Проблемы финансирования образования в Российской Федерации

NovaInfo 17
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

Проблемы финансирования российского образования в целом, способы разрешения этих проблем.

Ключевые слова

ОБРАЗОВАНИЕ, РОССИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ФИНАНСИРОВАНИЕ

Текст научной работы

Финансирование образования в России является одной из насущных проблем государства. Для того, чтобы повысить качество образования, обеспечить ее доступность для всех слоев населения, обеспечить нужными ресурсами образовательные учреждения, необходимо, в первую очередь, разработать систему эффективного финансирования образования. Недостаток финансовых ресурсов может в образовательной сфере повлечь за собой как снижение самого уровня образования, так и произвести упадок экономического роста.

В Российской Федерации источники финансирования в области образования многообразны; это могут быть средства из бюджета и внебюджетных источников, включая собственные средства самих образовательных учреждений.

Бюджетное финансирование осуществляется за счет денежных средств всех уровней бюджетной системы с использованием механизма межбюджетного перераспределения. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществлять финансирование образовательных учреждений можно только из бюджета того уровня, к которому относится учредитель соответствующего учебного заведения [1].

Согласно Федеральному закону «Об образовании» государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов[2].

В настоящее время государство выделяет объем денежных средств с учетом инфляции, несмотря на послекризисный дефицит федерального бюджета. Эти средства должны быть израсходованы эффективно.

Таблица 1. Затраты федерального бюджета на образование (по Министерству образования и науки)

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Образование

183,05

206,171

191,261

270,382

285,818

292,474

Общее образование

1,769

2,193

1,896

20,94

19,73

14,9

Начальное профессиональное

9,969

12,097

1,11

1,56

6,21

6,25

Среднее профессиональное

21,856

27,427

25,68

27,39

27,99

27,99

Высшее и послевузовское профессиональное образование

134,237

150,698

148,863

177,81

189,79

223,86

В последнее десятилетие установилась практика сокращения доступности высшего образования, путем сокращения числа бюджетных мест в вузах и переложения бремени затрат на обучение молодого поколения на плечи семейных бюджетов. В этом изменении структуры предложения образовательных услуг и заложена главная опасность превращения образовательной услуги в чисто рыночную услугу, что требует изменений подходов к контролю качества образования.

Недостаток бюджетных средств для финансирования образования проявляется на только как количественный показатель, но и как качественный, т. е. распределение средств между уровнями образования и образовательными учреждениями недостаточно рационально. Поэтому нужно не только найти решение проблемы, связанной с недостатком бюджетных ресурсов в сфере образования, но и требуется усовершенствование самого механизма бюджетного финансирования. [4]

Считается, что для того, чтобы достичь эффективности финансирования образования нужно, во-первых, реализовывать финансирование по конечным результатам, т. е. расходовать деньги только по назначению. Это поддержит стимул в ученых на новые открытия, даст возможность повысить им зарплату, стипендии за счет сэкономленных средств. А с другой стороны, такое решение может привести к тому, что оно не позволит управлять ресурсами в зависимости от определенных условий и ограничит самостоятельность образовательных учреждений. Поэтому нужно будет соблюдать баланс между целевым финансированием и предоставлением свободы в распоряжении средств.

Во-вторых, следует расширить привлечение внебюджетных средств. Причем, необязательно оказание платных услуг образования, но и также осуществление других видов деятельности, которые будут приносить дополнительный доход (напр., сдача в аренду объектов собственности)

В-третьих, требуется усовершенствование структуры финансовых органов, которая содержит большое количество промежуточных звеньев, тормозящих движение финансовых потоков.

Таким образом, если придерживаться вышеперечисленных решений проблемы финансирования, то можно будет усовершенствовать сферу образования, а также поддерживать рост всей экономики в целом.

Читайте также

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации часть первая : от 31 июля 1998 г. № 145- ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 17 июля 1998 г. : одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 года : (ред. От 28.07.2012) // СПС «Консультант Плюс». Версия проф.
  2. ФЗ «Об образовании» : от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г. : одобр. Советом Федерации 26 декабря 2012 г // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  3. Аветисян, И.А. Финансирование расходов на высшее образование в Российской Федерации и направления его совершенствования / И.А. Аветисян // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2007.
  4. http://www.ibl.ru

Цитировать

Глотова, И.И. Проблемы финансирования образования в Российской Федерации / И.И. Глотова, Р.А. Саркисова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 17. — URL: https://novainfo.ru/article/1834 (дата обращения: 27.01.2022).

Поделиться