Эффективные методические приемы преподавания русского языка

№121-1,

педагогические науки

На примере преподавания русского языка ученикам с узбекским языком обучения обосновывается лингвопрагматический аспект русской речи, обычаев и культуры современной России. Приводятся упражнения, направленные на развитие языкового чутья, творческого отношения к изучаемому языку, пополнение лексикона.

Похожие материалы

Активные миграционные, политические и экономические процессы, происходящие между Узбекистаном и Россией, свидетельствуют о том, что «Русский язык» в средних школах должен приобретать серьезную методическую базу. Уже несколько лет исследователи обеих стран занимаются изучением данной проблемы. На сегодняшний день уже имеется несколько хороших с научной точки зрения, применяемых на практике учебно-методических комплексов, среди которых «Восток» и «Дорога в Россию». Бесспорно то, что работа по данным учебникам действительно результативна: узбекские ученики осваивают основные правила русской грамматики, приобретают определенный лексический запас. Но есть аспект речи, который остается нетронутым в данных учебниках — это прагмалингвистическая сторона процесса коммуникации, то есть ориентация на цели, подбор языковых средств и эффекты речи. Изучение сказов П.П.Бажова несомненно помогает постичь культуру народов Урала («Дорога в Россию», 4ч.), но с прагматической точки зрения куда как эффективнее было бы изучать тему «Средства личной гигиены» или «Бизнес-ланч в ресторане», потому как в реальной языковой практике именно последние темы, а не литературные произведения становятся основой диалога между узбеком и русским. Именно поэтому мы настаиваем на том, что обучение учеников по комплексу «Дорога в Россию» должно сопровождаться чтением текстов и диалогов, ориентированных на реальную жизнь, например: тема «Роль Интернета в современном обществе». Также, на наш взгляд, необходимо предоставлять учащимся настоящие публицистические тексты: предлагать им читать газеты и журналы на русском языке, смотреть выпуски новостей — очевидно, что для понимания текстов телевидение и радио недостаточно лексики из учебника, ученик вынужден будет обращаться к словарю. Указанный прием позволит расширить лексикон ученика. Хотелось бы обговорить еще одну сторону процесса обучения. Учебные комплексы, по которым работают преподаватели русского языка, содержат разнообразные упражнения, направленные на формирование и закрепление основных навыков говорения, чтения, письма и слушания. Причем отметим, что данные учебники подходят и для самостоятельного обучения, так как правила русского языка объясняются вполне доступно. Хотя, на наш взгляд, урок не должен быть построен только на работе с учебником. Основой мотивации к изучению неродного языка должны быть интерес и любовь к другой культуре, которые могут быть сформированы игровыми, сюжетно-ролевыми упражнениями и индивидуальными заданиями. Поэтому преподаватель в рамках урока может работать не только по книге, но и предлагать ученикам дополнительные учебные материалы.

Один из успешно апробированных на практике упражнений — «Четвертый-лишний». Перед учениками стоит задача выявить слово в ряду, не подходящее по смыслу или грамматической категории или логике. Как правило, ученики не знают значения всех слов и потому в ходе упражнения обращаются к словарям, тем самым расширяя лексический запас. Упражнение способствует развитию умения определять родовидовые отношения. Например, лаваш, мел, указка, парта; сок, вода, компот, каша; Паша, Юля, Аня, Света; ночь, пустыня, вечер, утро; Путин, Медведев, Мирзияев, Зюганов; розовый, зелёный, алый, красный.

Следующее упражнение «Порядок слов». Задача учеников — составить предложение из «заблудившихся», написанных не по порядку слов. Данный тренинг позволяет проверить не только знание законов русского синтаксиса, и также умение устанавливать логические связи. Например, «Ты не если узбек умеешь не плов настоящий готовить», «Ты не настоящий узбек, если не умеешь готовить плов».

Ещё один из эффективных упражнений — «Найди синонимы». Перед учениками стоит задача установить синонимические отношения между словами. Однако сложность состоит в том, что одно слово в паре намеренно подбирается незнакомое ученику. Это упражнение позволяет расширить словарный запас, закрепляет навык определения синонимических отношений. Например, начитанный, розовый, горячий, синий, решительный, звонкий, жаркий, умный, смелый, голубой, шумный, красный.

Упражнение «Спонтанный рассказ». Задача студентов — составить за минимальное время небольшой рассказ или предложение из слов, записанных на доске, например: «Полночь. Фонарь. Человек. Одиноко. Котёнок. Друг». Вот что может получиться: «Это была полночь. Улицу тускло освещал фонарь. Не видя дороги перед собой, шел человек. Ему было очень одиноко. Навстречу ему вышел котёнок, такой же одинокий, как и он. «А ведь он может стать мне другом», — подумал он и подозвал к себе котёнка». Это упражнение закрепляет навык монологической речи, проверяет умение строить предложение.

Упражнение «Съедобное-несъедобное». Эта знакомая каждому русскому ребенку игра нравится узбекским ученикам. Преподаватель бросает маленький мячик кому-либо из учеников и называет любое слово, например «крем». Ученик, бросая мяч преподавателю обратно, говорит «съедобное» это слово или «несъедобное». Желательно называть не только знакомые, но и новые слова, чтобы студенты обращались к словарю. Упражнение проверяет и расширяет словарный запас.

Упражнение «Фрукт на пятерку». Ученикам предлагается в течение пяти минут вспомнить как можно больше названий фруктов, овощей, орехов и зелени, но слова должны быть ровно из пяти букв. Например, арбуз, тыква, укроп, банан, томат, перец, лимон, салат, кокос, манго. Игру можно выполнять индивидуально или в группах — в этом случае появляется азарт. Побеждает команда или человек, вспомнивший больше таких слов.

Упражнение «Цепочка из слов». Студентам предлагается составить за определенное время цепочку из слов. Слова будут заданы определенной тематикой. Последующее слово должно начинаться на букву, которой заканчивается предыдущее слово. Если слово заканчивается на «ь», «ъ», «ы» и другие «сложные буквы», то слово начинается на предпоследнюю букву предыдущего слова. Например, «Фартук — китель — лосины — носок — куртка...». Данное упражнение активизирует и пополняет лексический запас, расширяет кругозор.

Упражнение «Что в имени тебе моём...». Преподаватель предлагает ученикам записать их русское имя по вертикали. И подобрать прилагательные или причастия, которые должны характеризовать человека и начинаться на каждую букву его имени. Например, Сильный, смелый, стильный; Талантливый, тихий, терпеливый; Естественный, единственный; Пунктуальный, позитивный, принципиальный; Активный, артистичный; Нежный, начитанный, неординарный. При выполнении упражнения можно обращаться к словарю. Данное задание пополняет лексический запас, формирует навык подбора прилагательных, которые характеризуют человека, а не предмет.

Безусловно, вышеперечисленные упражнения пригодятся ученикам в реальной речевой практике. Это лишь некоторые аспекты преподавания русского языка. Данной статьей мы хотели подчеркнуть значимость прагмалингвистических задач и обозначить вектор развития игрового обучения, который, на наш взгляд, имеет большую практическую значимость.

Список литературы

  1. М.М. Нахабина, Н.И. Соболева, В.А. Степаненко ”Описание содержания обучения РКИ с учетом когнитивнопрагматических целей.”, — М., 2008.
  2. Л.Г. Павловская, “Праздник русского языка.”, — Рига, 1998.
  3. О.Э Чубаровой ,”Шкатулка ”, — М., 2008.
  4. М.Н. Бондарчук, И.В. Жогина, Е.В. Калиниченко, Е.В. Гончаренко, Е.В. Понченко, А.А. Новикова , “Русский язык для начинающих”, — Киев ,2015.