Формирование представления о миролюбии на уроках русского языка в режиме интерактивного обучения

№128-1,

Педагогические науки

Миролюбие – многие люди, как свидетельствует история человечеств, не только ценили это высоконравственное качество, но и старались формировать его в подрастающем поколении, подавая в этом личный пример.

Похожие материалы

В академическом лицее, где я уже много лет преподаю русский языки и литературу в группах с узбекским языком обучения, проводится регулярная работа по формированию нравственных качеств личности учащихся академического лицея, в том числе обращается пристальное внимание и развитию миролюбия. И, конечно, прежде чем упражнять юношей и девушек в проявлении миролюбия в их повседневной жизни, следует сформировать у них представление об этом нравственном качестве.

Для того, что процесс формирования представления происходил как можно более интенсивно на уроках русского языка, мы применяем ряд способов, относящихся к интерактивному обучению, и выбирает те из них, которые уже неоднократно показали свою эффективность на практике.

Итак, прежде мы включаем в планы уроков по русскому языку задачу познакомить обучающихся с тем, что понимают под «миролюбием», какие синонимы и антонимы есть у данного понятия, как это же качество трактуется на иностранном языке. После такого подробного ознакомления с представлением о миролюбии, мы планируем развивать у обучающихся лицея желание становится миролюбивыми гражданами во время различных интерактивных упражнений на уроках по обучению русскому языку.

До начала подобных уроков, следует подготовить раздаточный материал по количеству обучающихся — карточки 10 на 15 см, на которых напечатаны представления о миролюбии из различных словарей, а также для сравнения — понятие об этом нравственном качестве на иностранном языке. Например,

Миролюбие — положительное нравственное качество, которое проявляется в способности человека мирно разрешать конфликты;

Миролюбие — положительное нравственное качество, которое проявляется в способности человека на уступки и согласие в конфликтах;

Миролюбие — положительное нравственное качество, которое проявляется в способности человека примирится после конфликта;

Миролюбие строится на уважении и доверии к партнерам, а также на доброжелательном к ним отношении;

Миролюбие — благодаря нему сохраняется спокойствие на Земле, в нашем общем доме;

Миролюбие — благодаря нему сохраняется спокойствие между народами разных стран;

Миролюбие — благодаря нему сохраняется благополучие в семьях;

Миролюбие — благодаря нему сохраняется положительное взаимодействие в производственных объединениях и сельских хозяйствах;

Миролюбие — это основа миротворчества жителей планеты Земля;

Миролюбие — качество, изучением которого занимается современная наука «иренология», а её специалистов называют «иренологами».

Такие карточки раздаются учащимся лицея на уроке в малые группы по 3-5 человек, они изучают полученное ими определение и для понимания обсуждают его между собой, чтобы через 5-7 минут поделиться им с другими учащимися. В зависимости от индивидуальных особенностей учащихся могут быть использованы и другие варианты определений «миролюбия», например:

  • это стремление к сохранению мирных отношений и согласию между людьми;
  • жизненное свойство людей, стремящихся ладить между собой;
  • это готовность разрешать любую ситуацию без применения насилия;
  • это способность спокойно принимать другие мнения других людей;
  • это качество характера человека, которому нравится строить добрые отношения с людьми разных возрастов и национальностей;
  • это готовность поступиться личными интересами ради сохранения мира для всех.

Затем на экран выводится этимология слова «пацифизм:

Латинское слово «pax» (пакс) по-русски означает «мир», а «facio» (фацио) переводится на русский язык как «делаю», таким образом, слово «пацифизм» означает «миротворческий», или «примиряющий», или «приносящий мир», пишут на латинском языке: «pacificus» (пацификус).

После демонстрации этимологии на экране обучающимся в перераспределённых малых группах по 5-7 человек предлагают сравнить уже усвоенные ими определения по-русски с синонимичными определениями «миролюбия» на иностранном языке:

Пацифизм — отказ от какого-либо участия в любых войнах;

Пацифизм — осуждение всяких военных действий и применения каких-либо видов смертоносного оружия в каких-либо спорах или конфликтах;

Пацифизм — осуждение всяких военных действий и применения каких-либо видов смертоносного оружия в каких-либо спорах или конфликтах;

Пацифизм — сопротивление какому-либо насилию ради сохранения мира и активное участие в движениях за мир;

Пацифизм — сопротивление с помощью ненасильственной борьбы;

Пацифизм — активное сопротивление, но без использования уничтожающей силы.

После того, как учащиеся сравнят определения «миролюбие» и «пацифизм» им предлагают в перераспределённых подгруппах по 10-12 человек в каждой за 7-8 минут составить кластеры на бумаге форматом А-3 с центральным словом «миролюбие».

После составления кластеров учащиеся по очереди из каждой подгруппы озвучивают слова из кластера про миролюбие. В это же время члены второй подгруппы отмечают у себя в кластере схожее по звучанию слово, если оно у них записано точно также, и таким образом выявляются схожие по звучанию и значению слова в обоих кластерах.

Затем можно предложить каждой подгруппе на чистом обороте этих же листов с кластерами составить собственное определение качеству «миролюбие» с использованием только что выявленных общих слов и через 3-5 минут озвучить эти оба определения. Каждая подгруппа, выслушав, оценивает определение второй подгруппы качественной оценкой, к примеру — «точно», «верно» или «нам нравится».

На следующем уроке с целью расширения представлений учащихся лицея о миролюбии следует обратить их внимание на то, что в настоящее время «иренологи» изучают то, что называется по-английски «Global Peace Index» или по-русски «Глобальный индекс миролюбия». Можно отметить, что данный индекс разработан социологами и экономистами из международной группы экспертов по миру Института мира вместе с Центром мира и изучения конфликтов Сиднейского университета. Впервые такой индекс был рассчитан в мае 2007 года, чтобы можно было бы узнать степень безопасности проживания в существующих странах.

Индекс учитывает и внутренние факторы, например, уровень насилия и преступность в отдельной стране, а также рассматривает и внешние показатели — международные отношения этой страны, её расходы на военные нужды и некоторые другие параметры.

Затем учащимся на экране демонстрируется слайд с картой «Глобального индекса миролюбия» за 2013 год.

После рассмотрения карты учащимся предлагается работа по морфологическому разбору слова «ми-ро-лю́-би·е», а также в индивидуальном задании они должны за 3 минуты записать в рабочих тетрадях: «Это «существительное», «неодушевлённое», «средний род», «второе склонение». После этого они получают задание самостоятельно по таблице на доске разобрать:

Корень — Интерфикс — Корень — Суффикс — Окончание

После выполнения задания через 2-3 минуты на экран выводится таблица с заданным разбором, чтобы учащиеся могли сравнить её со своей таблицей в тетради:

Корень — Интерфикс — Корень — Суффикс — Окончание

—мир— —о— —люб— —и— —е

Через 1-2 минуты преподаватель спрашивает двух-трёх учащихся о том, какие семантические свойства слова «миролюбие» они заметили, в это же время остальные учащиеся всей группы записывают в тетрадях то, с чем они согласны, например, «Значение слова — стремление к сохранению мира; проявление дружелюбия к жителям других стран; ненасильственные способы решения конфликтов и другие.

После в таком же формате преподаватель просит назвать синонимы к слову «миролюбие», например, это могут быть «миролюбивость», «миротворчество», «ненасилие», «дружелюбность», «спокойствие», «золотая средина» и другие; также проходит работа с антонимами слова «миролюбие»: «агрессивность», «воинственность», «недоброжелательность», «недружелюбие», «вседозволенность», «враждебность» и другие.

В качестве разминки можно предложить обучающимся составить существительные, прилагательные и глаголы, начинающиеся на «мир», у них может появиться — «миролюбец», «миротворец», «миронарушитель», «мирный», «мировой», «миротворческий», «мириться» и другие. Будет полезно предложить учащимся выбрать из данных слов по их желанию какое-либо, чтобы просклонять его — по падежам, по времени, по числу.

Подобную работу можно провести на уроке русскому языка с заимствованным словом «пацифизм», а именно, определить его морфологические и синтаксические свойства, например:

«Па-ци-фи́зм» - имя существительное, неодушевлённое, мужской род, второе склонение

Корень — Интерфикс — Корень — Суффикс — Окончание

—пациф— — — —изм— —

Также следует ещё раз обратить внимание учащихся на значение слова: мировоззрение, основанное на осуждении любых войн; отрицание участие в каких-либо войнах; активное стремление к установлению мирных отношений; стремление избегать конфликтов; ненасильственное разрешение споров или разногласий и другое. Синонимами «пацифизма» могут быть, например, «миролюбие», «миротворчество» или «миросозидание», «спокойствие», «безопасность», антонимами — «воинственность», «недоброжелательность», «тревожность», «агрессия», «милитаризм» и другие.

В качестве отдельного задания можно попросить учащихся в парах составить в течение 5-7 минут словосочетания или предложения с применением синонимов и антонимов к словам «миролюбие» и «пацифизм», после чего попросить пары озвучить их по очереди, в это же время остальные пары внимательно слушают, чтобы не повторять, если у них составлены точно такие же словосочетания или фразы.

Затем преподаватель выводит на экран варианты таких словосочетаний или предложений, к примеру, это могут быть такие: «Миротворец всегда готов проявить миролюбие», «Миролюбивый человек в спорах стремится к согласию», «Доброжелательный человек старается прийти к мирному решению в конфликтах», «Миролюбивый человек всегда доброжелателен в спорах», «Миролюбие строится на уважении и доверии к другим», «Миротворец всегда готов к уступкам при разногласиях», «миролюбивый всегда отказывается от насилия», «Пацифист всегда стремиться к примирению», «Пацифист всегда старается достигнуть мирного решения», «Пацифист проявляет миролюбие и в самых сложных случаях», «Пацифист контролирует свой гнев и никогда не проявляет агрессию» и другие.

После рассуждений о миролюбии и пацифизме на основе различных словосочетаний, преподаватель может продиктовать для записи в рабочих тетрадях также поговорки или пословицы о миролюбии, например: «Худой мир лучше доброй брани», «Кому мир недорог, тот нам и ворог», также можно продиктовать цитаты о миролюбии известных людей.

После записей предлагается желающим учащимся объяснить за 1 минуту своими словами смысл записанных цитат или выражений, те, кто слушает и согласен с объяснением, может похлопать в знак одобрения, в том числе и преподаватель.
Если позволяет планирование работы на уроках русского языка, то преподаватель также может включить в них работу с учащимися, когда они начинают вслух размышлять друг с другом о том, как достигать миролюбия в повседневной жизни. Для этого следует попросить всех учащихся подумать и за 1 минуту написать в своих рабочих тетрадях одно предложение о том, как они сами могут развивать миролюбие в своей жизни, которое начинается со слов: «Я смогу достичь миролюбия, если…».
После следует предложить учащимся по желанию сформировать три подгруппы по 7-8 человек, после чего преподаватель просит их за 5-6 минут внутри подгруппы зачитать друг другу свои предложения и выбрать по три всем понравившихся предложения и записать их на отдельном листе формата А-4, чтобы получилось три отдельных листа, на которых будут записаны по три совета.

Затем преподаватель берёт лист из одной подгруппы и кладёт его на стол второй подгруппы, также лист второй — на сто третьей, а лист третьей подгруппы — на стол первой подгруппы, после чего просит членов подгрупп ознакомиться с поступившими предложениями о достижении миролюбия. Через 3-5 минут преподаватель просит каждую подгруппу выбрать одно самое эффективное, на их взгляд, предложение и продиктовать его для всех учащихся группы.

Таким образом, к тому одному своему предложению уже раньше записанному в своей рабочей тетради у каждого учащегося в группе появится ещё один совет от всей группы, который он может сравнить его со своим и при этом оценить их оба.

Например, индивидуально или внутри подгрупп могут появиться такие предложения: «Я смогу достичь миролюбия, если …»

  • буду контролировать свои слова и поступки;
  • буду отказываться от любого насилия:
  • буду отгонять от себя агрессию и гнев;
  • буду уважать мнение других людей;
  • буду стараться понять чужую точку зрения;
  • буду направлять свои чувства на дружбу и доверие к людям;
  • буду стараться убеждать других в своей позиции дружелюбными способами;
  • буду учиться общаться мирно с людьми разного возраста и разных национальностей.
На наш взгляд, такая и подобная ей работа на уроках русского языка обогатит мировоззрение и словарь учащихся академических лицеев по русскому языку, а также будет способствовать их нравственному формированию, как это предписано и в «Национальной программе по подготовке кадров», и в Законе Республики Узбекистан «Об образовании».

Следующим этапом формирования преставлений учащихся лицея о миролюбии может быть обсуждение сними на уроке русского языка преимуществ проявления миролюбия в их повседневной жизни и в будущем. Например, можно подразделить группу на две подгруппы и задать им за 5 минут посоветоваться и написать на разлинованных листах формата А-4 по три преимущества для миролюбивых людей. После записи преподаватель предлагает одному члену подгруппы зачитать одно преимущество, затем из второй подгруппы, но если уже озвученное преимущество такое же по смыслу, как у них, то его уже не зачитывают и очередь переходит; если не похоже, то записывают и себе в лист подгруппы. Могут появиться такие варианты:

Миролюбие…

… помогает противостоять злу, не прибегая к насилию;

… даёт возможность разрешать трудные ситуации без применения силы;

… позволяет проявлять уважение к соперникам в конфликтах;

… способно находить выход в запутанных случаях;

… защищает от грубости и гнева по отношению к чужому мнению;

… дарит радость от спокойствия и уверенность в будущем;

… развивает мудрость в принятии решений при сложных ситуациях;

… помогает строить мирные отношения в семье и с соседями;

… позволяет ценить мирные условия жизни в разных странах;

… формирует способность уступать в спорных ситуациях;

… помогает налаживать добрые отношения между разными людьми;

… позволяет улаживать отношения людям разного возраста.

Список литературы

  1. А.А.Факторович. Педагогические технологии., Юрайт, 2016
  2. О.В.Коротких. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики, НИЦ ИНФРА-М, 2021
  3. Р.Х.Джураева. Современные технологии в учебно-воспитательном процессе.”, Ташкент, 2009