Управление рисками, как фактор повышения эффективности деятельности предприятия

№95-1,

экономические науки

Статья полноценно описывает управление рисками, как фактор повышения эффективности деятельности предприятия с выделением наиболее острых рисков и противодействия им.

Похожие материалы

Управление рисками в деятельности предприятия — это теоретическое обоснование подходов к управлению рисками предприятий и разработки — научно-методических рекомендаций по их применению.

Риски в значительной степени влияют на финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятий, отсюда возникает потребность в создании соответствующих механизмов управления ими.

Главная цель данного исследования — анализ и уточнение содержания и сущности понятий, используемых в процессе управления рисками, обобщения подходов к классификации рисков и их управления.

В работе П.Альгина понятие риска рассматривается намного шире, то есть как деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации с неизбежным выбором, в процессе которого имеется возможность оценить вероятности достижения предполагаемого результата, неудач и отклонений от поставленной цели [4].

По мнению С.Стоянова, “экономический риск” — это вероятность возникновение убытков или недополучение прибыли по сравнению с прогнозом.

В.В. Витлинский, П.И. Верченко, А.В. Сигал, С.И. Наконечный предлагают осуществлять классификацию рисков по следующим признакам [6]:

  • относительно масштаба и размеров — риск глобальный, локальный;
  • по аспектам — риск психологический, социальный, экономический,
  • юридический, политический, медико-биологический и т. п;
  • по степени объективности и субъективности решений: риск с объективной или объективно-субъективной вероятностью;
  • о мере (степени) риск насыщенности решения — риск минимальный, средний, оптимальный, максимальный (или допустимый, критический, катастрофический);
  • по типу — риск рациональный (обоснованный), нерациональный (необоснованный), авантюрный (азартный);
  • о времени принятия решения-риск опережающий, своевременный, запоздалый;
  • по численности лиц, принимающих решения — риск индивидуальный, групповой;
  • по сроку оценки и учета рисков (опережающий, своевременный, запаздывающий);
  • о ситуации принятия решения — риск стохастический (в условиях неопределенности), конкурирующий (в условиях конфликта), расплывчатый (в условиях нечетко сформулированных требований), комплексный.

Главенствующими субъектами рисков на предприятии являются все элементы системы, как производственной, так и управленческой. Наиболее распространенными субъектами, которые подвержены рисковым ситуациям, являются:

  1. Управленческий аппарат.
  2. Сотрудники.
  3. Внедренные в производство технологии, ноу хау.

В современности наиболее популярный подход в управлении предприятием — это ситуационный, который предполагает применять различного рода методы в зависимости от возникшей ситуации, то есть угрозы. Наиболее часто повторяющаяся ошибка — это то, что при наступлении рисковой ситуации, предприятия начинают противодействовать им, но никогда не задумываются о причинах их появления для исключения возможности повторения в дальнейшем данного риска. На основании этого требуется более тщательное исследование предприятия для подбора эффективного управления рисковыми ситуациями.

Изначально организации требуется следовать определенным этапам, чтобы прийти к нужной концепции или подходу по эффективному управлению рисками в деятельности предприятия:

  1. Первый этап характеризуется определением конкретных целей предприятия для выбора подхода по управлению рисками. Для эффективного управления рисками на предприятии и повышения стабильности его деятельности требуется подобрать нужную концепцию по управлению рисками как из внутренней среды, так и из внешней, учитывая все нюансы и аспекты.
  2. Далее следует разработка возможных альтернативных решений у каждой выбранной концепции. В данной стадии выводятся все возможные риски предприятия, и после чего отмечаются концепции, в которых наибольшее количество выходов из этих рисков и противодействия им.
  3. Последний, заключительный этап включает в себя выбор одной концепции и внедрение ее на предприятии. Проводятся различного рода мероприятия по внедрению или же изменению существующей системы функционирования.

Для того, чтобы повысить эффективность деятельности предприятия нужно предпринимать меры до момента возникновения рисков. В основе управления рисками лежит ряд принципов, позволяющих сделать данный процесс более систематизированным и качественным. Основными принципами управления рисками на предприятии являются:

  1. Осознанность принятия рисков.
  2. Возможность передачи рисков.
  3. Учет финансовой стратегии предприятия.
  4. Сопоставимость уровня принимаемых рисков с доходностью.
  5. Сопоставимость с финансовыми возможностями предприятия.
  6. Учет временного фактора.
  7. Независимость управления.
  8. Экономичность управления.
  9. Управляемость принимаемых решений.

На основании всего изложенного, можно выделить, что при учете всех вышеперечисленных принципов, организация становится наиболее стабильной и наименее уязвимой к рискам.

Базируясь на современных принципах, которые были ранее перечислены, выделим возможные утраты ценностей для потребителя товаров или услуг:

  1. Утрата из-за долгого периода времени ожидания.
  2. Утрата из-за сложной логистики.
  3. Утрата из-за ненужных этапов перемещения товаров.
  4. Утрата из-за большого количества брака.
  5. Утрата из-за ненужных, в больших объемах, запасов сырья.
  6. Утрата из-за переизготовления.

Всё это позволило бы совместить управленческий риск с принцами управления рисками на организации, что положительно отразилось бы как на организации, так и на её потребителях товаров.

Для того, чтобы управление рисками давало положительный результат и способствовало достижению целей компании, нужно безошибочно выбрать оптимальный способ управления, который находится в зависимости от конкретной ситуации, в которой действует организация, что отмечено на рисунке 1.

Методика управления рисками на предприятии
Рисунок 1. Методика управления рисками на предприятии

Определенный интерес представляет классификация рисков, предложенная известным экономистом Й. Шумпетером, который выделяет два вида рисков [6]:

  1. Риск, связанный с возможным техническим провалом производства. В данный пункт он относит также угрозу потери благ, пожара, повреждения, обусловленные стихийными бедствиями.
  2. Риск, связанный с отсутствием коммерческого успеха.

Управление рисками в совмещении с повышением эффективности деятельности предприятия — это неотъемлемая часть качественного и продуктивного управления организацией. В современных условиях деятельность предприятия регулярно подвергается множеству угроз различного характера. Только систематическое управление рисками может обезопасить компанию и снизить ее возможные потери. Именно поэтому, процесс управления рисками в организации должен быть включен в число ее приоритетных направлений работы.

Список литературы

  1. Авдошин, С.М. Информатизация бизнеса. Управление рисками / С.М. Авдошин, Е.Ю. Песоцкая. – М.: ДМК Пресс. – 2018г. – 176 c.
  2. Домащенко, Д.В. Управление рисками в условиях финансовой нестабильности / Д.В. Домащенко, Ю.Ю. Финогенова – М.: Магистр, ИНФРА-М. – 2017г. – 238 c.
  3. Шумпетер Й.О. Теория экономического развития. (Исследование предпринимательской прибыли капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). – М.: Прогресс, 1982. – 456 с.
  4. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. – М.: Мысль, 1989. – 188 с.
  5. Стоянова Е.М. Финансовый менеджмент. Российская практика. – М.: Перспектива, 1995. – 208 с.
  6. Витлинский В.В., Верченко П.И., Сигал А.В., Наконечный С.И. Экономический риск: игровые модели. – К.: КНЕУ, 2002. – 446 с.