимо инвентаризировать ежемесячно, в рамках предметно-количественного учета. Как правило, это лекарственные средства, содержащие наркотические составляющие, антибиотики и т.д. Это сделано для организации эффективного контроля сохранности и использования медицинских препаратов.

Порядок проведения инвентаризации разъяснен в Методических указаниях по инвентаризации [2]. Рассмотрим сложности, с которыми имеет место учреждение при организации инвентаризации медикаментов и перевязочных средств.

Проведение инвентаризации осуществляется инвентаризационной комиссией, которая должна проводить инвентаризацию в полном составе. При этом важно отметить что даже отсутствие одного из членов может быть поводом признать проведенную инвентаризацию недействительной. Как, правило в комиссии для проведения инвентаризации входят: руководитель учреждения или его заместитель, сотрудник бухгалтерии, сотрудники учреждения, имеющие опыт работы с данным видом запасов. Рекомендуется включать именно тех, кто имеет опыт работы с лекарствами и перевязочными средствами, так как данные сотрудники могут выделить наращение условий хранения, понимают особенности дозировки лекарств и т.д.

Методические указания предусматривают участие материально ответственных лиц в проведении инвентаризации. 40 В соответствии с Типовой формой договора о полной материальной ответственности, работник обязуется участвовать в инвентаризации, ревизии, иной проверке сохранности и состояния вверенного ему имущества.

Далее рассмотрим саму процедуру проведения инвентаризации. Как мы указали выше, лекарственные средства могут быть разной дозировкой и формой, именно поэтому при проведении инвентаризации осуществляется предметного количественный учет по следующими видам:

  • форма лекарственного средства (таблетки, раствор и т.д.);
  • дозировка;
  • фасовка;
  • наименования.

Особенности лекарственных средств определяется тем, что один и тот же компонент может иметь несколько зарегистрированных названий, к примеру Панкреатин и Мизин, и в первом и во втором случае действующее вещество — панкреатин, лекарство может быть одной дозировки, но иметь разные названия, при этом при назначении очень часто используются именно названия действующий веществ в утвержденном наименовании, это и создает определённые проблемы при учете лекарственных средств. Врач назначил пациенту Панкреатин по 0,25 мл. Аптека может выдать, как Панкреатин, так и Мизин.

Еще одной особенностью учетного процесса лекарственных средств является то, что сумма недостачи или излишка учитывается по каждой группе отдельно и не может быть перекрыта за счет другой группы. Существует определенный законом максимум естественной убыли лекарственных средств. Как правило, это относится к растворам, которые могут уменьшится при хранении за счет конденсации и испарения, но случаи потери лекарственных средств при хранении и транспортировки не могут быть отнесены к нормам естественной убыли. По отдельным группам лекарств, руководство должно провести проверку, в случае обнаружения недостачи и уведомить соответствующие правохранительные органы.

Также необходимо отметить, что нормы естественной убыли лекарственных средств не могут быть отнесены к заводскому производству. Соответственно учитывать нормы естественной убыли лекарственных средств возможно только в аптеках и лечебных учреждениях, имеющих лицензию на изготовление лекарственных средств и растворов.

Законодательство требует отдельного инвентаризационной описи для наркотических лекарств, а также лекарств имеющих ядовитые компоненты.

Пунктом 6 ст. 59 Федерального закона № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлено, что материальная ответственность за ущерб, причиненный юридическому лицу, возлагается на его работника, если неисполнение или ненадлежащее исполнение им трудовых обязанностей повлекло хищение, либо недостачу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров [3]. Указанный работник, в соответствии с законодательством РФ о труде, несет материальную ответственность в стократном размере прямого действительного ущерба, причиненного юридическому лицу.

При проведении инвентаризации лекарственных средств необходимо уделить повышенное внимание срокам годности продукции. Любые лекарственные средства и товары медицинского назначения имеют свой срок годности, использование лекарства, с просроченным сроком годности запрещено и может привести к нарушению здоровья покупателей или пациентов. Именно поэтому в инвентаризационной описи указываются все сроки годности на лекарства по отдельным строкам описи для каждой дозировки. Если при проведении инвентаризации были выявлены лекарства с просроченным сроком годности, то они должны быть изъяты из оборота и уничтожены. Изъятие лекарств осуществляется в соответствии с формой ТОРГ 15 (Акт о порче или бое) и Формой ТОРГ 16 ( Акт об уничтожении). При этом само учреждение не имеет право проводить уничтожение лекарств. Данная деятельность является лицензионной.

Специализированная организация должна в течении 5 дней предоставить упреждению акт об уничтожении, и уже сама организация направляет его в контролирующие органы, в зависимости от типа и вида уничтоженных лекарств.

При проведении инвентаризации лекарственных средств могут быть выявлены нарушение правил ранения медикаментов, в частности нарушение светового или температурного режима. Комиссия указывает в акте факт нарушения правил хранения, выявленные лекарственные средства, с нарушенными правилами хранения также подлежат изъятию из оборота и уничтожению.

Результаты проведенной инвентаризации, а также все документы, должны храниться три года в архиве.

По результатам инвентаризации лекарственных средств составляется акт инвентаризации по каждой группе медикаментов. Руководство учреждения в определённых законам случаях информирует контролирующие органы о результатах инвентаризации (пропажа наркотических и ядовитых средств и т.д.). Виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной или в особых случаях к уголовной ответственности.

Подводя итог можно сделать вывод, что инвентаризация лекарственных средств является важной составляющей учетного процесса за оборотом лекарственных средств не только в самом учреждении, так и в целом в стране.

Список литературы

  1. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 06.12.2011№ 402-ФЗ // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru
  2. Об обращении медикаментов [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 12.04.2010№ 61-ФЗ, в ред. от 29.12.2015 // Консультант Плюс: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru
  3. Гарнов И. Медицинские учреждения. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения лекарственных и иных медицинских препаратов и средств // Финансовая газета. — 2014. — № 47. — С. 10 — 11; — № 48. — С. 8 — 9.