Критерии, влияющие на процесс эффективности управления организацией

NovaInfo 126, с.44-46, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены критерии, влияющие на процесс эффективности управления современной организацией, в рамках современных условий труда, а так же рассмотрены показатели экономической эффективности управления организацией.

Ключевые слова

ОРГАНИЗАЦИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Текст научной работы

В современной отечественной управленческой литературе практически отсутствуют проблемы эффективности менеджмента организации. Даже в тех случаях, когда речь шла об этой проблеме, то характерно для них следующее:

  • во-первых, локальность исследования данной проблемы;
  • во-вторых, повторение или воспроизводство зарубежных идей;
  • в-третьих, восприятие традиционного подхода. [1]

Основными факторами эффективности менеджмента являются три группы факторов: использование ресурсов, фактор времени и целенаправленность управления. Первый фактор характеризует структуру, качество ресурсов, их экономию в процессах управления и возможность пополнения и накопления. Второй фактор отражает своевременность решений, экономию времени, использование новых технологий и потенциал персонала, способного решать проблемы достаточно оперативно и профессионально. Третий фактор отражает реальность и значительность цели, в соответствии с которой и рассматривается результат деятельности менеджера, его стратегия учет рыночных процессов экономического развития. Сложные, или синтетические, показатели, которые необходимы для более строгой оценки. Такими показателями являются интенсивность, производительность и эффективность. Здесь интенсивность представляет собой соизмерение усилий и времени, производительность — результата и времени, эффективность — усилий и результата. [2]

Эффективность управления должна отражать повышение эффективности производства, как результат воздействия управления при определенной величине затрат на управление. Определение эффективность управления можно рассматривать как процесс, состоящий из взаимосвязанных этапов, включающих оценку достижения цели, достижение эффекта (результата), эффективности использования производственных ресурсов (потенциала), эффективности использования управленческих ресурсов (потенциала). Каждый последующий этап оценки выступает конкретизацией предыдущего этапа, дополняя и уточняя его». В настоящее время отсутствует достаточная теоретико-методологическая база или требуется ее доработка для принятия конкретных программных мероприятий в области эффективности менеджмента организации. [3]

Эффективность в действительности имеет отношение одновременно к критериям сравнения самих организаций и сравнения организаций с рынком, для определения их относительных преимуществ. Эффективность также касается условий трансформации организации, отношений между организациями и места этих организаций во взаимодействии с рынком, с учетом среды ограниченной, но реальной конкуренции. Невозможно исследовать эти критерии без учета способа, при помощи которого организация формируется и изменяется в рамках внешней среды, а также способа, посредством которого она изменяет эту среду. Факторы не прекращающихся изменений границ между самими организациями, а также границ между организациями и рынком могут быть установлены: они формируются не только в организации, но и вне ее — в отношениях между организациями и, в частности, в изменениях процедур межорганизационных согласований, в первую очередь на рынках, а также в той координационной инстанции — в государстве. [4]

Исследование проблемы эффективности управления организации на протяжении всей истории человечества обусловлено следующими факторами:

  • во-первых, ограниченность экономических ресурсов и/или нерациональность их распределения;
  • во-вторых, стремление хозяйствующих субъектов к организационному развитию и получению оптимального эффекта при наименьших затратах; при этом вопросы оптимальных организационных структур, поведений и мотиваций выдвигаются на первый план;
  • в-третьих, предотвращение негативного влияния внешних факторов, или адаптирование к новым условиям внешней среды.

Поэтому желание добиться успеха (эффективности) характерно для всех субъектов хозяйственной деятельности. Размер и прибыльность организации, например, не всегда могут считаться критериями успеха. Экономические организации существуют для реализации определенных целей, и прибыль или рентабельность является одной из решающих. Следовательно, организация считается добившейся успеха, если она достигла своей цели.

Выживание организации. Выживание (возможность существовать как можно дольше) является первейшей задачей организацией, и для того чтобы оставаться сильной, чтобы выжить, организации приходится периодически менять свои цели, выбирая их соответственно изменяющимся потребностям внешнего мира.

Результативность и эффективность организации. Чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть как эффективной, так и результативной. [5]

Производительность. Результативность, в том смысле, что «делаются правильные вещи», является чем-то неосязаемым, что трудно определить, особенно если организация внутренне неэффективна. Но эффективность обычно можно измерить и выразить количественно, потому что можно определить, например, денежную оценку ее входов (людей, материальных ресурсов, капитала, информации, идей) и выходов (товаров и услуг, решений — то есть цены каждого решения). Относительная эффективность организации называется производительностью, иначе говоря, производительность — это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе, в том смысле, что термин «производительность» отражает комплексную, факторную производительность, которая является следствием использования всех видов ресурсов и позиций на рынке, а не только производительность труда. При этом ключевой составляющей производительности является качество. Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции.

Когда необходимое количество ресурсов доступно, проблема состоит в эффективности их использования. Ресурсы необходимы не только конкретно для выпуска изделий, предназначенных для продажи в определенный период времени, но и для пополнения или создания запасов ресурсов или полуфабрикатов. Таким образом, управление производством должно быть способно распределить наличные ресурсы в различных направлениях в соответствии с производственными целями для наиболее полного удовлетворения потребителей выпускаемым продуктом необходимого качества в соответствующем ассортименте.[5]

Перед всеми производственными предприятиями стоит сложная проблема потребления и использования ресурсов, необходимых для производства продукции в нужном количестве, определенного качества и достаточного ассортимента, а также для обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ресурсы должны быть использованы и распределены между выпускаемыми товарами с наибольшей эффективностью. Критерием эффективности использования и распределения ресурсов служит экономической эффективности.

Более плодотворный способ решения проблемы критериев эффективности — упорядочение их с помощью фундаментальных характеристик организаций. Здесь достигается двойной выигрыш. Прежде всего, такой подход позволяет связать критерии с составными частями организации и, следовательно, ввести рациональную группировку критериев, касающихся исследованных ранее тем. Далее он поможет объяснить принцип иерархизации критериев, поскольку иерархизация в точности соответствует внутренней структуре организации.

Так, Ричард Бартон и Бьерг Обель эмпирически детально проанализировали три показательных случая и расположили критерии эффективности фактически вокруг четырех полюсов:

  • механизмов внутренней координации;
  • процедур стимулирования;
  • системы информации;
  • структуры принятия решений.

Таким образом, с учетом природы организации, ее размеров некоторые комбинации исключаются сами собой. Эффективность управления — один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Эффективность управления во многом определяется эффективностью исследования системы управления, которая определяется правильно подобранными методами исследования.

Читайте также

Список литературы

  1. Феклистов И.Ф. Основы менеджмента: учебник. СПб.: Политехника, 2016. 516 с.
  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 2018. 800 с.
  3. Радугин А.А. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов. М.: Центр, 2016. 432 с.
  4. Дафт Р. Теория организации: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»: пер. с англ. / под ред. Э.М. Короткова; предисл. Э.М. Короткова. М.: ЮнитиДана, 2017. 736 с. (Серия «Зарубежный учебник»). 5
  5. Общий менеджмент: дайджест учебного курса / под ред. А.К. Казанцева. М: Инфра-М, 1999. 252 с. 6. Кане М.М. и др. Системы, методы и инструменты менеджмента качества. СПб.: Питер, 2018.

Цитировать

Николаева, В.Д. Критерии, влияющие на процесс эффективности управления организацией / В.Д. Николаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. — № 126. — С. 44-46. — URL: https://novainfo.ru/article/18692 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться