Необходимость решения проблем с состоянием здоровья современных школьников, среди которых по данным государственной статистики только 32% учащихся считаются здоровыми, а также требования новых нормативных документов, определяющих направление их реализации здоровьесберегающей и профилактической деятельности и имеющие обязательный характер для всех образовательных учреждений, актуализируют создание новых эффективных форм организации здоровьесберегающей деятельности [1,6,12].
В последние годы сформирован пакет нормативных документов, определяющими направление их реализации в области здоровьесберегающей и профилактической деятельности и имеющих обязательный характер для всех образовательных учреждений [2,11].
К таким документам в первую очередь относятся Федеральные государственные образовательные стандарты, предписывающие каждому учреждению образования иметь отдельную программу по организации здоровьесберегающей деятельности. В новых Санитарных правилах и нормах (СанПиН 2.4.2. 2821-10) регламентированы условия и организация сохранения и укрепления здоровья обучаемых и воспитанников, которые также актуализируют активацию здоровьесберегающих мероприятий в образовательных учреждениях. В приказе Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 представлены Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников, в которые разъясняются направления и содержание здоровьесберегающей деятельности. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступивший в действие с 01.09.2013, ориентирует образовательные организации на внедрение инновационных форм и методов здоровьесбережения, в частности предлагается организация сетевого взаимодействия в образовательной среде в целях скорейшей реализации идей модернизации образования [18].
В указанных нормативных документах устанавливаются важнейшие стратегические приоритеты развития современной образовательной политики, базирующиеся на представление о школе как одном из наиболее мощных инструментов социализации личности. В школе создаются все необходимые условия, обеспечивающие успешную адаптацию подрастающего поколения в обществе. В таком случае наиболее важной оказывается проблема создания эффективного управленческого механизма реализации здоровьесберегающей деятельности, т.к. конечным итогом ее непосредственной реализации будет позитивная динамика уровня здоровья обучающихся и принципиальное изменение их мировоззрения, ориентированного на ценностное отношение к здоровью [2,8,14]. В перспективе новые установки на здоровый образ жизни будут колоссальный социальный эффект не только в повышении уровня физиологического здоровья школьников, но и существенного обновления социального климата в образовательных учреждениях, выражающегося прежде всего в снижении показателей употребления школьниками психоактивных веществ [3,10,17].
Основу инновационной инфраструктуры региональной системы образования составляют региональные инновационные площадки и региональные ресурсные центры, а также федеральные инновационные площадки, расположенные на территории области, муниципальные инновационные площадки и муниципальные ресурсные центры, основными направлениями деятельности которых являются методическое, информационное и организационное сопровождение отдельных направлений деятельности региональной системы образования [3,5,16].
Приказом министерства образования Нижегородской области от 03.09.2013 № 2027 «Об организации экспериментального сетевого образовательного проекта «Нижегородская школа - территория здоровья: новые границы на образовательной карте регионе» МБОУ СОШ № 16 города Арзамаса включена в проект как экспериментальная пилотная площадка. Проект разработан в целях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», развития образовательного комплекса Нижегородской области, разработки единых подходов к формированию региональной системы здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях рекомендуется внедрение инновационных форм и методов здоровьесберегающей деятельности. Предлагается новая технология – создание школ–ресурсных центров в муниципальных районах Нижегородской области, которая позволит организовать широкую трансляцию инновационных подходов в сфере магистральных направлений государственной образовательной политики среди массовых образовательных учреждений города и села. Одним из стратегических направлений является сохранение и укрепление здоровья и формирование экологической культуры и здорового и безопасного, социально позитивного образа жизни у обучаемых и воспитанников [4,13,15].
Основная идея формирования предлагаемой инфраструктуры состоит в организации на базе образовательных учреждений ресурсных центров по здоровьесбережению, призванных создавать комплекс условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, в т.ч. осуществлять разработку и продвижение качественных и доступных продуктов и услуг в области сохранения и укрепления здоровья [9,13,16].
Методологической основой деятельности ресурсного центра являются подходы, служащие базовым основанием как новых образовательных стандартов, так и других нормативных актов:
Аксиологический подход – предполагается изменение мировоззренческих установок участников проекта как в личностной, так и в профессиональной сфере, рассматривающих «здоровье» и «стремление быть здоровым» как базовые ценности человеческого бытия;
Деятельностный подход – позволяет через активные формы обучения и активное взаимодействие на основе субъект-субъектных позиций выстроить необходимую практическую деятельность учителя и ученика, направленную на реализацию здоровьесберегающего педагогического процесса;
Системный подход – рассматривает школу как адаптивную управляемую систему и позволяет осуществить необходимые, задаваемые целеполаганием изменения здоровьесберегающей направленности в образовательном процессе.
Ресурсные центры здоровьесбережения выполняют роль эффективных стажерских площадок, предоставляя возможность практического освоения опыта деятельности в области здоровьесбережения и профилактики. Ресурсные центры являются экспериментальными площадками по опережающей апробации здоровьесберегающих и профилактических технологий и внедрению их в учебно-воспитательный процесс, могут также быть демонстраторами своего опыта в этом направлении.
Целью деятельности Ресурсного центра здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности, создаваемого на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов» города Арзамаса, является выявление, систематизация, апробация и рекомендация к реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях Арзамаса и Арзамасского района на основе имеющихся научных данных и инновационного опыта деятельности в РФ и за рубежом.
Ресурсный центр, выполняя функции координирующего организационно-методического органа взаимодействия учреждений образования, осуществляет самостоятельно такие виды деятельности, как:
- выявление инновационного опыта использования здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях города и области;
- экспертиза и адаптация программ здоровьесберегающей деятельности в Арзамасе и Арзамасском районе;
- создание научно-методической базы для практического обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений, реализующих программу охраны здоровья детей и предоставление открытого доступа к ней;
- исследование развития здоровьесберегающей деятельности в районе и мониторинг уровня здоровья учащихся школ города и района, составление электронной базы здоровьесберегающей деятельности школ;
- повышение профессиональной компетенции педагогов района в области обеспечения здоровья учащихся через проведение педагогических конференций, семинаров, мастер-классов, открытых уроков и других видов деятельности;
- осуществление методической и консультационной помощи по всем вопросам здоровьесберегающей деятельности;
- обобщение опыта работы и распространение результатов внедрения инновационных проектов по проблемам здоровьесбережения в образовании через СМИ и публикацию статей в научных и образовательных изданиях;
- организация сетевого взаимодействия педагогов общеобразовательных учреждений, направленного на обоснование содержания образования и взаимную методическую поддержку по вопросам здоровьесбережения в образовании;
- организация смотров, конкурсов, акций, мероприятий по вопросам здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях и формирования навыков здорового образа жизни участников образовательного процесса [7,13,15].
На обеспечение процессов развития образовательного учреждения направлена инновационная и опытно-экспериментальная работа педагогов. В МБОУ СОШ № 16 в инновационной деятельности на 2-х экспериментальных площадках ГОУ ДПО «НИРО» участвует 15 учителей, 2 заместителя директора, педагог дополнительного образования - 54 % педагогического состава учреждения.
На базе МБОУ СОШ № 16 в 2014-2015 учебном году проведены:
- круглый стол для заместителей директоров и учителей предметников по теме «Реализация Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в рамках ООП НОО: опыт, проблемы, перспективы»;
- семинар для работников учреждений дополнительного образования по теме «Здоровьесберегающая деятельность в МБОУ СОШ № 16»;
- обучающие семинары для студентов факультета педагогики и методики начального образования Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского;
- методическое объединение учителей русского языка и литературы по теме «Кейс-технологии на уроках русского языка и литературы»;
- городская квест-игра «Здоровье – возможность возможностей». Ребята получили свои маршрутные листы и загадки-подсказки где им искать нужную станцию. Всего в процессе игры команды посетили восемь станций: «Эликсир жизни», «Азбука потребителя», «Спорт! Спорт!! Спорт!!!», «Если хочешь быть здоров», «Дышите глубже», «В мире профессий», «Прививки-вакциНАЦИЯ» и «Аптека для души». На каждой станции ребята зарабатывали баллы и собирали в специальные конвертики-копилки тематические памятки;
- праздник «Русской березки» - настоящий праздник старины, посвященный русской березке, подготовили учащиеся 6 «Б» класса, в рамках реализации своего проекта «Будущее России – народные праздники». В конце мероприятия все его участники получили возможность попросить исполнения своего заветного желания у русской березки, привязав к ее ветвям яркую ленту;
- акция «Дендрарию – наша защита!» - в середине мая учащиеся, родители и коллектив школы № 16 г. Арзамаса снова вышли на традиционную уборку Арзамасского Дендрария. Силами собравшихся памятник природы был очищен от мусора;
- школьный конкурс агитбригад «Здоровейка» и «Студия «Позитив» представляет…» - выступления команд были направлены на пропаганду здорового жизненного стиля;
- спортивный праздник «Мама, папа, я – здоровая семья!» - в рамках Всемирного команды, состоящие из учащихся и родителей, весело и задорно участвовали в конкурсах: бегали, прыгали, составляли режим дня, ели вкусную кашу, которую приготовили повара школы, выполняли танцевальную зарядку, соревнуясь друг с другом;
- «Фестиваль здорового образа жизни» прошел в физкультурно-оздоровительном комплексе «Звездный» города Арзамаса в рамках Нижегородского областного фестиваля здорового образа жизни, посвященного Всемирному Дню здоровья. Воспитанницы танцевального коллектива «Эдельвейс» МБОУ СОШ № 16 приняли активное участие в этом масштабном мероприятии с участием лучших тренеров-презентеров из Нижнего Новгорода и Арзамаса;
- «Разговор о правильном питании» - традиционный конкурс для начальной школы. В рамках этого мероприятия прошла «Неделя здоровья». Мастер-класс по дыхательной гимнастике Стрельниковой повели 1-е классы для 5-х классов. Была открыта фотовыставка «Кулинарное путешествие во времени» и выставка плакатов «Спорт-это движение». Задорно и весело прошли веселые эстафеты на уроках физкультуры. Самым интересным было посещение кафе «Здоровейка», где были представлены блюда из овощей с их дегустацией. Желающие могли на память взять понравившийся рецепт блюда.
Главная цель мероприятий – выявление и обобщение позитивного опыта работы по здоровьесбережению, формирование мотивации педагогов на эффективную работу по здоровьесбережению, формирование педагогического сообщества заинтересованных педагогов, готовых к взаимодействию в рамках сетевого сообщества.
Таким образом, ресурсным центром может стать образовательное учреждение, достигшее позитивных педагогических результатов в режиме экспериментальной деятельности, обладающее потенциалом для трансляции инновационного опыта по содержательным направлениям, значимым для развития системы образования, обладающее ресурсами (интеллектуальными, информационно-методическими, кадровыми и др.), в деятельности которого накоплен качественный опыт в области здоровьесбережения для его диссеминации в практику других образовательных учреждений.