Организация практической работы № 3 «Моделирование по чертежу» на первом году обучения школьников черчению

NovaInfo 44, с.241-256, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 93
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлен пример разработки плана-конспекта одиннадцатого урока черчения в школе по теме «Практическая работа № 3. Моделирование по чертежу» на первом году обучения школьников черчению» для работы с учащимися, изучающими черчение первый год по программе двухгодичной их графической подготовки с использованием пособий учебно-методического комплекта А.Д. Ботвинникова и его соавторов в соответствии с тематическим планированием уроков черчения, разработанным автором данной статьи.

Ключевые слова

ПЛАСТИЛИН, БУМАГА, ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА, МОДЕЛИРОВАНИЕ, ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ, ПЛАН-КОНСПЕКТ, УРОК, ЧЕРЧЕНИЕ, ШКОЛЬНИКИ, ПРОВОЛОКА, ЧЕРТЁЖ

Аудиоверсия

Текст научной работы

Представленный ниже возможный вариант плана-конспекта урока № 11 для первого года графической подготовки школьников разработан в соответствии с опубликованными нами ранее тематическими планированиями уроков черчения [7-8]. При этом были использованы классические пособия учебно-методического комплекта (УМК) по черчению: программа, учебник, рабочая тетрадь, методические пособия для учителя А.Д. Ботвинникова и его соавторов [1-6], а также другая учебно-методическая литература [9-23].

Теоретическая основа планирования учебной работы по черчению и подготовки учителя к уроку в развёрнутой форме нами была представлена в отдельной публикации [10]. Были даны образцы планов-конспектов уроков черчения №№ 1-6, 14, 25 для первого года графической подготовки школьников [11-18]. В отдельном журнале также представлен пример плана-конспекта урока № 5 для второго года обучения школьников черчению с примером анализа предполагаемого или проведённого урока [19].

План-конспект урока черчения № 11 (Первый год обучения)

Тема урока — Практическая работа № 3. Моделирование по чертежу.

Цели урока:

1. Образовательная:

  • Сформировать у школьников понятие о моделировании;
  • Способствовать выработке у учащихся навыков чтения чертежей, умения изготовлять по чертежу несложные модели из проволоки, картона, пластилина;
  • Закрепить знания и умения школьников, полученные на предыдущем уроке, посредством повторения теоретического материала и выполнения ими практической работы № 3 «Моделирование по чертежу»;
  • Дальнейшее формирование умений и навыков работы школьников с учебными и справочными материалами в процессе их практической деятельности.

2. Воспитательная:

  • Содействовать воспитанию навыков самостоятельной работы и самоконтроля учащихся в ходе выполнения ими заданий;
  • Способствовать воспитанию терпения, аккуратности, внимания, усидчивости и трудолюбия школьников в процессе изготовления ими объектов из проволоки, картона и пластилина по чертежам.

3. Развивающая:

  • Способствовать развитию глазомера, зрительной памяти, пространственных представлений, мелкой моторики рук школьников при изготовлении ими моделей по чертежам.

Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы

Для учителя — учебник [2]; учебные таблицы, экранные средства, позволяющие демонстрировать основные способы изготовления моделей по их чертежам; набор заданий; демонстрационные модели из проволоки, картона и пластилина, мел для работы на доске.

Для учащихся — учебник, ученическая тетрадь, Рабочая тетрадь [3], чертёжные инструменты и принадлежности, ножницы, канцелярский нож, кусочки картона и мягкой проволоки, пластилин.

Тип урока — Урок закрепления умений и навыков.

Ход урока

1. Организационная часть — 2 мин.

  • Приветствие;
  • Проверка явки учащихся;
  • Выявление или назначение дежурных. Напоминание дежурным об их обязанностях;
  • Заполнение учителем классного журнала (возможно после урока);
  • Проверка готовности учащихся к уроку. Выдача учащимся недостающих учебных пособий, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии.

2. Сообщение темы, цели и задач урока; мотивация учебной деятельности школьников — 3 мин.

2.1. В левой верхней части классной доски учитель мелом заранее пишет чертёжным шрифтом дату проведения урока и его порядковый № 11. В средней верхней части доски указывает тему урока: «Практическая работа № 3. Моделирование по чертежу». В правом верхнем углу доски указывает домашнее задание: Тем, кто не успел закончить практическую работу № 3 на уроке, доделать её дома и принести на следующий урок для сдачи учителю на проверку.

Обращая внимание учащихся на доску, учитель вслух проговаривает написанное и просит их записать полученную информацию в ученических тетрадях.

2.2. Далее он ставит перед школьниками цели и задачи урока:

  • Освоить понятие «Моделирование»;
  • Развивать умения и навыки чтения чертежей в процессе изготовления моделей по их чертежам;
  • Закрепить знания, полученные на предыдущем уроке, путём повторения и закрепления теоретического материала о видах и выполнения практической работы № 3 «Моделирование по чертежу»;
  • Дальнейшее развитие глазомера, зрительной памяти, пространственных представлений, мелкой моторики рук при изготовлении моделей из различных материалов: проволоки, картона и пластмассы.

2.3. Мотивируя учебную деятельность школьников, учитель сообщает, что сегодня им важно проверить себя, насколько они хорошо освоили изученный ранее теоретический материал и сумеют ли они в полной мере использовать эти знания в моделировании — изготовлении объектов по их чертежам. Учащиеся узнают, что материалы данного урока им пригодятся во взрослой жизни в различных отраслях народного хозяйства при работе, связанной с чертёжно-графической документацией, например, в декоративно-прикладном творчестве, столярном и плотническом деле, в строительстве архитектурных и других сооружений, в конструкторских бюро и цехах машиностроительных и авиационных заводов, мебельных фабрик и фабрик детских деревянных игрушек и т.д., а в школе — при чтении и выполнении чертежей в ходе дальнейшего изучения черчения, обучающимся в системе дополнительного образования — при моделировании различной техники: самолётов, катеров и других объектов.

В качестве дополнительной мотивации учебной деятельности школьников учитель сообщает им о том, что практическая работа каждого учащегося по моделированию объектов будет оценена, а оценка — выставлена в классный журнал.

3. Знакомство с содержанием практической работы — 8 мин.

3.1. В начале данного этапа урока учитель знакомит школьников с понятием «Моделирование» и предлагает им записать в тетрадях его определение. Моделирование — это процесс изготовления по чертежу модели какого-либо предмета.

Последовательность выполнения модели по чертежу [21]
Рисунок 1. Последовательность выполнения модели по чертежу [21]

3.2. Затем, используя материалы Интернет-ресурса [21], с целью расширяя кругозора школьников в области моделирования, учитель дополнительно сообщает, что в архитектурном проектировании процесс изготовления демонстрационной модели разрабатываемого объекта называется макетированием, а полученные модели — макетами.

Школьников следует проинформировать о том, что модели можно изготавливать из бумаги, картона, металла, древесины, глины, пластилина, пенопласта и других материалов. При моделировании допускается пропорционально увеличивать или уменьшать размеры модели в целом и ее частей.

Ребята на уроке узнают, что в производственной практике модели выполняются по чертежам, наглядным изображениям, заданным условиям.

3.3. Далее школьникам предлагается рассмотреть наиболее часто встречающиеся виды моделирования по чертежу, используя реальные модели из проволоки, картона, пластилина и учебной таблицы.

Учитель объясняет учащимся, что в основе моделирования по чертежу лежит процесс чтения изображений. Сначала по чертежу представляют форму изображенного объекта. Затем выбирают материал и соответствующую заготовку. Выполняют разметку на заготовке. После этого выполняют различные технологические операции изготовления модели (склеивание, гибка, резание и т. д.).

3.4. Учитель предлагает школьникам открыть стр. 44-45 учебника [2] и прочитать тексты заданий к практической работе № 3 «Моделирование по чертежу», при этом проецирует отредактированные им задания на экран и основательно знакомит учащихся с содержанием практической работы:

</i> Задания к практической работе № 3 «Моделирование по чертежу» [2, с. 44 — 45, <i>рис. 57</i>]
Рисунок 2. Задания к практической работе № 3 «Моделирование по чертежу» [2, с. 44-45, рис. 57]
</i>. Вспомогательные изображения для облегчения решения заданий по моделированию из проволоки (к <i>рис. 1) </i>[6, с. 136]
Рисунок 3. Вспомогательные изображения для облегчения решения заданий по моделированию из проволоки [6, с. 136]
</i> Задания к практической работе № 3 «Моделирование по чертежу» [2, с. 44 — 45, <i>рис. 58</i>]
Рисунок 4. Задания к практической работе № 3 «Моделирование по чертежу» [2, с. 44-45, рис. 58]
</i> Дополнительные задания к практической работе № 3 «Моделирование по чертежу» [22, с. 44, <i>рис. 53</i>] для выполнения учащимися по их желанию
Рисунок 5. Дополнительные задания к практической работе № 3 «Моделирование по чертежу» [22, с. 44, рис. 53] для выполнения учащимися по их желанию

4. Повторение основных теоретических положений, правил, способов деятельности, необходимых для успешного выполнения работы — 5 мин.

4.1. Методом фронтального опроса учитель с учащимися повторяет ранее изученную тему «Расположение видов на чертеже. Местные виды». Школьникам предлагается ответить на вопросы, представленные в учебнике [2, с. 42]:

  • Дайте определение вида. (Вид — это изображение обращённой к наблюдателю видимой части поверхности предмета);
  • Как располагаются виды на чертеже? (Вид спереди располагается на фронтальной плоскости проекций, вид сверху располагают в проекционной связи под видом спереди на горизонтальной плоскости проекций, а вид слева — на профильной плоскости, его на чертеже располагают справа от вида спереди на одном уровне — в проекционной связи.
  • Какой вид называется главным и почему? (Главным видом на чертеже называется вид спереди, т.к. он даёт наиболее полное представление о форме и размерах предмета).
  • Какой вид называется местным? (Изображение отдельного, ограниченного места поверхности предмета называется местным видом);
  • С какой целью используется местный вид? (Его применяют в том случае, когда требуется показать форму и размеры отдельных элементов детали);
  • Что даёт применение местного вида? (Позволяет уменьшить объём графической работы, сэкономить место на поле чертежа).

4.2. Затем учитель закрепляет знания школьников по новой теме, в связи с этим предлагает им ответить на следующие вопросы:

  • Что следует понимать под моделированием? (Моделированиеэто процесс изготовления по чертежу модели какого-либо предмета.);
  • Из какого материала можно изготавливать модели? (Из бумаги, картона, металла, древесины, глины, пластилина, пенопласта и других материалов);
  • Допускается ли при моделировании пропорционально увеличивать или уменьшать размеры модели в целом и ее частей? (Допускается);
  • Назовите этапы изготовления модели. (1 — чтение чертежа и представление формы предметы, 2 — выбор материала и заготовки, 3 — выполнение разметки на заготовке, 4 — совершение технологических операций по изготовлению модели (гибка, резание, лепка и др.)).

5. Обсуждение с учащимися плана выполнения практической работы и плана самоконтроля — 5 мин.

5.1. Учитель вывешивает на классную доску учебные таблицы, которые содержат образцы заданий. С их помощью и демонстрационных моделей школьники вместе с учителем ещё раз обсуждают, как выполнять задания.

</i>]
Рисунок 6. Последовательность изготовления модели из проволоки [23, с. 43, рис. 18]
</i>]
Рисунок 7.
Последовательность изготовления модели из пластилина [23, с. 45, рис. 20]
Рисунок 8. Последовательность изготовления модели из пластилина [23, с. 45, рис. 20]

При этом школьникам предлагается прочитать рубрику «Указания к работе», представленную в учебнике [2, с. 45].

Для изготовления модели из картона сначала вырежьте ее заготовку. Размеры заготовки определите по изображению детали [2, с. 45, рис. 58] Наметьте (очертите) вырезы. Обрежьте их по очерченному конуру. Удалите вырезанные части и изогните по чертежу модель. Чтобы картон после изгибания не распрямлялся, в месте изгиба прочертите с внешней стороны линии каким-нибудь острым предметом.

Проволоку для моделирования необходимо использовать мягкую, произвольной длины [2, с. 45, рис. 57].

Школьники знакомятся с последовательностью изготовления модели из пластилина. При этом учитель демонстрирует ребятам безопасные способы резания пластилина канцелярским ножом.

5.2. Школьники совместно с учителем окончательно запоминают последовательность изготовления модели по чертежу как план выполнения практической работы на данном уроке:

  • Чтение чертежа и представление формы изображения предмета;
  • Выбор материала и соответствующей заготовки;
  • Выполнение разметки на заготовке;
  • Осуществление различных технологических операций по изготовлению модели.

5.3. Затем учитель проводит инструктаж по технике безопасности при работе с острыми и режущими инструментами.

6. Самостоятельная работа школьников. Дифференцированная помощь учащимся — 20 мин.

На данном этапе урока школьники приступают к выполнению практической работы по изготовлению моделей из проволоки и картона по их чертежам. Тем, кто выполнил два обязательных задания, учитель предлагает школьникам выполнить дополнительное третье задание на моделирование из пластилина или картона и проволоки по карточкам-заданиям [6, с. 60-67].

Дифференцированная помощь учащимся заключается в том, что учитель может раздать им дифференцированные карточки-задания разных уровней сложности с учётом их возрастных особенностей и учебно-познавательных способностей. При этом учитель может использовать карточки-задания на моделирование разных авторов, например, Е.А. Василенко и Е.Т. Жуковой [6, с. 60-67].

7. Подведение итогов урока — 2 мин.

Учитель:

  • просит назвать школьников сложности, с которыми они встретились на уроке, затем дает общую характеристику их учебной деятельности на уроке; при этом сообщает им о достижении целей урока, выявленных недостатках и путях их устранения;
  • объективно оценивает результаты коллективного и индивидуального труда; выставляет отметки в классный журнал и в дневники учащихся;
  • предлагает тем, кто не успел закончить работу на уроке, доделать её дома и принести на следующий урок;
  • напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе, оказать учителю другую необходимую помощь;
  • благодарит учащихся за учебно-познавательную и практическую деятельность и заканчивает урок.

Читайте также

Список литературы

  1. Черчение, 7 - 8 классы (авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов: отв. ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. – М.: Просвещение, 2000. – 76 с. - С.51 - 60.
  2. Ботвинников, А.Д. Черчение: 9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. – 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2014. – 221, [3] с.: ил.
  3. Вышнепольский, В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение. 9 класс» А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского: 9 класс / В.И. Вышнепольский. – М.: АСТ: Астрель, 2014. - 79, [1] с.: ил.
  4. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7 – 8 классы» / А.Д. Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 159, [1] с.: ил.
  5. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение»: для 7 – 8 кл.: метод пособие / В.Н. Виноградов. – М.: ЭКЗАМЕН, 2006. – 159, [1] с. – (Учебно-методический комплект).
  6. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 6 класса: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 208 с.: ил.
  7. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: Поморский университет, 2009. – 32 с.
  8. Михайлов Н.Г. Уроки первого года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. – № 13. – С. 35 – 43.
  9. Михайлов Н.Г. Уроки второго года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Достижения вузовской науки. - 2014. – № 12. – С. 35 - 41.
  10. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого – взгляд в будущее. - 2014. - № 3. – С. 140 – 146.
  11. Михайлов Н.Г. Планирование вводного урока черчения на первом году графической подготовки школьников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. – № 13. – С. 33 – 43.
  12. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о ГОСТ ЕСКД. Форматы, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа» // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. – № 30. – С. 48 – 56.
  13. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: план-конспект урока «Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах» // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. – № 5. – С. 70 – 80.
  14. Михайлов Н.Г. Организация графической работы № 1 «Линии чертежа» на первом году обучения школьников черчению // Наука и современность – 2014. – 2014. - № 33. – С. 80 – 86.
  15. Михайлов Н.Г. Планирование урока черчения на тему «Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба» на первом году графической подготовки школьников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2014. - № 14. – С. 69 – 79.
  16. Михайлов Н.Г. Организация графической работы № 2 «Чертёж «плоской» детали» на первом году обучения школьников черчению // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. - № 44. – С. 165 – 173.
  17. Михайлов Н.Г. Обучение школьников теме «Аксонометрические проекции окружностей и предметов с цилиндрическими элементами» на уроке черчения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. – № 40. – С. 80 – 103.
  18. Михайлов Н.Г. Обучение школьников делению отрезка, угла и окружности на равные части на уроке черчения // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016 г. – № 43; URL: http://novainfo.ru/article/5108
  19. Михайлов Н.Г., Емелов К.П. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. – № 14. – С. 29 – 43.
  20. Чепаев Д.И. Домашняя работа по черчению за 7-8 классы к учебнику А.Д. Ботвинникова «Черчение. Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений»: Учебно-методическое пособие / И.Д.Чепаев. – М.: Экзамен, 2005. – 96 с. - (Серия «Решебник»).
  21. Сherch.ru/graficheskoe_otobrazhenie/modelirovanie.
  22. Черчение: Учеб. для сред. общеобразоват. школы / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский, С.И. Дембинский; Под ред. В.Н. Виноградова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1984. – 240 с.: ил.
  23. Севастопольский Н.О. Уроки черчения: (Из опыта работы). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.: черт.

Цитировать

Михайлов, Н.Г. Организация практической работы № 3 «Моделирование по чертежу» на первом году обучения школьников черчению / Н.Г. Михайлов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 241-256. — URL: https://novainfo.ru/article/5360 (дата обращения: 25.03.2023).

Поделиться