Этимологический анализ как эффективный прием обогащения словаря младших школьников лексемами этнокультурного содержания

NovaInfo 17, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрывается эффективность применения этимологического анализа для обогащения словарного запаса младших школьников.

Ключевые слова

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ШКОЛЬНИКИ, СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Текст научной работы

В настоящее время одной из приоритетных целей, указанных в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, выделяется «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям и задачам построения российского гражданского общества на основе принципов диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава» [4]. Русский язык как учебный предмет в начальной школе имеет большой потенциал в плане воспитания у младших школьников чувства гордости за свой народ, овладение его культурой, традициями. Язык тесно связан с национальной культурой. Постигая язык своего народа, человек познает параметры своей культурной принадлежности. Поэтому так важно с раннего возраста обогащать словарь младшего школьника лексемами с этнокультурным содержанием.

Потребность, существующая в обществе, связанная с воспитанием личностных качеств младших школьников через постижение лексики своего народа, а также недостаточная разработанность этнокультурного компонента содержания языкового образования младших школьников и методической базы определяют актуальность темы исследования.

Постижение национальной культуры своего народа, осознание ей самобытности, значимости родного языка реализуется в рамках этнокультуроведческого подхода.

Вопросы этнокультуроведческого образования стали предметом исследования таких учёных, как: Е.А. Быстровой, В.В. Дёмичевой, Т.Н. Голицыной, С.А. Кошарной, Г.А. Кулюпиной, Л.М. Курганской, Н.А. Тураниной, В.В. Щеулиной, Т.В. Яковлевой и др., которые считают необходимым рассмотрение языка в контексте культуры, предлагают приёмы изучения языка на этнокультуроведческом материале. В их исследованиях сформулированы задачи этнокультуроведческого образования, определены основные направления работы.

Усвоение лексем с этнокультурным содержанием на уроках русского языка в начальной школе происходит через словарную работу, которая предполагает усвоение новых слов и оттенков значений, сферы их употребления, многозначности, переносных значений, использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, «очищение» словаря.

М.Р. Львов выделяет 3 этапа словарной работы: 1) обогащение словаря; 2) уточнение словаря; 3) активизация словаря [1, 235 с.].

Анализ школьной практики показывает, что объем словаря у современного младшего школьника небольшой, поэтому этапу «обогащение словаря» следует уделить особое внимание.

Среди приемов, используемых для обогащения словаря младших школьников этнокультурной лексикой, наиболее эффективным по нашему мнению является этимологический анализ слова, позволяющий показать исторические корни слова.

Вопрос применения элементов этимологического анализа интересовал К.Д. Ушинского, Н.М. Шанского, И.В. Пронину, Е.И. Никитину, А.Н. Кохичко, С.И. Львова, Н.А. Подшибякина, О.Н. Лёвушкина.

Этимология — раздел языкознания, занимающийся изучением происхождения слова и историческими изменениями в структуре слова и его значениях [3].

Как считает С.А. Кошарная «выясняя этимологию отдельных слов, увязывая данное слово с другими, историческими родственными, устанавливая типологические соответствия, усматривая аналогические ассоциации, высказывая гипотезы и предположения, этимолог воссоздает эволюцию этнической культуры с древнейших времен до сегодняшнего дня».

По мнению З.А. Потихи, этимологический анализ слова обращен в прошлое языка. При помощи этого приема выясняется происхождение слова, его структура, значение [2, 124 с.].

Этнокультурная лексика, изучаемая в начальной школе, требует этимологического объяснения, потому что большинство слов имеют непроизводную основу и трудны для понимания.

Необходимо отметить, при этимологическом анализе исконно русского слова обращается внимание на присутствие/отсутствие изменений в структуре слова, определяется их вид и причина.

Целесообразно на уроках использовать словари: «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, «Школьный этимологический словарь», составленный Н.М. Шанским и Т.А. Бобровой [5]. В них показана историческая последовательность словообразования. При работе со словарями учитель должен грамотно отбирать материал в соответствии с принципом доступности.

Мы считаем результативной систему словарной работы с опорой на этимологию: творческое списывание, словарные диктанты с опорой на этимологию, этимологические кроссворды, работа с этимологическими словарями.

Так например, во 2 классе при изучении темы «Слова исконные и заимствованные» целесообразно предложить ученикам при помощи словаря составить этимологическую справку к словам: кафтан, вершок.

Кафтан (заимствоано из тюрк. яз., является сложением кап «мешок, оболочка, футляр», и тон «вид мужской одежды». Эффективно сопровождение иллюстративным материалом [5].

Вершок — Образовано с помощью суф. -ькъ (> -ек > ок) от верхъ. Развитие значения шло так: «верхушка > небольшой излишек, который появился сверху при насыпании зерна > мера длины» [5].

Таким образом, использование словарной работы с опорой на этимологию при изучении лексем с этнокультурным содержанием, способствует обогащению словаря младшего школьника. Вследствие этого наблюдаются положительные изменения в речевой деятельности, формируется представление о связи родного языка с историей страны, народа. Кроме этого, этимологический анализ активизирует познавательные процессы, способствует воспитанию интереса к языку.

Читайте также

Список литературы

  1. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 464 с.
  2. Потиха З.А. Современное русское словообразование. – М.: Просвещение, 1970. – 231 с.
  3. Ушаков Д.Н. [Электронный ресурс]: Большой толковый словарь современного русского языка. URL: http://www.dict.t-mm.ru/ushakov (дата обращения: 4. 09.14)
  4. ФГОС: начальное общее образование [Электронный ресурс]: Министерство образования и науки РФ. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?catalogId=223 (дата обращения: 7.10.13)
  5. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 398 с.

Цитировать

Гордиенко, К.С. Этимологический анализ как эффективный прием обогащения словаря младших школьников лексемами этнокультурного содержания / К.С. Гордиенко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 17. — URL: https://novainfo.ru/article/1839 (дата обращения: 29.09.2022).

Поделиться