Влияние стресса на производительность труда

№118-1,

экономические науки

Стресс сотрудников отрицательно коррелирует с их производительностью труда. Но есть определенные исключения из правила, например, некоторые люди находятся в лучшем эмоциональном состоянии во времена бедствия (кризисов). И в итоге они оправдывают ожидания работодателя и показывают замечательную производительность. Это возможно, когда сотрудники имеют большой опыт в выполнении задач. Люди, обладающие исключительными навыками и компетенциями в выполнении заданий, могут когнитивно оценить возможный стрессовый сценарий как вызов, а не как угрозу.

Похожие материалы

Стресс — это реакция людей на необоснованное (чрезмерное) давление или требования, предъявляемые к ним. Стресс сотрудниковявляется растущей проблемой для организаций, его можно определить, как живое обстоятельство, в котором люди сталкиваются с ограничениями возможностей или потерей чего-то, что они ценят, с непредсказуемыми последствиями.

Стресс не всегда бывает отрицательным. Он также иногда может выявлять лучшее в отдельных людях и побудить человека открыть для себя инновационный подход к выполнению задач. Это положительное измерение стресса называется эустресс. Но обычно термин стресс имеет отрицательное значение, и этот отрицательный аспект стресса называется дистрессом. Например, когда подчиненного преследует его начальник или сотрудник несчастлив от неподходящей ему работы и т.д. Можно сказать, что стресс заставляет одних людей «ломаться», а других — «бить рекорды».

Факторы, приводящие к стрессу, называются стрессорами. Ниже описаны некоторые из стрессоров, действующих на сотрудников:

  1. Организационные факторы — с ростом организационного напряжения происходит увеличение организационных факторов, которые вызывают стресс среди сотрудников. Некоторыми из таких факторов являются:
  • дискриминация в структуре заработной платы;
  • строгие правила и инструкции;
  • неэффективная коммуникация;
  • давление со стороны коллег;
  • конфликты целей и неясность целей;
  • отсутствие участия сотрудников в принятии решений;
  • чрезмерный контроль над сотрудниками со стороны руководителей.
  1. Индивидуальные факторы — существуют различные ожидания, которые члены семьи, начальники и подчиненные ожидают от сотрудника. Неспособность понять такие ожидания или передать такие ожидания приводит к ролевой неоднозначности (ролевому конфликту), который, в свою очередь, вызывает стресс. Другими индивидуальными факторами, вызывающими стресс у сотрудников, являются врожденные личностные черты, такие как нетерпеливость, агрессивность, ригидность, постоянное ощущение нехватки времени и т.д.
  2. Внеорганизационные факторы — существуют определенные проблемы вне организации, которые приводят к стрессу среди сотрудников. Инфляция, семья, технологические изменения и быстрые социальные изменения также вызывают стресс.

Некоторые из симптомов стресса на рабочем месте:

  • прогулы, опоздание на работу, бегство с работы (до окончания рабочего дня);
  • ухудшение производительности труда, систематическое наличие ошибок в выполняемой работе, потеря памяти;
  • ухудшение здоровья, раздражение, беспокойство;
  • неправильное питание (переедание или недоедание), чрезмерное курение и употребление алкоголя, бессонница.

Безусловно стресс, испытываемый сотрудниками на работе, оказывает негативное влияние на их здоровье, работоспособность и поведение в организации. Таким образом, очень важно иметь эффективные стратегии управления стрессом в организации, для того, чтобы можно было уменьшить и контролировать пагубные последствия стресса для сотрудников.

Организационные стратегии управления стрессом заключаются в следующем:

  • повышении эффективности коммуникации;
  • поощрении большего количества организационных коммуникаций с сотрудниками, чтобы не было никакой ролевой двусмысленности (конфликта);
  • поощрении участия сотрудников в принятии решений;
  • предоставлении сотрудникам независимости, содержательной и своевременной обратной связи, и большей ответственности;
  • организационные цели должны быть реалистичными, стимулирующими и конкретными. Сотрудники должны иметь обратную связь о том, насколько хорошо они продвигаются к этим целям;
  • нужно поощрять децентрализацию;
  • иметь справедливую структуру заработной платы;
  • содействовать ротации и улучшению рабочих мест;
  • создавать справедливую и безопасную рабочую среду;
  • оценивать сотрудников по достижению и превышению их целевых показателей.

Индивидуальные стратегии управления стрессом заключаются в следующем:

  • сотрудники должны составлять список ежедневных дел и расставлять приоритеты действий. Делать регулярные перерывы во время работы, чтобы расслабиться. Благодаря эффективному управлению временем сотрудники могут своевременно достигать своих целей и справляться с рабочими нагрузками и, таким образом, избегать стресса;
  • балуйте себя физическими упражнениями. Это нужно для эффективного кровообращения, поддержания себя в форме и отвлечения ума от рабочих нагрузок;
  • ведите здоровый образ жизни. Регулярно спите, пейте много воды, ведите здоровый образ жизни. Используете методы релаксации, такие как йога, прослушивание любимой музыки и медитация;
  • сотрудники должны иметь эмоциональный интеллект на рабочем месте. Они должны обладать самосознанием, уверенностью в себе и самоконтролем на рабочем месте;
  • работники должны выстраивать социальную поддержку. Они должны иметь тесные связи с надежными коллегами, которые могут выслушать их проблемы и помочь им. Эта социальная связь поможет сотрудникам преодолевать стресс;
  • найдите интересный способ для снятия стресса, например, шутить, играть в игры, настольный теннис и т.д.
  • ненужно постоянно заниматься собой. Поверните свой фокус наружу. Помогайте другим. Это может помочь снять стресс.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, может ли стресс портить или повышать производительность труда, зависит от организационных, индивидуальных и внеорганизационных факторов, навыков и опыта сотрудников, а также от их личностных особенностей.

Организации нужно поощрять открытое и честное общение, создавать среду, в которой сотрудники будут менее подвержены стрессу, что позволит им наилучшим образом использовать свои способности и навыки за счёт чего будет стимулироваться производительность труда сотрудников.