Методика проведения мониторинга финансовых показателей деятельности организации

№120-1,

Экономические науки

Мониторинг текущего финансового состояния предприятия используется для оперативного диагностирования, своевременного выявления негативных тенденций, значимых изменений в показателях и результатах деятельности предприятия. В статье рассматриваются методики проведения мониторинга финансовых показателей деятельности организации.

Похожие материалы

Мониторинг текущего финансового состояния предприятия используется для оперативного диагностирования, своевременного выявления негативных тенденций, значимых изменений в показателях и результатах деятельности предприятия. Это обуславливает выбор конкретных, высокоинформативных показателей, рассматриваемых в отдельности и в тесной взаимосвязи друг с другом. Также количество таких показателей должно быть не очень большим, иначе расчет будет усложнен и, возможно, перегружен излишними, незначительными для общей картины состояния, аспектами.

Система рассчитываемых показателей обладает еще одним существенным, специфическим свойством — они обязательно должны отражать оперативную динамику и текущее состояние предприятия. Данные показатели формируются на протяжении года, соответственно, анализ стоит производить раз в год, хотя показатель ликвидности рекомендуется контролировать ежемесячно.

Составление списка показателей для мониторинга осуществляется следующим образом — все финансовые коэффициенты разбиваются на группы и рассматриваются, из каждой группы выбираются те из них, которые подходят для мониторинга. Далее описывается список показателей, используемых для построения конкретных систем мониторинга (в условиях отечественных предприятий). Данный список представляет собой обязательный минимум, который, по своему усмотрению, может быть расширен и дополнен [1].

Минимальный набор обязательных для анализа финансовых коэффициентов включает:

  • тенденция изменений выручки;
  • относительный валовый доход;
  • средний период погашения дебиторской задолженности;
  • оборачиваемость товарно-материальных запасов;
  • коэффициент быстрой ликвидности.

Показатель тенденции изменений выручки считается наиболее значимым, поскольку представляет собой индикатор благополучия предприятия. На основании данных тренда выручки оценивается коэффициент изменения выручки.

Анализ финансового состояния — это комплексное понятие, которое характеризуется системой финансовых показателей, оценивающих его платежеспособность, финансовую устойчивость, деловую активность, финансовые результаты и рентабельность работы организации, а также ее инвестиционную активность.

Взаимосвязь финансового и управленческого анализа.
Рисунок 1. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа.

Схема анализа финансового состояния представлена на (рис. 2).

Направления анализа финансового состояния предприятия
Рисунок 2. Направления анализа финансового состояния предприятия

Финансовое состояние предприятия характеризуется:

  1. Обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления нормальной производственной и воспроизводственной деятельности.
  2. Целесообразностью и эффективностью размещения финансовых ресурсов в имуществе предприятия и рациональностью их использования.
  3. Надежностью партнерских связей с поставщиками и потребителями, с финансовыми учреждениями и государством.
  4. Репутацией предприятия в отрасли и государстве.

Как утверждает Селезнева Н.Н., главная цель финансового анализа лежит в обработке максимально возможного объема информационных параметров деятельности компании, что позволяет оценить прибыли и убытки компании, достоверно спрогнозировать будущие активы и пассивы, выявлять резервы для погашения задолженности [4].

Финансовые мониторинг позволяет создавать новую картинку видения финансовых показателей предприятия. Особенности финансового мониторинга включают концентрацию внимания на ключевых областях финансового функционирования предприятия. Цель мониторинга заключается в определении наиболее значимых явлений и факторов, которые оказывают прямое влияние на результаты предприятия. Система финансового мониторинга представляет собой элемент раннего предупреждения угроз, она позволяет быстро отреагировать на любые угрозы и риски [5].

Сущностью финансовой устойчивости является обеспеченность затрат и запасов источниками их формирования. Внешним проявлением финансовой устойчивости предприятия является его платежеспособность и сбалансированность имущества и источников [2].

Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. В свою очередь, основная деятельность предприятия зависит от его финансового состояния, так как нерациональная организация денежных потоков на предприятии приводит к перебоям в обеспеченности материальными ресурсами, а следовательно, к перебоям в производственном процессе [1].

Любая из форм анализа проводится по одному алгоритму. Сначала производится отбор и подготовка исходной информации. Затем происходит аналитическая обработка отобранной информации. После интерпретации полученной аналитической информации формируется выводы и рекомендации по проведенному анализу [3].

Показателем, наиболее полно отражающим степень финансовых, коммерческих и торговых рисков, является финансовая устойчивость субъекта хозяйствования. Анализ финансовой устойчивости позволяет определить состояние и перспективы развития предприятия [6].

Различают внешний и внутренний анализ финансового состояния.

Внутренний анализ осуществляется с целью повышения эффективности управления предприятием и разработки управленческих решений, его результаты используются для планирования, контроля и составления прогнозов развития предприятия.

Внешний анализ может осуществляться всеми субъектами, интересующимися деятельностью предприятия (каждый в зависимости от своих интересов, с использованием данных публичной отчетности).

Рассмотрим процесс проведения мониторинга финансовой деятельности дошкольного образования на примере Ростовской области 2019 г.

Из положительных аспектов, в Ростовской области реализуется комплекс мер, направленных на создание условий для эффективного управления муниципальными финансами. Постоянный мониторинг планирования и исполнения местных бюджетов, состояния бюджетных расчетов, заключение Соглашений с муниципальными образованиями, проведение конкурсов по бюджетно-финансовым вопросам.

В 2019 году 48 муниципальных образований из 55, или 87%, обеспечили высокую и надлежащую степень качества осуществления бюджетного процесса при 77 % за 2018 год. Выросло среднее значение комплексной оценки качества — 78 баллов при 76 годом ранее. Наиболее высокие рейтинговые баллы по результатам оценки за 2019 год получены 21 муниципальным образованием [7].

Доходы муниципальных образований в целом за 2019 год составили 141 млрд рублей с ростом к 2018 году на 6% или на 7,7 млрд рублей. В расчете на душу населения это 34 тысячи рублей, что выше среднероссийского показателя — 31 тысяча рублей и среднего по ЮФО — 27 тысяч рублей [7].

Собственные доходы местных бюджетов составили 38,8 млрд рублей с ростом к уровню 2018 года более чем на 700 млн рублей.

В целом по итогам года расходы местных бюджетов превысили доходы на 1,7 млрд рублей, 242 муниципальных образования вышли с профицитом на 1 января 2020 года. Сократили размер дефицита по сравнению с 2018 годом 52 муниципальных образования.

Не имеют заимствований 449 муниципальных образований при 442 годом ранее. В соответствии с бюджетной отчётностью просроченная кредиторская задолженность на 1 января 2020 года отсутствует [7].

Вместе с тем отдельными муниципальными образованиями была допущена просроченная кредиторская задолженность за выполненные работы перед подрядчиками в ходе исполнения местных бюджетов.

Такие факты недопустимы и требуют принятия своевременных мер реагирования на муниципальном уровне.

Требуется уделить внимание вопросам качества предоставляемой отчетности, равномерности расходования средств бюджетов в течение года, снижению количества вносимых изменений в первоначально утвержденное решение о бюджете.

Исходя из вышеперечисленного, следует отметить ряд рекомендаций:

  1. Проводить постоянную работу по пополнению бюджетов собственными доходами.
  2. Повышать эффективность управления расходами в рамках реализации муниципальных программ, выполнять условия Соглашений о предоставлении финансовой помощи.
  3. Продолжить реализацию принятых планов мероприятий по росту доходного потенциала, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики.
  4. Формировать реалистичный прогноз по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджетов.
  5. Принимать все меры по эффективному, экономному и целевому использованию бюджетных средств.
  6. Наполнять бюджетными данными Единый портал бюджетной системы Российской Федерации в целях реализации принципа прозрачности (открытости) бюджетов бюджетной системы.

И в завершение, с учетом принятых местными администрациями мер по сбору собственных доходов, обеспечению сбалансированности бюджетов, для поощрения Дипломами Правительства Ростовской области определены наиболее успешные муниципальные образования, получившие наибольшие рейтинговые баллы (5 муниципальных образований).

Список литературы

  1. Герасимова, Е.Б. Финансовый анализ. Управление финансовыми операциями: Учебное пособие / Е.Б. Герасимова, Д.В. Редин. — М.: Форум, 2018. — 432 c.
  2. Крайнова, К. А. Методика анализа финансовой устойчивости предприятия в условиях кризиса / К. А. Крайнова, Е. А. Кулина, В. С. Сатушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.3 (91.3). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19708/ (дата обращения: 14.12.2020).
  3. Ризванов, Н. А. Методика финансового анализа, используемая в диагностике финансовых результатов / Н. А. Ризванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/146/40835/ (дата обращения: 15.12.2020).
  4. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2013. — 479 с
  5. Финансовый мониторинг предприятия как инструмент управления качеством / Д. Е. Митрофанов, А. А. Онучина, Е. В. Шпак [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49383/ (дата обращения: 15.12.2020).
  6. Чинахова, С. Е. Показатели оценки и диагностики финансовой устойчивости / С. Е. Чинахова, И. И. Манаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 475-479. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41710/ (дата обращения: 15.12.2020).
  7. Электронный ресурс / Официальный портал Правительства Ростовской области //«О подведении итогов оценки качества организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях Ростовской области за 2019 год» Источник: [https://www.donland.ru/report-speech/149/] (дата обращения 04.12.20 г.)