Одним из основных индикаторов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является степень удовлетворенности населения порядком предоставления государственных и муниципальных услуг. Отсутствие доступной и понятной для простого гражданина информации об условиях предоставления услуг, длительности сроков принятия решения, несоблюдение требований комфортности в организации указанных процессов, проявление коррупции - это лишь часть тех проблем, с которыми приходится сталкиваться при взаимодействии с органами власти. Вместе с тем, в рамках получения государственных и муниципальных услуг граждане и юридические лица наиболее часто именно по работе чиновников судят о деятельности государственных органов власти в целом.
Регулирование служебной деятельности государственных и муниципальных служащих проводится не только с помощью формальных инструментов, но и с использованием таких неформальных механизмов как [3, 82]:
- общественное мнение о поведении того или иного служащего, его одобрение или неодобрение;
- контроль за репутацией (репутация это один из важнейших элементов человеческого капитала, в последствии он может быть востребован после завершения карьеры политика или государственного служащего);
- наличие индивида или групп людей, с которыми производят соотношение своих действий с целью получения положительной оценки.
Данные инструменты можно отнести к позиционированию государственной власти в массовом сознании, но, как известно, в нашей стране все, что относится или как-то связано с властными структурами, воспринимается населением с недоверием или даже с оппозицией. Причиной такого отрицательного отношения россиян к органам власти является обострение нравственно-политической альтернативы, которая разделяет большую часть граждан. Положение дел усугубляется отсутствием в нашей стране реально функционирующего гражданского общества, вследствие чего большинство населения фактически удалено от участия в управлении страной [3, 82-83].
В значительной мере решение названных проблем зависит от организации и результативности труда государственных и муниципальных служащих. Многое обусловливают в конечном итоге социальные регуляторы деятельности представителей власти. Такие регуляторы являются важными, определяющими факторами сознания и поведения, определенных профессиональных действий государственных и муниципальных служащих. Выявление и анализ имеющихся особенностей в их профессиональной деятельности дадут возможность определить действенные средства и способы влияния на поведение служащих при осуществлении ими должностных функций и, прежде всего, оказания государственных и муниципальных услуг [2, 55]. При этом в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - ФЗ № 79-ФЗ) и п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 25-ФЗ) государственные и муниципальные служащие обязаны [5, эл. рес.]:
- соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ;
- исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией (должностным регламентом);
- соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций;
- соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка, порядок работы со служебной информацией;
- поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
- беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
- представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством РФ сведения о себе и членах своей семьи;
- сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства РФ в день выхода из гражданства или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;
- соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены федеральным законодательством России;
- уведомлять своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.
В п. 2 ст. 12 ФЗ № 79-ФЗ и п. 2 ст. 12 ФЗ № 25-ФЗ подчеркивается, что государственный и муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение.
Одновременно гражданин не может быть принят на государственную или муниципальную службу в случае (ст. 16 ФЗ № 79-ФЗ и ст. 13 ФЗ № 25-ФЗ) [5, эл. рес.]:
- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по приговору суда, вступившему в законную силу;
- отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну в случае необходимости такой процедуры;
- наличия заболевания, препятствующего поступлению на службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.
- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим либо главой муниципального образования, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу;
- прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства – участника соответствующего международного договора РФ;
- наличия гражданства иностранного государства;
- непредставления или представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу.
Подчеркнем далее, что в настоящее время все больше возрастает внимание к вопросам этики служащих, что связано с их моральными нормами и принципами.
Управленческая этика представляет собой систему этических знаний и практических рекомендаций, которые сориентированы на управленческую деятельность, что является образами наилучшего опыта нравственного решения конкретных проблем управленческой сферы [1, 215].
В сфере государственной и муниципальной службы сложились определенные специфические особенности этики служащего, среди которых А.Р. Курдин и В.В. Лукьянова выделяют следующее [4, 69]:
- уровень этики зависим от личностных характеристик служащего;
- уровень, содержание и формы этики служащего различаются в зависимости от их характеристик;
- становление и развитие социальной и профессиональной компетентности служащих происходит в условиях преодоления кризиса общества;
- социально-экономическая ситуация определяет неудовлетворенность граждан работой государственными структурами и органами местной власти, что находит свое отражение в занижении оценок деятельности и уровня этики служащих;
- содержание профессиональной этики служащего коррелирует непосредственным образом с качеством и формой профессионального образования;
- этика служащего оказывает влияние на социальное самочувствие;
- уровень этики в самооценке служащего должен быть высоким;
- уровень этики служащего от степени карьерных предпочтений не зависит;
- содержание профессионального опыта и стаж работы во властных органах общества выступает ключевой составляющей профессиональной квалификации и этики служащего.
В связи с вышеизложенным, представляется необходимым перечислить условия, необходимые для формирования цивилизованной этики [4, 71]:
- нормативно-правовое закрепление социально-проблемных стандартов поведения общего характера, регламентирующих государственного и муниципального служащего;
- пропаганда, которая должна создавать образ государственного и муниципального служащего, обладающего высокими моральными принципами;
- осуждение нечестной конкуренции, коррупции.
В настоящее время достигнуто понимание того, что воспитание необходимых российскому управленцу качеств (патриотизма, честности, гражданственности, неподкупности, социальной ответственности, порядочности) предполагает государственную и социальную востребованность таких качеств, их поддержку, как со стороны государства, так и гражданского общества.
Более того, в российском законодательстве впервые установлены правовые нормы должного поведения служащих.
К примеру, статьи 18. ФЗ № 79 и 14.2 ФЗ № 25 требуют от служащих [5, эл. рес.]:
- исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
- исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
- осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции;
- обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам;
- не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
- соблюдать все установленные законодательством служебные ограничения;
- соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений и иных организаций;
- не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
- проявлять корректность в обращении с гражданами;
- проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
- способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
- не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету органа власти;
- соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
С целью эффективной реализации Программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» был разработан и одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Он является сводом принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми независимо от замещаемой ими должности должны руководствоваться государственные служащие.
В Типовом кодексе в числе прочих сформулирована группа норм, связанная с морально-этическими принципами в деятельности государственного служащего.
Подробное изучение статей кодекса дает возможность выделить такие морально-этические принципы деятельности государственного служащего, как добросовестность, нейтральность, защита прав и свобод граждан, аполитичность, профессионализм, терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и иных государств, беспристрастность, корректность и др. [6, эл. рес.].
Искаженное представление о профессиональном долге, отсутствие необходимого контроля в системе стимулирования, отсутствие мотивирования со стороны государства приводит к тому, что служащие руководствоваться этическими принципами своей профессии не желают, а руководствуются корыстными интересами, что, в свою очередь, приводит к ухудшению качественного состава кадрового корпуса служащих.
Таким образом, компетентность, соблюдение профессиональной этики, общечеловеческие нормы нравственности - одно из обязательных условий морали любого человека, особенно государственного и муниципального служащего, взаимодействующего с населением в процессе оказания государственных и муниципальных услуг.