Основные требования к государственным гражданским и муниципальным служащим в сфере оказания государственных и муниципальных услуг

№60-2,

Экономические науки

Одним из основных индикаторов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является степень удовлетворенности населения порядком предоставления государственных и муниципальных услуг. Компетентность, соблюдение профессиональной этики, общечеловеческие нормы нравственности - одно из обязательных условий морали любого человека, особенно государственного и муниципального служащего, взаимодействующего с населением в процессе оказания государственных и муниципальных услуг.

Похожие материалы

Одним из основных индикаторов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является степень удовлетворенности населения порядком предоставления государственных и муниципальных услуг. Отсутствие доступной и понятной для простого гражданина информации об условиях предоставления услуг, длительности сроков принятия решения, несоблюдение требований комфортности в организации указанных процессов, проявление коррупции - это лишь часть тех проблем, с которыми приходится сталкиваться при взаимодействии с органами власти. Вместе с тем, в рамках получения государственных и муниципальных услуг граждане и юридические лица наиболее часто именно по работе чиновников судят о деятельности государственных органов власти в целом.

Регулирование служебной деятельности государственных и муниципальных служащих проводится не только с помощью формальных инструментов, но и с использованием таких неформальных механизмов как [3, 82]:

  • общественное мнение о поведении того или иного служащего, его одобрение или неодобрение;
  • контроль за репутацией (репутация это один из важнейших элементов человеческого капитала, в последствии он может быть востребован после завершения карьеры политика или государственного служащего);
  • наличие индивида или групп людей, с которыми производят соотношение своих действий с целью получения положительной оценки.

Данные инструменты можно отнести к позиционированию государственной власти в массовом сознании, но, как известно, в нашей стране все, что относится или как-то связано с властными структурами, воспринимается населением с недоверием или даже с оппозицией. Причиной такого отрицательного отношения россиян к органам власти является обострение нравственно-политической альтернативы, которая разделяет большую часть граждан. Положение дел усугубляется отсутствием в нашей стране реально функционирующего гражданского общества, вследствие чего большинство населения фактически удалено от участия в управлении страной [3, 82-83].

В значительной мере решение названных проблем зависит от организации и результативности труда государственных и муниципальных служащих. Многое обусловливают в конечном итоге социальные регуляторы деятельности представителей власти. Такие регуляторы являются важными, определяющими факторами сознания и поведения, определенных профессиональных действий государственных и муниципальных служащих. Выявление и анализ имеющихся особенностей в их профессиональной деятельности дадут возможность определить действенные средства и способы влияния на поведение служащих при осуществлении ими должностных функций и, прежде всего, оказания государственных и муниципальных услуг [2, 55]. При этом в соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - ФЗ № 79-ФЗ) и п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 25-ФЗ) государственные и муниципальные служащие обязаны [5, эл. рес.]:

  • соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ;
  • исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией (должностным регламентом);
  • соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций;
  • соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка, порядок работы со служебной информацией;
  • поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством РФ сведения о себе и членах своей семьи;
  • сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства РФ в день выхода из гражданства или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства;
  • соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены федеральным законодательством России;
  • уведомлять своего непосредственного начальника о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

В п. 2 ст. 12 ФЗ № 79-ФЗ и п. 2 ст. 12 ФЗ № 25-ФЗ подчеркивается, что государственный и муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение.

Одновременно гражданин не может быть принят на государственную или муниципальную службу в случае (ст. 16 ФЗ № 79-ФЗ и ст. 13 ФЗ № 25-ФЗ) [5, эл. рес.]:

  • признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  • осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по приговору суда, вступившему в законную силу;
  • отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну в случае необходимости такой процедуры;
  • наличия заболевания, препятствующего поступлению на службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.
  • близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим либо главой муниципального образования, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу;
  • прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства – участника соответствующего международного договора РФ;
  • наличия гражданства иностранного государства;
  • непредставления или представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу.

Подчеркнем далее, что в настоящее время все больше возрастает внимание к вопросам этики служащих, что связано с их моральными нормами и принципами.

Управленческая этика представляет собой систему этических знаний и практических рекомендаций, которые сориентированы на управленческую деятельность, что является образами наилучшего опыта нравственного решения конкретных проблем управленческой сферы [1, 215].

В сфере государственной и муниципальной службы сложились определенные специфические особенности этики служащего, среди которых А.Р. Курдин и В.В. Лукьянова выделяют следующее [4, 69]:

  • уровень этики зависим от личностных характеристик служащего;
  • уровень, содержание и формы этики служащего различаются в зависимости от их характеристик;
  • становление и развитие социальной и профессиональной компетентности служащих происходит в условиях преодоления кризиса общества;
  • социально-экономическая ситуация определяет неудовлетворенность граждан работой государственными структурами и органами местной власти, что находит свое отражение в занижении оценок деятельности и уровня этики служащих;
  • содержание профессиональной этики служащего коррелирует непосредственным образом с качеством и формой профессионального образования;
  • этика служащего оказывает влияние на социальное самочувствие;
  • уровень этики в самооценке служащего должен быть высоким;
  • уровень этики служащего от степени карьерных предпочтений не зависит;
  • содержание профессионального опыта и стаж работы во властных органах общества выступает ключевой составляющей профессиональной квалификации и этики служащего.

В связи с вышеизложенным, представляется необходимым перечислить условия, необходимые для формирования цивилизованной этики [4, 71]:

  • нормативно-правовое закрепление социально-проблемных стандартов поведения общего характера, регламентирующих государственного и муниципального служащего;
  • пропаганда, которая должна создавать образ государственного и муниципального служащего, обладающего высокими моральными принципами;
  • осуждение нечестной конкуренции, коррупции.

В настоящее время достигнуто понимание того, что воспитание необходимых российскому управленцу качеств (патриотизма, честности, гражданственности, неподкупности, социальной ответственности, порядочности) предполагает государственную и социальную востребованность таких качеств, их поддержку, как со стороны государства, так и гражданского общества.

Более того, в российском законодательстве впервые установлены правовые нормы должного поведения служащих.

К примеру, статьи 18. ФЗ № 79 и 14.2 ФЗ № 25 требуют от служащих [5, эл. рес.]:

  • исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
  • осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции;
  • обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам;
  • не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  • соблюдать все установленные законодательством служебные ограничения;
  • соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений и иных организаций;
  • не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
  • проявлять корректность в обращении с гражданами;
  • проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;
  • способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету органа власти;
  • соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

С целью эффективной реализации Программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)» был разработан и одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Он является сводом принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми независимо от замещаемой ими должности должны руководствоваться государственные служащие.

В Типовом кодексе в числе прочих сформулирована группа норм, связанная с морально-этическими принципами в деятельности государственного служащего.

Подробное изучение статей кодекса дает возможность выделить такие морально-этические принципы деятельности государственного служащего, как добросовестность, нейтральность, защита прав и свобод граждан, аполитичность, профессионализм, терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и иных государств, беспристрастность, корректность и др. [6, эл. рес.].

Искаженное представление о профессиональном долге, отсутствие необходимого контроля в системе стимулирования, отсутствие мотивирования со стороны государства приводит к тому, что служащие руководствоваться этическими принципами своей профессии не желают, а руководствуются корыстными интересами, что, в свою очередь, приводит к ухудшению качественного состава кадрового корпуса служащих.

Таким образом, компетентность, соблюдение профессиональной этики, общечеловеческие нормы нравственности - одно из обязательных условий морали любого человека, особенно государственного и муниципального служащего, взаимодействующего с населением в процессе оказания государственных и муниципальных услуг.

Список литературы

  1. Волкова А.В. Конституционные основания этической инфраструктуры общества // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2012. - Т. 2. - № 8. - С. 215-216.
  2. Домбровский Я.Ю. Социальные регуляторы профессиональной деятельности государственных служащих // Среднерусский вестник общественных наук. - 2011. - № 1. - С. 53-56.
  3. Дунаева А.И., Удачин Н.О. Перспективные направления реформирования государственной гражданской службы: зарубежный опыт // Студенческий научный вестник России. - 2014. - № 3-4. - С. 82-89.
  4. Курдин А.Р., Лукьянова В.В. Особенности этики государственного служащего // Основы экономики, управления и права. - 2014. - № 3 (15). – С. 69-74.
  5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»; О муниципальной службе в Российской Федерации: федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 15.02.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» [Дата обращения 25.02.2017].
  6. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21)) [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» [Дата обращения 25.02.2017].