Организация процесса социализации личности ребенка

NovaInfo 52, с.295-299, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Приобщение детей к окружающему социальному миру требует от педагогов и родителей не только мастерства, знания ребенка, но и собственного переживания, явно выраженного эмоционального отношения.

Ключевые слова

ПРИОБЩЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, РОДИТЕЛИ, ЛИЧНОСТЬ, РЕБЕНОК, ВОСПИТАНИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ВОСПРИЯТИЕ, ХАРАКТЕР

Текст научной работы

Кому не хочется, чтобы его ребенок вырос уверенным в себе, счастливым, способным реализовать свои потенциальные возможности, умным и удачливым человеком? Особенно остро стоит данная проблема в наше время, хотя всегда родители и педагоги задавались вопросом: как этого добиться? Как добиться того, чтобы юный член общества достиг в будущем всего этого? Ведь немаловажно, как ребенок ведет себя в обществе, семье, как адаптируется в незнакомом коллективе, сможет ли он реализовать свои возможности, достигнет ли всего того, что поставит себе целью в жизни. Неуверенных, «закомплексованных» детей можно различить уже в дошкольном возрасте. А это как раз тот период, когда происходит становление личности, осознание себя человеком со своими возможностями и желаниями, причастности ко всему окружающему.

В психологической науке человеческая деятельность преимущественно рассматривается в рамках парадигмы адаптации. Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Асмолов, А.Г. Ковалева, С.А. Козловой, В.Н. Мясищева, Ж. Пиаже, К.К. Платонова, Д.Б. Эльконина и др. Примером может служить концепция Ж. Пиаже, в которой развитие и функционирование психики (в первую очередь, интеллектуальной сферы) рассматривается как процесс взаимодействия субъекта с объектом, служащий цели адаптации, а такая адаптивная активность осуществляется в процессах ассимиляции субъектом объекта и аккомодации субъекта к объекту [1].

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур: темперамента (структуры природных свойств), направленности (система потребностей, интересов, идеалов), способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств) [2].

Как указывал другой известный психолог Д.Б. Эльконин, дети «создают собственную картину мира». Присущая им особенность – устанавливать связи и зависимости – важное приобретение детства, существенный этап в интеллектуальном развитии [3, с. 7]. Любопытной представляется также подход исследователя Э.С. Mapкаряна, анализирующего человеческую деятельность в качестве приспособительной активности, включающей в себя процесс адаптации к среде и приспособления к своим потребностям характеристик среды.

В процессе становления личности осознание окружающего мира происходит через призму индивидуального отражения действительности. Ребенок делает выводы, устанавливает причинно-следственные связи между явлениями и фактами. Его выводы могут быть как верными, так и ошибочными. Задача родителей и педагогов – показать ребенку, донести до него понятия положительного и отрицательного, на собственном примере показывая, что такое хорошо и что такое плохо.

На характер восприятия социального мира определенное влияние оказывает пол ребенка. Мальчики и девочки, наблюдая одно и то же явление, событие, по-разному его видят, разное в нем запоминают. Например, воспитатель предлагает обратить внимание на движущийся транспорт. Мальчики замечают марки машин, их размер, скорость движения. Девочки же выделяют цвет автомобиля, женщину за рулем, «скорую помощь». Справедливо пишут ученые В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман: «Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают» [4, с. 8].

Свои наблюдения об окружающем мире ребенок может отразить в изобразительной деятельности, в играх, так как это основной вид деятельности ребенка, тем более, что это отличный способ «потренировать» воображение. Необходимо отметить, что не все, как правило, ребенок может нарисовать или обыграть, а только то, что произвело на него сильное впечатление, нечто необычное, затрагивающее его чувства, интересы: ведь дети очень эмоциональны. Ребенок сначала чувствует, затем мыслит. Он не знает, почему потянулся к тете, но отвернулся от дяди. Чувства и эмоции у детей стоят на первом плане.

С возрастом ребенок, естественно, расширяет для себя рамки социального мира. По мере его психического развития углубляются познавательные интересы, он начинает понимать связи и зависимости, более осознанным становится проявление чувств. Это приводит к тому, что большее количество объектов, фактов воздействуют на ребенка, а, следовательно, социальная действительность становится средством воспитания.

С точки зрения психологии личность человека является интегральной целостностью биогенных, социальных и психогенных элементов. Иными словами, биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ, анатомические особенности, процессы развития организма. Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек воспитывается и в которых участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях, а также субъективное «я», т.е. созданное под влиянием воздействия других представлений о собственной особе, и отраженное «Я», т е комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих [5, c. 78].

Следует сказать о том, что способности человека определяют его успехи, а его реакции на окружающий мир – других людей, обстоятельства – зачастую зависят от темперамента. Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению целей. Мы уже говорили о том, что первое впечатление об окружающем мире ребенок получает через эмоции. Эмоции и мотивация – это переживания людей и побуждения к общению. Эмоциональное состояние определяет, как он видит свой мир: родителей дом, себя, друзей. А это немаловажно для будущего развития, может повлиять на его речь, поведение, способность учиться и общаться [6].

Ребенок – это зеркало. Он отражает отношение к нему окружающих: семьи, друзей и т.д. В зависимости от того, что он получает, он отдает обратно. Что может взять с ребенка родитель, не дающий ему хотя бы того необходимого, на что имеет право каждый? Каким взглядом может посмотреть на воспитателя ребенок, видящий в свой адрес только раздражение и неприязнь? И наоборот, ребенок потянется к тому, чей взгляд выражает любовь и теплоту, а как минимум – доброжелательность.

Любовь детей к родителям, как правило, на первом этапе – это зеркальное отражение их любви к нему. Обычно ребенок ведет себя так, как он был воспитан и обучен родителями, старшими. Следовательно, его развитие есть результат научения, воспитания.

З. Фрейд подчеркивал важность раннего опыта в развитии личности и отмечал существование критических периодов в развитии поведения. Также он обращал внимание на важность критических периодов для образования первичных социальных ей. Соединение двух подходов заново возродило проблему наследственности и опыта в развитии молодого организма. Влияние опыта велико, но ограничено вниманием его действия. Наибольший след в жизни оставляет, главным образом, опыт ранних лет [7, с. 120]. В раннем возрасте существуют два критических периода социализации. Первый – в первый год жизни, когда у ребенка формируется связь с близкими ему людьми. Второй – в два года, когда он приучается быть независимым в важных отношениях. Под социализацией понимается привязанность к членам своего общества, которая зависит от общения с другими членами группы. У младенцев он начинается с возраста шести недель, на что указывает появление так называемой социальной улыбки [7, с. 122].

В результате исследования внешней среды и ее роли в развитии поведения, учеными был выявлен ряд закономерностей:

  • под влиянием различных условий окружающей среды в коре мозга наступают анатомические и химические изменения (Д. Креч и М. Розенцвейг);
  • под влиянием опыта развитие ускоряется;
  • зачаточные способности к восприятию формы должны быть развиты в течение критического периода под влиянием соответствующего опыта (Франц, Бауер);
  • при перемещении из минимально стимулирующей обстановки в более обогащенную наблюдается увеличение показателей интеллектуальности (Д. Хебб).

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: вмешательство в развитие личности должно совершаться в самом раннем детстве, так как именно в этот период уровень воздействия на нее особенно высок, что позволяет развить средние интеллектуальные возможности до высокого уровня. Личность каждого человека наделена присущим только ей сочетанием характера, темперамента и особенностей, образующих в совокупности ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его оригинальность, его отличие от других личностей. Индивидуальность проявляется в стиле деятельности, темпераменте, черте характера, манерах, преобладающих интересах, в разнообразии познавательных процессов, в способностях и т.д. Подобно тому, как понятия личность и индивид не тождественны, индивидуальность и личность также не тождественны, но в совокупности образуют единство. Если черты индивидуальности не отображены в системе межличностных отношений, они оказываются не важными для оценки личности индивида и не получают условий для дальнейшего развития, аналогично тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени вовлеченные в основную для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности людей до определенного периода никак не проявляются, пока они не становятся необходимыми в рамках межличностных отношений, субъектом которых выступает человек как личность.

Следует помнить о главном: ребенок воспринимает окружающий его социальный мир совсем не как взрослые. Он по-иному мыслит, воображает, воспринимает этот социальный мир. Это должно непременно учитываться в планировании и организации воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, в процессе общения с детьми в семье.

Читайте также

Список литературы

  1. Амбалова С.А. Факторы психического развития в подростковом возрасте //Педагогический процесс: проблемы и перспективы. Межвузовский сборник научных трудов /под ред. проф. Б.К-Г. Тебиева. – М., 2012. -С. 16-21.
  2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер. 2001. – 465 с.Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Мысль. 1983. – 289 с.
  3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М.: Просвещение, 1994. – 365с.
  4. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 3. С. 127-132.
  5. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Педагогика, 1993. – 181с.
  6. Гулиева С.А. Психологический механизм развития качеств личности //В сборнике: Педагогический процесс: проблемы и перспективы. Межвузовский сборник научных трудов. Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. Под редакцией А.Р. Джиоевой. Владикавказ, 2011. С. 56-66.
  7. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 184 с.
  8. Козлова С.А. Мой мир. М.: Липка-Пресс, 2000. 214 с.
  9. Колесов Д.В. Введение в общую психологию. – М.: Изд-во МПСИ. 2002. – 736 с.
  10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2000. - 511с.
  11. Молодцов М.Р. воспитательная система школы «школьный корабль»: горизонты развития //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. №43. С. 264-267.
  12. Сантаболаева Э.М. Социально–психологическое сопровождение развития социальной мобильности школьников //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. №40. С. 209-212.
  13. Фрейд З. Введение в психоанализ. – СПб.: Алетейя. 2005. – 437 с.
  14. Шамис В.А. Организация индивидуального подхода к детям //NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. №43. С. 245-250.
  15. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

Цитировать

Амбалова, С.А. Организация процесса социализации личности ребенка / С.А. Амбалова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 52. — С. 295-299. — URL: https://novainfo.ru/article/8003 (дата обращения: 28.06.2022).

Поделиться