Лингвориторический подход к обучению студентов неязыковых направлений иностранному языку в условиях поликультурной образовательной среды

NovaInfo 129, с.59-61, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье характеризуется выполненное на концептуальной платформе лингвориторической (ЛР) парадигмы Сочинской школы исследование по обучению студентов неязыковых направлений иностранному языку в условиях поликультурной образовательной среды.

Ключевые слова

РОДНОЙ РЕЧЬ, ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ, ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ, РУССКИЙ ЯЗЫК, УСТНАЯ РЕЧЬ, ЛИНГВОРИТОРИКА, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ, ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, ЛИНГВОДИДАКТИКА, ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА, СОЧИНСКАЯ ШКОЛА, ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД

Текст научной работы

Актуальность проблемы исследования для педагогической науки, лингводидактики, методики преподавания иностранных языков обусловлена необходимостью более эффективного формирования на занятиях по английскому языку в высшей школе компонентов вторичной языковой личности обучающихся не только лингвистических, но и неязыковых направлений подготовки. В эпоху глобализации мирового сообщества и цифровизации образования необходимо на новом концептуальном уровне осмыслить понятие «поликультурная образовательная среда» и смежных с ним понятий применительно к обучению иностранным языкам в высшей школе. При этом актуализируется также вопрос обеспечения преемственности обучения в системе «Школа — вуз».

Объект исследования — теория и практика обучения иностранному языку в высшей школе, предмет — условия поликультурной образовательной среды в обучении студентов неязыковых направлений подготовки английскому языку.

Цель исследования — разработать и апробировать систему обучения студентов неязыковых направлений английскому языку в условиях поликультурной образовательной среды (ПкОС). Гипотеза: моделирование условий ПкОС на основе концепции непрерывного лингвориторического (ЛР) образования позволит системно и целенаправленно применить их в организации процесса обучения английскому языку студентов-нефилологов, что повысит его эффективность.

Целью и гипотезой исследования были обусловлены поставленные задачи:

  • определить и систематизировать базовые понятия из области поликультурно-образовательных феноменов на основе аналитического обзора научно-педагогической литературы;
  • охарактеризовать специфику обучения иностранному языку, в частности английскому, студентов неязыковых направлений подготовки;
  • систематизировать положения концепции непрерывного лингвориторического (ЛР) образования, актуальные для обучения студентов-нефилологов английскому языку в условиях ПкОС;
  • смоделировать систему условий ПкОС с комплексных ЛР позиций, повышающих эффективность обучения студентов неязыковых направлений английскому языку;
  • сконструировать программу обучения английскому языку студентов-нефилологов с учетом лингвориторической системности в организации условий ПкОС;
  • апробировать модельные построения в практике обучения, обобщить полученные результаты, сформулировать итоговые научно-методические положения.

Исследование опирается на научные и научно-методические труды в ряде областей:

  • изучение поликультурных образовательных феноменов: среда, пространство, школа, образование, воспитание и др., в том числе в аспекте обучения иностранным языкам
  • (Д.Г. Анохин, В.В. Григорьева, И.П. Ильинская, А.Г. Матфей, Т.Н. Тугужекова и др.);
  • теория и практика межкультурной коммуникации (Е.Н. Белая, Д.Б. Гудков, А.П. Садохин и др.);
  • педагогика и психология языкового образования (Л.С. Выготский, Е.М. Верещагин и др.);
  • лингводидактика и методика обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, В.В. Кабакчи, А.А. Леонтьев, Р.К. Миньяр-Белоручев, Е.И. Пассов и др.);
  • антропоцентрическая лингвистика/лингвоперсонология (Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов, И. Я. Чернухина и др.);
  • алгоритмы педагогического проектирования, моделирования и конструирования инновационного образовательного процесса (В.С. Безрукова, Ю.С. Тюнников и др.);
  • концепция непрерывного ЛР образования, представленная в трудах Сочинской ЛР школы (А.А. Ворожбитова, А.В. Тимофеев, Н.А. Дацун, Т.Е. Тихонова, А.Ю. Петровская, А.В. Юрьева, Е.В. Ермакова).

Первые три задачи теоретического обоснования решены нами в первой главе работы, остальные задачи — во второй главе.

Для решения поставленных задач использовались теоретические и практически методы и методики: теоретический анализ научных и методических трудов; анализ программно-методических, учебно-методических материалов; педагогическое проектирование; констатирующий и формирующий эксперименты; собеседование с элементами интервьюирования, опрос, тестирование; анализ продуктов преподавательской деятельности, продуктов учебной деятельности обучающихся; методики наблюдения, описания, анализа, сопоставления, систематизации, обобщения и др.

Первое направление исследовательской работы — установление теоретических основ обучения иностранным языкам в условиях поликультурной образовательной среды. В его рамках выполнены аналитические обзоры научно-педагогической и методической литературы по следующим аспектам проблемы:

  • понятие «поликультурная образовательная среда» и иерархизация смежных понятий в педагогических, лингводидактических, методических исследованиях;
  • специфика обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах и особенности англоязычной подготовки;
  • лингвориторический подход как основа для организации условий поликультурной образовательной среды (лингводидактический аспект).

Второе направление — практическое: системная организация условий поликультурной образовательной среды в обучении английскому языку студентов-нефилологов. В его рамках представлены моделирование, конструирование и апробация инновационного образовательного процесса в следующих терминологических модификациях:

  • лингвориторическое моделирование условий поликультурной образовательной среды как системная основа обучения иностранному языку;
  • конструирование образовательного процесса для студентов-нефилологов «Английский язык в условиях поликультурной образовательной среды: лингвориторический подход»;
  • описание хода и результатов апробации модельных построений.

В ходе исследования на основе изучения культурологической, научно-педагогической и методической литературы были рассмотрены базовые понятия исследования из области поликультурно-образовательных феноменов в их взаимосвязи и взаимной соотнесенности: «поликультурное пространство», «поликультурная образовательная среда», «условия поликультурной образовательной среды», «поликультурное образование», «поликультурное воспитание», «поликультурная школа» и др.

По результатам аналитического обзора научных трудов выстроена следующая иерархия базовых понятий исследования — номинаций поликультурно-образовательных феноменов: более широкие культурологические, социокультурные понятия; более конкретизированные педагогические понятия; типология институциональных структур, учреждений, реализующих поликультурное образовательный процесс:

1. Более общие социокультурные понятия:

  • полиэтносоциокультурно-образовательного пространства;
  • поликультурное пространство;
  • поликультурная образовательная среда (ПкОС);
  • условия ПкОС.

2. Собственно педагогические понятия:

  • поликультурное образование;
  • поликультурное воспитание;
  • поликультурное развитие.

3. Организационно-институциональные понятия (типы учреждений, структур):

  • поликультурное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ);
  • поликультурная школа (уровни начального, среднего, основного общего образования);
  • поликультурный ссуз (колледж и др.);
  • поликультурный вуз (академия, институт, университет) с уровнями бакалавриата, магистратуры, аспирантуры;
  • поликультурное дополнительное и дополнительное профессиональное образование.

В принятой логике исследования далее были охарактеризованы лингводидактические и методические основы и специфика обучения иностранным языкам, в частности, английскому, на неязыковых факультетах.Как известно, высшее учебное заведение готовит будущего специалиста к работе в новых социокультурных условиях глобализации и цифровизации, при этом владение английским языком является одним из важнейших требований для любого работодателя. Студенты неязыковых направлений подготовки должны освоить качественно новые технологии, включая новое содержание профессиональной деятельности.

Основным результатом освоения студентами неязыковых факультетов иностранного языка на 1–2 курсах является общекультурная компетенция: способность к коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Однако количество аудиторных часов (4 ч. в неделю) недостаточно для достижения данной цели. На первом курсе студенты-нефилологи испытывают значительные трудности с изучением иностранного языка, в связи с чем возрастает роль преемственности языковой подготовки в системе «Школа — вуз». С 3-го курса необходимо овладение профессиональным английским языком. Повысить результативность обучения можно за счет более целенаправленной и системной организации условий поликультурной образовательной среды.

Концепция непрерывного лингвориторического (ЛР) образованияпослужила основой для системного представления в аспекте лингводидактики условий поликультурной образовательной среды. В исследовании показано, что в образовательном процессе по английскому языку на всех уровнях образования данные условия моделируются в двух аспектах: экстраэтнолингвокультурном и интраэтнолингвокультурном.

Активизация «экстраэтнолингвокультурного пакета условий ПкОС» обеспечивает погружение обучающихся в культуру англоговорящих стран, в различные аспекты естественной коммуникации носителей языка. Это стало возможным в последние годы, благодаря возможности интернет-технологий и массовой цифровизации в условиях глобализирующегося мира. Однако в применении данного ресурса в обучении иностранным языкам недостает системности и целенаправленности, а также равномерной симметричности в плане соотношения аудиторной и внеаудиторной, самостоятельной работы обучающихся, учебной и внеучебной, научной и творческой, общественной и волонтерской деятельности.

В свою очередь, активизация «интраэтнолингвокультурного пакета условий ПкОС» обеспечивает учет многонационального, полиязыкового контингента обучающихся в поликультурном государстве, регионе. Она актуализирует внимание к родным национальным языкам, которые либо являются вторым государственным языком в отдельных регионах РФ, в странах СНГ, либо представляют собой уникальное культурное наследие малых народов, которое необходимо сберечь и передать новым поколениям.

Таким образом, необходима целесообразная организация использования обоих типов условия ПкОС на концептуальной основе непрерывного ЛР образования, создающей базовый понятийно-инструментальный, технологический каркас, своего рода «инструктивное ядро» для эффективной речемыслительной деятельности. Оно равно необходимо для становления сильной языковой личности обучающегося и на русском языке, и на родном национальном языке, и на изучаемых иностранных языках. Лингвориторика образует базовое лингводидактическое и методическое ядро как для дальнейшего развития первичной языковой личности обучающегося, так и для целенаправленного формирования компонентов его вторичной языковой личности. Все это в равной степени справедливо также для самого обучающего — школьного учителя, вузовского преподавателя — как профессиональной языковой личности, би- и полилинвальной.

Читайте также

Цитировать

Джанба, В.С. Лингвориторический подход к обучению студентов неязыковых направлений иностранному языку в условиях поликультурной образовательной среды / В.С. Джанба, А.А. Ворожбитова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. — № 129. — С. 59-61. — URL: https://novainfo.ru/article/18840 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться