Специфика изображение внутреннего конфликта в образцах разных видов искусства (кинематограф, литература)

№123-1,

филологические науки

Статья предлагает рассмотреть, специфику изображения внутреннего конфликта на примере современной литературы и кинематографа

Похожие материалы

Вам когда-нибудь приходилось что-то подавлять в себе, от чего- то бежать и чего-то бояться? Жить в постоянном противоречии со своими желаниями, потребностями и мечтами, когда приходится выбирать между чувствами и долгом, между жаждой мести и благородством, между горькой правдой и ложью во благо? Порой мы не знаем, какое из наших качеств вырвется наружу, как мы поступим в той или иной ситуации, и что послужит определяющим фактором для принятия решения. Эта вечная борьба с самим собой, пожалуй, и является внутренним конфликтом.

Внутренний конфликт ярко описан в книге Людмилы Улицкой «Сквозная линия». В сборнике историй, в которых в качестве постоянной героини мелькает девушка Женя в разные периоды своей жизни, описываются превратности женских судеб, основной лейтмотив книги — женская ложь. «Героини этой книги — бескорыстные лгуньи. Эти выдумщицы и обманщицы всех возрастов — от девочки до старухи — мои друзья, близкие или отдалённые. Самое же в книге забавное, что эта книга о лжи — самая правдивая из всех написанных мною книг..» — так отзывается о книге сама автор.

В первой главе мы знакомимся с Женей и её маленьким трёхлетним сыном Сашкой, с которым они вместе выбрались на отдых. Снимая комнату в гостевом доме, героиня знакомится с женщиной Айрин, судьба которой потрясает Женю до глубины души.

Рыжая Айрин рассказывает всё свою биографию: и отце-шпионе, и о гадалке, которая предрекла ей страшное будущее о её детях — «С пятого начнёшь». После смерти отца Айрин остаётся с матерью, которая совсем не приспособлена к жизни, выскакивает замуж за глупого красавца, рожает от него ребёнка, но младенец умирает от обвития пуповиной. Через пару месяцев рыжеволосая англичанка снова оказывается беременной, на этот раз у неё рождается очень красивая девочка, мать называет её Дианой. Описывая в красках все её повадки, интересы, поведение и внешние данные, Айрин повествует и о смерти девочки, от материнской неосторожности (больная Айрин случайно даёт ребёнку таблетку не той дозировки). После кончины малышки, женщина выгоняет её отца и вскоре выходит замуж вновь за композитора Гошу. У них рождаются мальчики-близнецы. Рыжеволосая девушка счастлива с детьми и мужем, но их беззаботная жизнь молниеносно обрывается… После приступа аллергии муж с детьми везли Айрин в больницу и попали в страшную аварию, выжить удалось лишь матери семейства, на память о тех ужасающих обстоятельствах у женщины остался огромный шрам на голове. Получилось так, как и нагадала «колдунья», Айрин «начала с пятого» ребёнка — Доналда.

Женя слушала историю жизни Айрин, сопереживала, плакала и искренне жалела яркую англичанку, ровно до тех пор, пока в гостевой дом не приехала их общая знакомая, которая и поведала Евгении о том, что не было у Айрин никаких детей, кроме Доналда, да и мужей не было (только любовники и искромётные романы). А шрам у неё от того, что ещё в далёком детстве, на катке произошёл несчастный случай, и девочке коньком проехали прямо по голове. Потрясённая пудом лжи и не знающая что ей с ним делать Женя, собирает вещи и сына и уезжает из гостевого дома. Сочинённая и подлинная истории жизни Айрин совпадают только в одном самом невероятном и неправдоподобном месте — история её отца-шпиона…

Для чего Айрин нужно было выдумывать всю эту сложную историю с невероятными перипетиями судьбы? Чего она хотела добиться? Какие эмоции вызвать у своего наивного и искренне верящего слушателя? Возможно, она хотела превознести себя перед Евгенией, предстать пред ней в образе многострадального, многогранного человека, который пережив всю боль и несчастья смог не сломаться и идти дальше. Она пытается сохранить образ интересной и притягательной женщины, вокруг которой всегда собираются люди, приукрашивая собственное прошлое. Айрин создаёт вокруг себя кокон иллюзорного мира, в котором вполне комфортно существует, играя свою непростую роль.

Вторая глава переносит нас уже в более позднее время, Жениному сыну Сашке уже тринадцать, они вместе с мамой, двоюродным братом и сыном маминой подруги, живут в деревне. Дачная хозяйка привозит к ним свою дочку Надьку — смуглую десятилетнюю девочку, благородной внешности. Надя всё время рассказывает о своём старшем брате Юре, об их общих делах, его интересах и развлечениях, о том, какой Юра правильный и хороший мальчик. Вообще девочка очень много болтает и фантазирует: и про киносъёмки в Испании, и про лошадь, которая выступала в корриде, и про молодую наездницу Роситу, и про чемпионство по конному спорту, и про Надькину медаль за помощь в поимке преступника, и про лучи НЛО, после которых трава на участке не растёт… Женя не воспринимала девочку всерьёз, но и не воспитывала чужого ребёнка — это было не в её правилах. Каково было Женино удивление, когда от дачной хозяйки она узнала, что всё так невероятно выдуманное и сказанное Надькой — правда! Единственной и самой правдоподобной оказалась ложь про старшего брата Юрку. Не было его никогда. Слухи ходили, что у Надькиного отца есть сын на стороне, вот девочка и придумала себе совершенного во всех смыслах Юрку.

Ложь Надьки — не просто фантазии маленького ребёнка. Девочке не хватает родительского участия в её жизни, кого-то, кто бы заботился о ней и взял под собственное покровительство, кого-то, кто бы понимал и разделял её увлечения. Братик Юра — некий образ идеального друга, которого Наденьке так сильно не хватает.

Следующая глава повествует о племяннице Жени — Ляле. Тринадцатилетняя девочка совершенно не походила на своих сверстниц, рассуждала цинично и сухо, совсем как взрослая повидавшая женщина. Ляля решает рассказать тётке, что у неё роман с дядей-художником. Девочка восторженно описывает мужчину, проявляя внимание к каждой детали, повествует о безумной взаимной любви и нешуточной страсти. Женя приходит в ужас.Ляля спокойно рассуждает о том, что её сорокалетнего любовника не посадят, что его жена — слишком алчная особа, которая захочет содрать с бывшего мужа побольше алиментов, а из тюрьмы их, как известно, не платят. Женя пытается образумить малолетнего монстра, в образе юной девушки, говорит о родителях, что будет с ними, когда правда раскроется? Ляля совершенно спокойно выкладывает родственнице об изменах матери с папиным братом. Женя не выдерживает, не может больше держать эту тайну в себе и назначает встречу с художником. Он соглашается с тем, что у него есть любовница, но… Тринадцатилетняя племянница?! Он смеётся Жене в лицо. Ляля, которую уличили в такой грязной и беспардонной лжи, безмолвно удаляется и пропадает на большое количество лет.

Ляля своей ложью выдаёт желаемое за действительное, пытается казаться взрослее, чем есть на самом деле. Нехватка участия родителей и окружающих приводит к ужасающей лжи, для привлечения внимания. Она создаёт свои фантазии, свою альтернативную реальность, приукрашивая действительность, а после и сама в неё верит.

Ещё одна история о девушке по имени Маша. Дочь инженеров, практичная, немного угловатая, крупная и простая Маша однажды встречает интеллигентнейшую Анну Вениаминовну, профессора, много лет преподававшего русскую литературу, в частности поэзию. Эта сухенькая, белокожая пожилая женщина открывает Марии новый мир — мир удивительной тонкости поэтов, писателей и великих произведений. Две такие разные женщины становятся друзьями.Профессор читает Маше стихи известных авторов, но как-то абсолютно иначе преподносит свои. Маша влюбляется в литературу, в свою наставницу и записывает за ней её творения. Но, к сожалению, вскоре жизнь Анны Вениаминовны обрывается — случается сердечный приступ. На поминках Маша решается показать людям прекрасные стихи удивительной женщины, но девушку поднимают на смех. Оказывается, что все стихи, написанные якобы старой профессоршей, творения великих русских поэтов. Раздосадованная Маша не может сдержать слёз, обвиняет Анну Вениаминовну в том, что открыв новый мир, она же её и «кинула».

Что заставило умнейшую женщину пойти на такую откровенную ложь? У Анны Вениаминовны не было семьи, она не оставила следа в истории и в литературе, жизнь близилась к закату, и приходило осознание того, что она никому ненужная и неизвестная старая женщина. Ей хотелось хоть раз почувствовать то, что чувствовали великие авторы — восторженное восприятие слушателем, восхищение, подражание… Профессор хотела оставить после себя какое-то яркое наследие, и такая возможность представилась. Юная Маша верила каждому слову Анны Вениаминовны и видела в ней некий идеал. …

Следующая история, пожалуй, самая грязная. На долю Жени пришлось писать сценарий для документального фильма про жизнь русских проституток в Швейцарии. Режиссёру непременно нужна была реальная история каждой девушки, их личная жизнь и мотивы. Все семь девушек, опрошенных Женей, вторили друг другу и повторяли заученную историю: мама — золотко, отец — капитан дальнего плавания, погибший от взрыва на судне, отчим — редкостная сволочь — бил и насиловал. После побега из родительского дома — несостоявшаяся свадьба с хорошим человеком, которого застрелили прямо перед ЗАГСом, ещё позже — побег с другом убитого жениха, который оказывается подлецом, дальнейшая жизнь по жёлтому билету. В настоящее же время все девушки в отношениях с неизвестным банкиром. И каждая из девушек, рассказывает про тысячу долларов за ночь, про удачливую Людочку, которую все знают, только вот оказывается всё не так-то уж и просто. Каждая из девочек оказалась в «профессии» по своим причинам, а вот свою идеальную историю все взяли у Людочки из Москвы. Только она Зоя. И не из Москвы. И банкир, хоть и женился, но зарабатывает на своей жёнушке, каждый день через неё проходят несколько мужчин, она всё так же продаёт себя за копейки. Девушка могла иметь потрясающее будущее профессора-лингвиста, но из-за того, что ещё с первого курса ей приходилось зарабатывать собственным телом, её выгнали из института. Её дальнейшая судьба уже нам известна, но обо всех ужасах тёмного мира, которые ей пришлось пережить, знает лишь она сама. Горькие слёзы проститутки, потраченная в никуда жизнь… Все девушки, прикрываясь «счастливой» истории «Красотки»-Людочки, скрывали свои истинные судьбы. Родители-алкоголики, избиения, нищета — всё это было у каждой. Их ложь объясняется …

Спецификой изображения внутреннего конфликта можно назвать именно те моменты, когда ложь разоблачается (открывается). Главная героиня — Женя является ретранслятором всего происходящего, через собственное восприятие. Через ложь люди показывают себя настоящих: свои помыслы, желания, страхи, мечты.

Порой, оглядываясь на прожитую жизнь, человек понимает — всё, что он пережил, не соответствует тому, к чему он стремился, чего искренне хотел. Но продолжает жить своей никчёмной, серой, обыденной жизнью, понимая это, он не старается что-то изменить, а просто прячет в самый дальний уголок своей души все свои мечты и амбиции.

Ярким примером служит фильм Уэйна Вана «Последний отпуск». Главной героиней которого является Джорджия Бёрт — продавец кухонной утвари в магазине в Новом Орлеане. Она держится за низкооплачиваемую работу, не решается признаться тому, кто ей нравится, в чувствах, вечно ограничивает себя в еде, боится сказать и сделать лишнего, да и вообще живёт лишь мечтами, которые бережно подклеивает в альбом «Возможности». Её жизнь так и идёт своим серым чередом, пока в один из дней Джорджия не узнаёт, что смертельно больна, и жить ей осталось всего три-четыре недели. Но как так?! Почему Бог так жесток с ней? Почему должна умереть та, которая ещё и не начинала жить? Погоревав, и поняв, что со сложившейся ситуацией ей придётся просто смириться, наша героиня снимает все деньги со счетов и отправляется навстречу своим мечтам. Она заселяется в дорогостоящий отель, где все принимают её за очень влиятельную и обеспеченную даму, там она встречает богатых и успешных людей — сенатора Нового Орлеана, владельца огромной торговой империи, на которого работала Джорджия и его приближенные — все те люди, которые совершенно позабыли о таких понятиях как совесть, честность, настоящая дружба и любовь. Джорджия больше не боится ничего и производит неизгладимое впечатление абсолютно на всех, кто встречает её. Она совершает множество невероятных поступков, помогает людям, заводит друзей и живёт полной жизнью. О ней говорят, что ещё никогда не видели человека с таким вкусом к еде и к жизни. Мужчина, любовь которого к Джорджии была взаимной, узнав о её диагнозе, прилетает к ней. Начав жить «по-настоящему», героиня узнаёт, что не больна. Она даёт себе обещание наслаждаться каждым моментом, заниматься тем, что приносит удовольствие, делать каждый свой день ярким и особенным и больше никогда ничего не бояться.

Воплощением внутреннего конфликта Джоржии служит её постоянный диалог с Господом. Вспомним песню, которую она исполняет в церкви. Она задаёт вопрос Богу «Почему я?»… Она обращается к Создателю и тогда, когда выигрывает в казино крупную сумму, и когда случается снежный обвал, благодаря которому Джорджия остаётся встречать Новый год в отеле, и когда узнаёт о том, что на самом деле здорова. Внешние причины внутреннего конфликта героини, связаны с ролью, занимаемой ею в обществе. Продавая кухонную утварь, Джорджия мечтала о том, чтобы открыть свой ресторан, здороваясь с тем, кто ей нравится, она фантазировала об их свадьбе, готовя потрясающие блюда соседскому мальчишке, она грезила о том, чтобы самой всё попробовать.

Причины же внутренние связаны с тем, что героиня не может найти гармонию внутри себя, её мучают душевные противоречия. Противоречие между желанием иметь что-то и мнимой безопасностью, мнимая фрустрация — несоответствие желаний возможностям, невозможная их реализация,сильно заниженная самооценка, неуверенность в своих силах… Страх приближающейся смерти заставляет героиню отпустить все страхи и переживания, и, наконец, обрести гармонию с собой и внешним миром.

Героиня из скромной, зажатой, неуклюжей, трусливой женщины превращается в цветущую девушку, которая никогда больше не допустит тех ошибок из «прошлой жизни». Альбом «Возможности» наконец становится «Реальностью».

Все люди многогранны и внутренний мир привыкли транслировать по-разному, кто-то закрывается в себе и не совершает вообще ничего, все свои внутренние переживания человек оставляет при себе и живёт прежней жизнью и с виду ни о чём не беспокоится, кто-то транслирует его через ложь и выдумку, а кто-то начинает действовать, воплощает мечты в реальность, тем самым противостоя всему миру. Специфика изображения из-за индивидуальности каждого человека тоже будет варьироваться, чем разнообразнее внутренний мир личности, тем более интересной будет структура изображения внутреннего конфликта.