Ресурсный центр — экспериментальная площадка по апробации здоровьесберегающих технологий

NovaInfo 37, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлена новая технология здоровьесберегающей деятельности – создание школ–ресурсных центров в муниципальных районах Нижегородской области, одним из стратегических направлений которых является сохранение и укрепление здоровья и формирование экологической культуры и здорового и безопасного, социально позитивного образа жизни у обучаемых и воспитанников.

Ключевые слова

ШКОЛЬНИКИ, РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

Необходимость решения проблем с состоянием здоровья современных школьников, среди которых по данным государственной статистики только 32% учащихся считаются здоровыми, а также требования новых нормативных документов, определяющих направление их реализации здоровьесберегающей и профилактической деятельности и имеющие обязательный характер для всех образовательных учреждений, актуализируют создание новых эффективных форм организации здоровьесберегающей деятельности [1,6,12].

В последние годы сформирован пакет нормативных документов, определяющими направление их реализации в области здоровьесберегающей и профилактической деятельности и имеющих обязательный характер для всех образовательных учреждений [2,11].

К таким документам в первую очередь относятся Федеральные государственные образовательные стандарты, предписывающие каждому учреждению образования иметь отдельную программу по организации здоровьесберегающей деятельности. В новых Санитарных правилах и нормах (СанПиН 2.4.2. 2821-10) регламентированы условия и организация сохранения и укрепления здоровья обучаемых и воспитанников, которые также актуализируют активацию здоровьесберегающих мероприятий в образовательных учреждениях. В приказе Минобрнауки РФ от 28.12.2010 № 2106 представлены Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников, в которые разъясняются направления и содержание здоровьесберегающей деятельности. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступивший в действие с 01.09.2013, ориентирует образовательные организации на внедрение инновационных форм и методов здоровьесбережения, в частности предлагается организация сетевого взаимодействия в образовательной среде в целях скорейшей реализации идей модернизации образования [18].

В указанных нормативных документах устанавливаются важнейшие стратегические приоритеты развития современной образовательной политики, базирующиеся на представление о школе как одном из наиболее мощных инструментов социализации личности. В школе создаются все необходимые условия, обеспечивающие успешную адаптацию подрастающего поколения в обществе. В таком случае наиболее важной оказывается проблема создания эффективного управленческого механизма реализации здоровьесберегающей деятельности, т.к. конечным итогом ее непосредственной реализации будет позитивная динамика уровня здоровья обучающихся и принципиальное изменение их мировоззрения, ориентированного на ценностное отношение к здоровью [2,8,14]. В перспективе новые установки на здоровый образ жизни будут колоссальный социальный эффект не только в повышении уровня физиологического здоровья школьников, но и существенного обновления социального климата в образовательных учреждениях, выражающегося прежде всего в снижении показателей употребления школьниками психоактивных веществ [3,10,17].

Основу инновационной инфраструктуры региональной системы образования составляют региональные инновационные площадки и региональные ресурсные центры, а также федеральные инновационные площадки, расположенные на территории области, муниципальные инновационные площадки и муниципальные ресурсные центры, основными направлениями деятельности которых являются методическое, информационное и организационное сопровождение отдельных направлений деятельности региональной системы образования [3,5,16].

Приказом министерства образования Нижегородской области от 03.09.2013 № 2027 «Об организации экспериментального сетевого образовательного проекта «Нижегородская школа - территория здоровья: новые границы на образовательной карте регионе» МБОУ СОШ № 16 города Арзамаса включена в проект как экспериментальная пилотная площадка. Проект разработан в целях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», развития образовательного комплекса Нижегородской области, разработки единых подходов к формированию региональной системы здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях рекомендуется внедрение инновационных форм и методов здоровьесберегающей деятельности. Предлагается новая технология – создание школ–ресурсных центров в муниципальных районах Нижегородской области, которая позволит организовать широкую трансляцию инновационных подходов в сфере магистральных направлений государственной образовательной политики среди массовых образовательных учреждений города и села. Одним из стратегических направлений является сохранение и укрепление здоровья и формирование экологической культуры и здорового и безопасного, социально позитивного образа жизни у обучаемых и воспитанников [4,13,15].

Основная идея формирования предлагаемой инфраструктуры состоит в организации на базе образовательных учреждений ресурсных центров по здоровьесбережению, призванных создавать комплекс условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, в т.ч. осуществлять разработку и продвижение качественных и доступных продуктов и услуг в области сохранения и укрепления здоровья [9,13,16].

Методологической основой деятельности ресурсного центра являются подходы, служащие базовым основанием как новых образовательных стандартов, так и других нормативных актов:

Аксиологический подход – предполагается изменение мировоззренческих установок участников проекта как в личностной, так и в профессиональной сфере, рассматривающих «здоровье» и «стремление быть здоровым» как базовые ценности человеческого бытия;

Деятельностный подход – позволяет через активные формы обучения и активное взаимодействие на основе субъект-субъектных позиций выстроить необходимую практическую деятельность учителя и ученика, направленную на реализацию здоровьесберегающего педагогического процесса;

Системный подход – рассматривает школу как адаптивную управляемую систему и позволяет осуществить необходимые, задаваемые целеполаганием изменения здоровьесберегающей направленности в образовательном процессе.

Ресурсные центры здоровьесбережения выполняют роль эффективных стажерских площадок, предоставляя возможность практического освоения опыта деятельности в области здоровьесбережения и профилактики. Ресурсные центры являются экспериментальными площадками по опережающей апробации здоровьесберегающих и профилактических технологий и внедрению их в учебно-воспитательный процесс, могут также быть демонстраторами своего опыта в этом направлении.

Целью деятельности Ресурсного центра здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности, создаваемого на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов» города Арзамаса, является выявление, систематизация, апробация и рекомендация к реализации здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях Арзамаса и Арзамасского района на основе имеющихся научных данных и инновационного опыта деятельности в РФ и за рубежом.

Ресурсный центр, выполняя функции координирующего организационно-методического органа взаимодействия учреждений образования, осуществляет самостоятельно такие виды деятельности, как:

  • выявление инновационного опыта использования здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях города и области;
  • экспертиза и адаптация программ здоровьесберегающей деятельности в Арзамасе и Арзамасском районе;
  • создание научно-методической базы для практического обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений, реализующих программу охраны здоровья детей и предоставление открытого доступа к ней;
  • исследование развития здоровьесберегающей деятельности в районе и мониторинг уровня здоровья учащихся школ города и района, составление электронной базы здоровьесберегающей деятельности школ;
  • повышение профессиональной компетенции педагогов района в области обеспечения здоровья учащихся через проведение педагогических конференций, семинаров, мастер-классов, открытых уроков и других видов деятельности;
  • осуществление методической и консультационной помощи по всем вопросам здоровьесберегающей деятельности;
  • обобщение опыта работы и распространение результатов внедрения инновационных проектов по проблемам здоровьесбережения в образовании через СМИ и публикацию статей в научных и образовательных изданиях;
  • организация сетевого взаимодействия педагогов общеобразовательных учреждений, направленного на обоснование содержания образования и взаимную методическую поддержку по вопросам здоровьесбережения в образовании;
  • организация смотров, конкурсов, акций, мероприятий по вопросам здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательных учреждениях и формирования навыков здорового образа жизни участников образовательного процесса [7,13,15].

На обеспечение процессов развития образовательного учреждения направлена инновационная и опытно-экспериментальная работа педагогов. В МБОУ СОШ № 16 в инновационной деятельности на 2-х экспериментальных площадках ГОУ ДПО «НИРО» участвует 15 учителей, 2 заместителя директора, педагог дополнительного образования - 54 % педагогического состава учреждения.

На базе МБОУ СОШ № 16 в 2014-2015 учебном году проведены:

  • круглый стол для заместителей директоров и учителей предметников по теме «Реализация Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в рамках ООП НОО: опыт, проблемы, перспективы»;
  • семинар для работников учреждений дополнительного образования по теме «Здоровьесберегающая деятельность в МБОУ СОШ № 16»;
  • обучающие семинары для студентов факультета педагогики и методики начального образования Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского;
  • методическое объединение учителей русского языка и литературы по теме «Кейс-технологии на уроках русского языка и литературы»;
  • городская квест-игра «Здоровье – возможность возможностей». Ребята получили свои маршрутные листы и загадки-подсказки где им искать нужную станцию. Всего в процессе игры команды посетили восемь станций: «Эликсир жизни», «Азбука потребителя», «Спорт! Спорт!! Спорт!!!», «Если хочешь быть здоров», «Дышите глубже», «В мире профессий», «Прививки-вакциНАЦИЯ» и «Аптека для души». На каждой станции ребята зарабатывали баллы и собирали в специальные конвертики-копилки тематические памятки;
  • праздник «Русской березки» - настоящий праздник старины, посвященный русской березке, подготовили учащиеся 6 «Б» класса, в рамках реализации своего проекта «Будущее России – народные праздники». В конце мероприятия все его участники получили возможность попросить исполнения своего заветного желания у русской березки, привязав к ее ветвям яркую ленту;
  • акция «Дендрарию – наша защита!» - в середине мая учащиеся, родители и коллектив школы № 16 г. Арзамаса снова вышли на традиционную уборку Арзамасского Дендрария. Силами собравшихся памятник природы был очищен от мусора;
  • школьный конкурс агитбригад «Здоровейка» и «Студия «Позитив» представляет…» - выступления команд были направлены на пропаганду здорового жизненного стиля;
  • спортивный праздник «Мама, папа, я – здоровая семья!» - в рамках Всемирного команды, состоящие из учащихся и родителей, весело и задорно участвовали в конкурсах: бегали, прыгали, составляли режим дня, ели вкусную кашу, которую приготовили повара школы, выполняли танцевальную зарядку, соревнуясь друг с другом;
  • «Фестиваль здорового образа жизни» прошел в физкультурно-оздоровительном комплексе «Звездный» города Арзамаса в рамках Нижегородского областного фестиваля здорового образа жизни, посвященного Всемирному Дню здоровья. Воспитанницы танцевального коллектива «Эдельвейс» МБОУ СОШ № 16 приняли активное участие в этом масштабном мероприятии с участием лучших тренеров-презентеров из Нижнего Новгорода и Арзамаса;
  • «Разговор о правильном питании» - традиционный конкурс для начальной школы. В рамках этого мероприятия прошла «Неделя здоровья». Мастер-класс по дыхательной гимнастике Стрельниковой повели 1-е классы для 5-х классов. Была открыта фотовыставка «Кулинарное путешествие во времени» и выставка плакатов «Спорт-это движение». Задорно и весело прошли веселые эстафеты на уроках физкультуры. Самым интересным было посещение кафе «Здоровейка», где были представлены блюда из овощей с их дегустацией. Желающие могли на память взять понравившийся рецепт блюда.

Главная цель мероприятий – выявление и обобщение позитивного опыта работы по здоровьесбережению, формирование мотивации педагогов на эффективную работу по здоровьесбережению, формирование педагогического сообщества заинтересованных педагогов, готовых к взаимодействию в рамках сетевого сообщества.

Таким образом, ресурсным центром может стать образовательное учреждение, достигшее позитивных педагогических результатов в режиме экспериментальной деятельности, обладающее потенциалом для трансляции инновационного опыта по содержательным направлениям, значимым для развития системы образования, обладающее ресурсами (интеллектуальными, информационно-методическими, кадровыми и др.), в деятельности которого накоплен качественный опыт в области здоровьесбережения для его диссеминации в практику других образовательных учреждений.

Читайте также

Список литературы

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 176 с.
  2. Баранов, А.А. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. Серия «Социальная педиатрия» / А.А.Баранов, Ю.Е.Лапин. – М.: Союз педиатров России, 2009. – 188 с.
  3. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа. – М.: МГПИ, 2008. – 222 с.
  4. Калюжный Е.А., Михайлова С.В. Морфофункциональный статус школьников Нижегородской области // Приволжский научный вестник. 2014. № 1 (29). С.9-11.
  5. Калюжный Е.А., Михайлова С.В., Жулин Н.В. Характеристика физического развития современных школьников города Арзамаса // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 (34). С.3.
  6. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В. Проблемы здоровья современных школьников // NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С.7-14.
  7. Карцева С.С., Демичева Н.Г. Роль муниципального ресурсного центра в развитии методической работы образовательных учреждениях района. URL: http://www.iro.yar.ru/ (дата обращения: 22.10.2015).
  8. Кучма В.Р. Научные основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков в современных условиях// Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международ.участием по школьной и университетской медицине / под ред. чл.корр. РАМН, проф. В.Р.Кучмы. М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2012. – С.28-35.
  9. Михайлова С.В. Физиологические основы роста и развития детей и подростков // NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С.14-23.
  10. Морфологический статус сельских школьников Арзамасского района / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, Н.В.Жулин // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3(35). С.4.
  11. Моделирование здоровьесбережения в педагогической деятельности / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, М.В.Титова, И.Садретдинова, Я.Федосеева, М.Маслова // NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С.130-138.
  12. Особенности морфофункционального развития сельских школьников в современных условиях (на примере Нижегородской области) / С.В.Михайлова, Е.А.Калюжный Ю.Г.Кузмичев, В.Н.Крылов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С.519.
  13. Положение о Ресурсном центре здоровьесберегающей деятельности профилактической направленности МБОУ СОШ № 16. - Арзамас, 2015.
  14. Принципиальные особенности использования модульной сайт-технологии в системе дополнительного профессионального образования / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, В.Ю.Маслова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 1 (18). С.68-76.
  15. Приказ Министерства образования Нижегородской области № 2027от 03.09.2013 «Об организации экспериментального сетевого образовательного проекта «Нижегородская школа-территория здоровья: новые границы на образовательной карте региона». – Нижний Новгород, 2013.
  16. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2006. – 220 с.
  17. Физиологические характеристики современных школьников / Е.А.Калюжный, В.Н.Крылов, Ю.Г.Кузмичев, А.И.Сабурцев, С.А.Сабурцев С.В.Михайлова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С.508.
  18. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. - № 3-4/2013. – С.10-159.

Цитировать

Завьялова, И.Н. Ресурсный центр — экспериментальная площадка по апробации здоровьесберегающих технологий / И.Н. Завьялова, Е.В. Любова, И.Е. Шестерина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 37. — URL: https://novainfo.ru/article/3887 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться