Предметно-бытовое окружение как средство раскрытия героев поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»

№126-1,

филологические науки

В данной статье рассматривается и анализируется поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» с точки зрения описания предметов интерьера и быта, как одного из основных способов раскрытия особенностей героев поэмы: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина.

Похожие материалы

В любое художественное произведение литературы входит несколько различных составляющих. В первую очередь, это, конечно же, герои самого произведения, также их действия и место, где разворачиваются события самого произведения. Место действия — это именно то место, где происходят все моменты из произведения, а именно сам сюжет. Если говорить об обстановке, то ей отводится одно из главных предназначений. Именно с помощью окружающей обстановки писатель создает и показывает своему читателю атмосферу и задумку своего произведения, она играет не только роль фона, но и наиболее точно раскрывает самих героев, их внутренний мир и душевное состояние. Описание предметов и деталей интерьера в произведениях очень важно и представляет собой одно из основных средств описания и раскрытия характеристики героев.

Если мы более тщательно углубимся в поэму Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души», то с легкостью можем заметить то, как сильно окружающая обстановка может раскрыть героя и открыть его с новой, ранее незамеченной, стороны. В своей поэме Н. В. Гоголь рассекречивает читателю основные характерные черты русских помещиков того времени. Каждый из помещиков, которого мы видим в поэме, показывается перед нами с разных ракурсов. Во-первых, большой акцент делает писатель на внешность своих персонажей, именно в ней, как считает Н. В. Гоголь, выражаются внутренние качества человека. Например: помещик Собакевич, который с виду очень похож на большого и неуклюжего медведя: фигура, посадка глаз, черты лица, походка, всё в нём напоминало зверя. Весь его внешний вид соответствовал внутренним качествам героя: кулачество, насыщения полного желудка, жадности и грубости. Особое внимание Н.В. Гоголь в «Мертвых душах» уделяет месту проживания своих героев, их поместьям. Писателю важно то, как выглядит каждый из них в роли хозяина, как они относятся к своему хозяйству, домашнему быту и к своим крепостным крестьянам. Самой, пожалуй, хозяйственной помещицей была одинокая Коробочка. Усадьба, в которой она жила, находилась в полном порядке, она была прочной и надежной, там всегда шла работа, о своих крепостных Коробочка заботилась. Большое внимание в поэме уделяется вещам, которые окружают героев, именно они с легкостью могут рассказать о человеке многое. Хотелось бы также обратить внимание на интерьер в поместье Собакевича: очень громоздкая мебель как будто кричит: «я тоже Собакевич!», невозможно с этим не согласится. Мебель в его гостиной выглядела будто «по-медвежьи», она была прочная, но какая-то неуклюжая. Ну и, конечно же, основной составляющей является то, как общаются герои друг с другом, как ведут себя в социуме. Н. В. Гоголь делает акцент на речь своих персонажей, так как именно в ней можно проследить их внутреннее состояние, эмоции и чувства.

Рассматривая, непосредственно, основные образы в «Мертвых душах», читатель может обратить свое внимание на такую важную деталь, как рассмотрении бытовой обстановки. По моему мнению, это довольно интересно, исследовать интерьер и окружающую обстановку в произведении. Благодаря этому мы можем еще ближе познакомиться с лицами произведения и раскрыть их еще с большей стороны. Интерьер более точно способен раскрыть условия жизни героев произведения, их окружающую действительность.

Для полного раскрытия своих персонажей Н. В. Гоголь использует "говорящие фамилии", он вводит эпитеты, которые помогают более красочно увидеть происходящее и самих героев. Автор обращается к фольклору, это помогает читателю увидеть более насыщенный текст. Н. В. Гоголь начинает свое повествование с сентиментального мечтателя Манилова и заканчивает скупым Плюшкиным.

Обстановка дома Плюшкина с одного только вида напоминает хранилище хлама и всяких ненужных вещей. Примерно такую же обстановку мы можем заметить и в доме у Собакевича, в котором, как уже говорилось ранее, любая вещь и деталь интерьера напоминает по своему внешнему облику хозяина.

В главе про Манилова особое внимание уделяется раковине, эта деталь интерьера его дома важна, так как характер героя совершенно неопределенный и непонятный для других. Обращая внимание на комнаты Манилова первое, что бросается в глаза это дорогая мебель, она была обтянута шелковой материей. Помимо этого в его комнате стояли два кресла, на внешний вид невзрачные и обтянутые простой дешевой тканью. Если обратить внимание на другие комнаты Манилова, то там вообще полностью отсутствовала мебель. Для слащавого Манилова было важно угодить и понравится другим, и неважно для какой цели, он сам того не знал. Помещик был скорее мечтателем, который любил пофантазировать. У него нет никакой связи с внешним миром, нет заботы о людях. Если обратиться к сюжету, то дальше Чичиков направился в гости к Собакевичу, но произошло так, что оказался у Коробочки. Коробочка не предается ложным мечтаниям и надеждам, как предыдущий герой, скорее наоборот, героиня расчетлива и занимается только накоплением и своим хозяйством. В ее хозяйстве полный порядок и дело кипит.

У Коробочки в поместье очень много различных мешков, в комодах стоят какие-то ящички, повсюду лежат нитяные моточки, ночные кофточки и многое другое. Сразу видно, что помещица очень любит собирать всякую ненужную мелочевку. Коробочка была очень расчетливой женщиной, у нее тоже нет никаких чувств, кроме страсти к приобретению денег, страсти к накоплению. Во всем она видит расчетливость и цинизм.

Чичиков, приехав к Коробочке, видит, что ее комната обвешана старыми полосатыми обоями. Внимание Чичикова также переключается на зеркало, он замечает, что за ним лежит письмо, старая колода карт, какие-то чулки и настенные часы с цветами на циферблате. Сам Н. В. Гоголь называет героиню «дубинноголовой», потому что она была очень недоверчивой и упрямой, ее было сложнее всех уговорить на сделку по продаже мертвых душ. Что касается ее хозяйства, то тут у нее точно был полный порядок.

Выезжая от Коробочки, Чичиков неожиданно в трактире встречает веселого и общительного Ноздрева, который был азартным человеком и гулякой общества. В этом помещике Н.В. Гоголь создает совершенно новый во всей мировой литературе социально-психологический тип.

С особой уникальностью и выразительностью описывает автор детали в поместье Ноздрева. В его доме царил полный беспорядок, именно это и говорит о беспорядке в душе героя. В его кабинете даже не было следов того, что бывает в кабинетах, например, книг и бумаг. Герой, по его рассказам, очень любит собак, говорит о том, что увлекается охотой, она помогает его вспыльчивому характеру выбрасывать энергию. Еще у Ноздрева была шарманка, которая пела то одну песню, то другую. Данная деталь говорит о неумолкаемом характере героя.

Наиболее точно говорят вещи о своем хозяине в главе о Собакевиче. Сам Н. В. Гоголь с иронией называет своего героя "человеком истории". Этот герой не относится к какому-то определенному типу людей, он каждый раз открывается с новой стороны. Животный принцип-это то, что ведет его по жизни, даже при его фамилии сразу представляется что-то дикое и звериное. Он был врагом просвещения. Главное для него в жизни — это вкусно поесть.

Что касается характера Собакевича, то читатель издалека узнает его еще до встречи с героем. Приезжая к нему Чичиков видит перед собой двор, который был окружен толстой решеткой из дерева и большой прочный дом. Сразу видно, что колодец у его дома строили из очень крепкого дуба. Даже не зная самого героя можно понять, что прочность для него занимает основное место. После описания поместья Собакевича читатель уже более близко знакомиться с самим героем, его внешностью и характером.

Если сравнивать Собакевича с другими помещиками, то можно заметить существенную разницу, что он вообще на них не похож. Этого героя Н. В. Гоголь показывает как очень расчетливого немногословного хозяина, который «сам себе на уме». Еще не нашлось человека, который мог бы обвести вокруг пальца самого Михаила Семеновича Собакевича. Его поместье — это настоящая крепость, да и сам он с виду сильный и крепкий мужчина.

Все вещи, которые находятся в доме у Собакевича, словно похожи на него. Если говорить о характеристике героя, то он очень похож на медведя не только внешне, но и внутренне. Он был очень хитрым и даже жестоким, совсем как дикий зверь.

Самого последнего из помещиков, к кому держал путь Чичиков, зовут Степан Плюшкин. Рассказывая о нем, писатель использует различные художественные приемы: сатиру, много различных эпитетов, бытовые живописи и многое другое.

Жадность Плюшкина сочетается с его жестокостью и циничностью, его крестьяне полуголодные и бояться попросить крошки у помещика. Плюшкин мечтал о том, чтобы накопить денег и построить дом, а в конечном итоге он просто проиграл все в карты. Страсть накопления толкает помещика на путь различных самоограничений. Окруженный всякими ненужными вещами, он не испытывает состояния одиночества и потребности общения с окружающими людьми, будто ограничиваясь ото всех. Образ Плюшкина является значительным и глубоким не только в поэме «Мертвые души», но и во всей отечественной литературе. Каждый чиновник для Гоголя — это безликая масса. На балу не танцуют люди, а "черные фраки" мелькают, развеваются в разбросанных и кучах здесь и там, как мухи в белых блестящих изысканных нарядах в жаркое июльское лето. Все они между собой похожи: приклеены к деньгам и к власти. В них протекают только сплетни, тщеславие и зависть друг к другу.

Интерьер в поместье у Манилова несет в себе два отпечатка: либо в нем чего-то не хватает, например, обитые рогожей кресла, или же, наоборот, в них имеется что-то ненужное и бесполезное, например, бисерный чехольчик на зубочистку. Манилов — единственный герой поэмы, который обезличен и у которого нет имени. Самый богатый помещик, по мнению Н. В. Гоголя, он никак не может снять розовые очки.

У Коробочки же в доме много различных вещей, там можно найти и платочки, и ночные кофточки, нитяные мотки и многое другое. Это говорит о бережливости старой хозяйки, а ее имя как раз говорит о том, что она сама будто «коробочка», в которой можно найти все.

У Ноздрева все хозяйство находится в плачевном состоянии, лучше всего выглядит только его псарня, потому что он любит собак. Было неуютно находиться в доме кутилы Ноздрева, в столовой было также грязно, как и на душе помещика, но ему это никак не мешало.

У Собакевича все предметы интерьера схожи с ним: прочная и большая, но очень неуклюжая мебель, внешне напоминала хозяина. Красота для него была далеко не на первом месте, самое главное — это надежность и крепость.

И конечно же, обстановка в доме у Плюшкина, который превратил свое жилье в хранилище ненужного хлама и свалку.

Н. В. Гоголь сначала описал деревню, где жил Плюшкин, чтобы ввести в курс дела читателя о том, что помещик забросил не только себя, но и то, что его окружает. Его душа разрушилась и опустела. Предметно-бытовое окружение играет большую роль для Н.В. Гоголя, потому что через него он более точно раскрывает нам своих героев, показывает их характер, внутреннее состояние. Поэма «Мертвые души» при всем своем обилии различных деталей не останавливается на незначительных предметах интерьера, а воспринимается воедино как рассказ о людях, которые живут в реальной действительности. И только при углубленном прочтении текста читатель сможет раскрыть все задумки Н. В. Гоголя и более точно узнать каждого из героев.

Список литературы

  1. Гоголь, Н. В. Мертвые души : Поэма / Н. В. Гоголь. — Москва : Время, 2018. — 146 с. — URL: https://www.labirint.ru/books/653996/ (дата обращения: 18.02.2021). — ISBN 978-5-00112-188-6. — Текст: электронный.
  2. Жиндеева, Е. А. Авторский комментарий как «путеводитель» читателя в системе организации художественного текста / Е. А. Жиндеева, В. В. Шигуров. — Текст : непосредственный // Гуманитарные науки и образование. — 2013. — № 3 (15). — С. 127-130.
  3. Лотман Ю. М. Минц З. Г. Литература и мифология // Труды по знаковым системам. XIII: Семиотика культуры / Ю. М. Лотман, З. Г. Минц. Тарту — 44 с. — Текст : непосредственный.
  4. Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя: Пособие для учителей. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 432 с. — Текст : непосредственный.
  5. Толстая, С. М. Мир живых и мир мертвых: Формула сосуществования / С. М. Толстая. — Текст : непосредственный // Славяноведение. — 2000. — № 6. –14–20 с.