Применение информационных технологий в образовании

№125-1,

педагогические науки

В данной статье рассмотрены основные направления внедрения компьютерной техники в образовании, основная задача в условиях информатизации, понятие информационных технологий и цель их использования в образовании.

Похожие материалы

На сегодняшний день нельзя не отметить влияние информационных технологий на каждую из областей человеческой деятельности. Одной из главных особенностей развития информационного сознания человека можно назвать его информированность, которая в свою очередь способствует общественной и профессиональной направленности человека, его общему и гармоничному становлению и развитию как личности, помогая максимально эффективному раскрытию его способностей, умений и природных сил.

Информатизация современного общества и тесно связанная с ней информатизация всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

И естественно ИКТ затронули и сферу образования. Данные технологии активно используются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах образования [3].

Под информационными технологиями принято понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы. Информационные и коммуникационные технологии можно отнести к обобщающим понятиям, которые описывают различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Самыми главными и важными современными устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Персональный компьютер можно назвать основным средством ИКТ для информационный среды системы образования. Как правило, его возможности определены программным обеспечением, которое на него установлено.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые редакторы, электронные таблицы, программы подготовки мультимедиа презентаций, системы управления базами данных, органайзеры и графические пакеты.

Принято выделять следующие основные направления применения информационных технологий в образовании :

  • использование информационных технологий как средства обучения, которое совершенствует процесс преподавания, повышая его качество и эффективность;
  • использование ИТ как инструментов обучения, познания себя и действительности;
  • использование современных средств информационных технологий как объектов изучения;
  • использование новых информационных технологий как средства творческого развития обучаемого;
  • использование ИТ в качестве средства автоматизации процесса контроля, коррекции, тестирования;
  • организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
  • использование новых информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
  • интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования новых информационных технологий[1].

Использование в образовательном процессе таких информационных технологий как персональный компьютер влечет за собой требования к изменению и технологии обучения. Следует пересмотреть организацию учебного процесса, сделать изменения в программе обучения и создать подходящие новые учебно-методические пособия для обучающихся.

В данный момент учебный процесс тесно связан с использованием гипертекстовых технологий, обеспечивающих новые возможности взаимодействия с текстовыми документами.

Использование мультимедиа технологии дает студенту возможность восприятия компьютера как полноценного собеседника и, не покидая учебной аудитории или дома, находиться на всевозможных лекция и выступлениях известных ученых и педагогов, увидеть ход событий исторических моментов прошлого и современности, позволяет посетить известные выставки и музеи.

Основной задачей образования в условиях информатизации является само информационное обеспечение учебного процесса учебно-методической, научно-педагогической литературой, различными дидактическими материалами, программно-методическими комплексами[2].

Передача ПК основного воздействия и влияния на учащегося дает возможность преподавателю изучать и отмечать становление и проявление таких качеств у учащихся, как самостоятельная работа и поиск цели задания, воспроизведение знаний, полученных ранее и увлечение к восполнению знаний из готовых информационных источников.

Преподаватель становится способен вернее и точнее определять приоритетность целей обучения для каждого этапа, спроектировать свою деятельность, определить в чем нуждается учебная информация, произвести ее отбор и провести структурирование вариантов ее подачи обучающимся с целью достижения требующегося педагогического эффекта и результата в развитии творческого отношения обучающихся к учебному процессу.

Появление современных ИТ в сфере образования дает возможность педагогу поменять структуру, методы и формы обучения. Основная цель использования образовательных информационных технологий это развитие и улучшение интеллектуальных способностей обучающихся в информационном обществе и повышение качества образовательного процесса на всех этапах образовательной системы.

Список литературы

  1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2012. — 352 с.
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии./ М.: Сентябрь, 2016.
  3. Зуева Е. Г. Информационные технологии в обучении студентов. Научный журнал «Вестник РМАТ» №2, 2015 г. с. 102-106.