Личностные характеристики и структура читательской компетенции студента филологических вузов иностранного языка

№127-1,

педагогические науки

В данной статье рассматриваются вопросы развития читательской компетенции с точки зрения личностных характеристик учащихся, а также структурные компоненты читательской компетенции определяющиеся в соответствии с содержанием читательской деятельности такие как мотивационный, когнитивный и деятельностный.

Похожие материалы

Способности, согласно Б. М. Теплову, — это «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, проявляющиеся не в знаниях и умениях, необходимых для осуществления того или иного вида деятельности, а в динамике их приобретения» [1, с. 16]. Под читательскими способностями (опираясь на положения Б. М. Теплова, С. Д. Смирнова) мы понимаем индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в динамике приобретения знаний и умений, необходимых для осуществления читательской деятельности, и предопределяют характер и успешность выполнения данной деятельности.

В компетентностном подходе отражен такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций. Разумеется, предметное знание при этом не исчезает из структуры образованности, а выполняет в ней подчиненную, ориентировочную роль. «Мы отказались не от знания как культурного предмета, а от определенной формы знаний (знаний «на всякий случай», то есть сведений)» [2, с.27]. Как справедливо указывается в документе «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка» [3, с.204], разработанном Департаментом современных языков Европейского Союза (Страсбург), нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками — компетенциями — и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством огромных хранилищах информации. В этом смысле компетентностная модель образования, по мнению ее разработчиков, отличается от знаниевой примерно так же, как «знакомство с правилами шахматной игры от самого умения играть» [3, с.11].

Опираясь на основные положения компетентностного подхода, читательскую компетенцию (в педагогическом понимании) можно определить как интегративную характеристику личности, обеспечивающую деятельностное проявление способности к чтению и применению на практике извлеченной из текста информации.

Механизм формирования компетенции существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Обусловлено это, прежде всего, тем, что обычное учебное знание предназначено для запоминания или воспроизведения или в лучшем случае для получения другого опыта логическим или эмпирическим путем. Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного человека не удастся. Компетенция, таким образом, предстает как «сложный синтез когнитивной, предметно- практической и личностной составляющих» [4,с.12]. В нашем исследовании структурные компоненты читательской компетенции определялись также в соответствии с содержанием читательской деятельности.

Мотивационный (личностный) компонент читательской компетенции обеспечивает реализацию первой фазы читательской деятельности — потребностно-мотивационно-целевой.

Когнитивный компонент включает в себя совокупность знаний, необходимых для осуществления второй фазы читательской деятельности, на которой студент отбирает средства, строит программу работы с текстом. Под знаниями следует понимать «целостную и систематизированную совокупность научных понятий о закономерностях природы, общества, мышления, накопленную человечеством в процессе преобразующей производственной деятельности, проверенную практикой и направленную на дальнейшее познание и изменение объективного мира» [5, с.166].

Деятельностный компонент, позволяющий реализовать заключительную фазу читательской деятельности — исполнительно-контрольную, включает в себя следующие умения: прогностические умения; умения целеполагания; аналитические умения; интерпретационные умения; оценочные умения.

Итак, рассмотрев вышеуказанные высказывания мы можем определить что читательская компетенция студента определяется как интегративная характеристика его личности, обеспечивающая деятельностное проявление способности воспринимать, осмысливать, интерпретировать, оценивать информацию текстов разных жанров и типов.

Список литературы

  1. Теплов, Б. М. Избр. труды: В 2-х т.: Т.1. М.: Педагогика, 1985. — 329 с.
  2. Эльконин, Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения// Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002.
  3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. Департамент совр. языков, Страсбург. 2003. — 256 с.
  4. Болотов,В. А., Сериков, В. В. Компетентностная модель: от идеи кобразовательной программе. Педагогика, 2003. — № 10. — с. 8-14.
  5. Философский энциклопедический словарь — М.: Инфра, 2004. — 576 с.