Конкурсный отбор на государственную гражданскую службу

№127-1,

Экономические науки

Кадровый конкурс — это специально организованная система мероприятий по привлечению, оценке и отбору кадров государственной службы. Которая имеет свои методы и формы организации и проведения, которые помогают более точно определить высококвалифицированных специалистов для заполнения открытой вакансии на государственной службе. Правительством Российской Федерации определен особый порядок подготовки и проведения конкурсов, предварительного тестирования, методики оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и включения в кадровый резерв государственных органов.

Похожие материалы

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, определена суть конкурса, которая заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Поскольку этот закон является правовым регулятором как для федеральной, так и для государственной службы субъектов, определение будет общим для обоих типов. Это определение обеспечивает основу для понимания конкурса, но было бы слишком узко ограничивать конкурс только оценкой. Этот важный элемент конкурсной процедуры делает ее похожей на другие институты государственной службы, такие как аттестация и квалификационный экзамен. В то же время оценка как элемент не только не указывает на специфику конкурса как конкретного процесса, но и не раскрывает конкурс как способ замещения должности государственной службы. Не принимая во внимание недостатки такого толкования конкурса на государственную службу, следует отметить, что впервые он был закреплен на федеральном законодательном уровне.

Теоретических разработок по этому вопросу немного, но все они отличаются устоявшимся мнением о том, что конкурс — это способ замещения должности государственной службы в состязательном порядке (конкурентным образом).

Так, профессор Д. Н. Бахрах определял конкурс как замещение должности посредством соревнования. Советский и российский ученый-правовед Н. М. Конин считает, что суть конкурса заключается в отборе кандидатов на должности в порядке делового соперничества.

В системе государственной службы под конкурсом А. Ф. Ноздрачев представляет особый порядок (процедуру) отбора кадров на вакантные государственные должности в соответствии с решением государственной комиссии. Эти определения раскрывают сущность конкурсов, используемых на государственной службе.

Чтобы определить понятие конкурса, необходимо рассмотреть его с разных точек зрения. Первым направлением будет выделение материальной и процессуальной составляющих.

Во-первых, конкурс как явление — это организационно-правовой способ заполнения должности государственной службы, направленный на выявление лучшего претендента по профессиональному критерию. Это юридический метод, то есть закрепленный в законодательстве наряду с другими методами замещения.

Во-вторых, конкурс — это процедура, заключающаяся в объявлении конкурса, его подготовке и проведении, а также подведении итогов с последующей заменой должности. Это организационная составляющая данного метода. Следующее направление — это отношение субъектов-участников к конкурсному отбору.

С точки зрения соискателей (кандидатов), конкурс — это своего рода соревнование. Конкурс выявляет цель и желание соискателя применить свой труд на государственной службе, получив высокую оценку профессионального уровня. Тот факт, что конкурс является соревнованием, меняет отношение соискателя к процедуре замещения вакансии. Здесь конкурс становится сродни выборам. Принцип состязательности порождает изменение в сознании государственных служащих, уменьшая влияние руководителя на процесс «распределения должностей». Учитывая, что конкурс становится основным методом замещения, то появляется возможность самостоятельно активно строить карьеру на основе профессиональных навыков, переходя от конкурса к конкурсу — занимая все новые и новые должности. Снижение роли руководителя в этом процессе заключается в том, что для получения определённой должности появляется необходимость проходить процедуру конкурсного отбора. В то же время, чем больше открытие и чем демократичнее она будет, тем эффективнее будет применение этого института замещения.

Со стороны конкурсной комиссии — это процедура оценки профессионального уровня претендентов на замещение должности государственной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности государственной службы для отбора необходимого кандидата.

Таким образом, синтезировав различные представления о конкурсе, прихожу к выводу, что конкурс — это состязательный организационно-правовой способ замещения должностей на государственной службе, заключающийся в оценке профессионального уровня претендентов.

Для более полного определения понятия конкурса необходимо рассмотреть стоящие перед ним цели и задачи. Можно выделить три основные цели: Во-первых, обеспечение права на равный доступ к государственной службе. Во-вторых, определение того, соответствует ли уровень профессиональной подготовки кандидатов требованиям, предъявляемым к соответствующей вакантной государственной должности. В-третьих, отбор кандидата на замещение вакантной должности государственной службы.

Именно отбор считается основной целью конкурсной процедуры. Однако цель должна быть одной и заключаться в конечном результате, которого они хотят достичь. Исходя из этого посыла, именно отбор кандидата считается основной целью конкурса, все остальное будет задачами, направленными на достижение поставленной цели. Отбор наиболее достойного претендента на должность завершает саму процедуру конкурса, но поскольку решение конкурсной комиссии является обязательным, заключение контракта с государственным служащим становится естественным и автоматическим результатом.

Именно этим конкурсная процедура отличается как от аналогичной процедуры оценки на государственной службе — аттестации, так и от аналогичных процедур за рубежом, например, во Франции решение конкурсного комитета носит рекомендательный характер.

Резюмируя, конечным результатом, проведения конкурса, является замещение должности государственной службы победителем конкурса. В этом и заключается цель конкурсной процедуры. Об этом свидетельствует понятие конкурса как способа замещения должности государственной службы Российской Федерации. Вышеуказанные цели должны быть достигнуты при соблюдении следующих обязательных условий:

  • соблюдение действующего законодательства Российской Федерации;
  • прозрачность и открытость конкурса, критериев оценки результатов для самих кандидатов, а также для общественности;
  • сокращение временных и денежных затрат;
  • возможность диагностики и наглядность конкурсных процедур и результатов для руководителя, принимающего окончательное решение;
  • участие государственного служащего в конкурсе независимо от ранее замещенной должности на период проведения конкурса.

Следующий элемент, который необходимо определить, — это задачи, которые должны быть решены при помощи конкурса.

Среди них выделяется обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе. Это право закреплено на уровне Конституции Российской Федерации и гарантируется государством. Именно конкурс позволяет реализовать это право в полном объеме и непосредственно гражданином. Оно получило нормативное закрепление в части 4 статьи 32 Конституции Российской Федерации. [1]

Следующей задачей конкурса, закрепленной нормативно, является обеспечение права государственных гражданских служащих на продвижение по службе на конкурсной основе. Нет никаких сомнений в том, что конкурс как средство замещения всегда служил для продвижения по службе. Так, А. А. Гришковец в своей работе «Право государственного служащего на продвижение по службе» называет замещение прямой формой реализации этого права. [14]

И. В. Панов со ссылкой на профессора В. М. Манохина отмечает, что это продвижение по службе путем самовыдвижения государственного служащего. Таким образом, конкурс — это естественный порядок для сотрудника госслужбы строить свою карьеру. [22] В настоящее время при формировании кадрового резерва используется конкурсная основа, тем самым можно еще раз отметить, что должностной рост государственного служащего напрямую зависит от конкурса (пункт 4 статьи 64 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). [3]

Более конкретная задача — это формирование высокопрофессиональных кадров государственных органов. В ходе конкурса оценивается профессиональный уровень претендентов на должность государственной службы, его пригодность к службе, и в итоге из числа конкурсантов будет выбран наиболее достойный профессионал.

Таким образом, конкурс как способ замещения должностей на государственной службе имеет четкое понятие, отражающее широкий взгляд на его сущность, конкретную цель, стоящую перед ним, и задачи, решаемые с его помощью.