Лингвориторический подход к обучению студентов неязыковых направлений иностранному языку в условиях поликультурной образовательной среды

NovaInfo 129, с.59-61
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье характеризуется выполненное на концептуальной платформе лингвориторической (ЛР) парадигмы Сочинской школы исследование по обучению студентов неязыковых направлений иностранному языку в условиях поликультурной образовательной среды.

Ключевые слова

РОДНОЙ РЕЧЬ, ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ, ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ, РУССКИЙ ЯЗЫК, УСТНАЯ РЕЧЬ, ЛИНГВОРИТОРИКА, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ, ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, ЛИНГВОДИДАКТИКА, ЛИНГВОРИТОРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА, СОЧИНСКАЯ ШКОЛА, ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД

Актуальность проблемы исследования для педагогической науки, лингводидактики, методики преподавания иностранных языков обусловлена необходимостью более эффективного формирования на занятиях по английскому языку в высшей школе компонентов вторичной языковой личности обучающихся не только лингвистических, но и неязыковых направлений подготовки. В эпоху глобализации мирового сообщества и цифровизации образования необходимо на новом концептуальном уровне осмыслить понятие «поликультурная образовательная среда» и смежных с ним понятий применительно к обучению иностранным языкам в высшей школе. При этом актуализируется также вопрос обеспечения преемственности обучения в системе «Школа — вуз».

Объект исследования — теория и практика обучения иностранному языку в высшей школе, предмет — условия поликультурной образовательной среды в обучении студентов неязыковых направлений подготовки английскому языку.

Цель исследования — разработать и апробировать систему обучения студентов неязыковых направлений английскому языку в условиях поликультурной образовательной среды (ПкОС). Гипотеза: моделирование условий ПкОС на основе концепции непрерывного лингвориторического (ЛР) образования позволит системно и целенаправленно применить их в организации процесса обучения английскому языку студентов-нефилологов, что повысит его эффективность.

Целью и гипотезой исследования были обусловлены поставленные задачи:

Исследование опирается на научные и научно-методические труды в ряде областей:

Первые три задачи теоретического обоснования решены нами в первой главе работы, остальные задачи — во второй главе.

Для решения поставленных задач использовались теоретические и практически методы и методики: теоретический анализ научных и методических трудов; анализ программно-методических, учебно-методических материалов; педагогическое проектирование; констатирующий и формирующий эксперименты; собеседование с элементами интервьюирования, опрос, тестирование; анализ продуктов преподавательской деятельности, продуктов учебной деятельности обучающихся; методики наблюдения, описания, анализа, сопоставления, систематизации, обобщения и др.

Первое направление исследовательской работы — установление теоретических основ обучения иностранным языкам в условиях поликультурной образовательной среды. В его рамках выполнены аналитические обзоры научно-педагогической и методической литературы по следующим аспектам проблемы:

Второе направление — практическое: системная организация условий поликультурной образовательной среды в обучении английскому языку студентов-нефилологов. В его рамках представлены моделирование, конструирование и апробация инновационного образовательного процесса в следующих терминологических модификациях:

В ходе исследования на основе изучения культурологической, научно-педагогической и методической литературы были рассмотрены базовые понятия исследования из области поликультурно-образовательных феноменов в их взаимосвязи и взаимной соотнесенности: «поликультурное пространство», «поликультурная образовательная среда», «условия поликультурной образовательной среды», «поликультурное образование», «поликультурное воспитание», «поликультурная школа» и др.

По результатам аналитического обзора научных трудов выстроена следующая иерархия базовых понятий исследования — номинаций поликультурно-образовательных феноменов: более широкие культурологические, социокультурные понятия; более конкретизированные педагогические понятия; типология институциональных структур, учреждений, реализующих поликультурное образовательный процесс:

1. Более общие социокультурные понятия:

2. Собственно педагогические понятия:

3. Организационно-институциональные понятия (типы учреждений, структур):

В принятой логике исследования далее были охарактеризованы лингводидактические и методические основы и специфика обучения иностранным языкам, в частности, английскому, на неязыковых факультетах.Как известно, высшее учебное заведение готовит будущего специалиста к работе в новых социокультурных условиях глобализации и цифровизации, при этом владение английским языком является одним из важнейших требований для любого работодателя. Студенты неязыковых направлений подготовки должны освоить качественно новые технологии, включая новое содержание профессиональной деятельности.

Основным результатом освоения студентами неязыковых факультетов иностранного языка на 1–2 курсах является общекультурная компетенция: способность к коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Однако количество аудиторных часов (4 ч. в неделю) недостаточно для достижения данной цели. На первом курсе студенты-нефилологи испытывают значительные трудности с изучением иностранного языка, в связи с чем возрастает роль преемственности языковой подготовки в системе «Школа — вуз». С 3-го курса необходимо овладение профессиональным английским языком. Повысить результативность обучения можно за счет более целенаправленной и системной организации условий поликультурной образовательной среды.

Концепция непрерывного лингвориторического (ЛР) образованияпослужила основой для системного представления в аспекте лингводидактики условий поликультурной образовательной среды. В исследовании показано, что в образовательном процессе по английскому языку на всех уровнях образования данные условия моделируются в двух аспектах: экстраэтнолингвокультурном и интраэтнолингвокультурном.

Активизация «экстраэтнолингвокультурного пакета условий ПкОС» обеспечивает погружение обучающихся в культуру англоговорящих стран, в различные аспекты естественной коммуникации носителей языка. Это стало возможным в последние годы, благодаря возможности интернет-технологий и массовой цифровизации в условиях глобализирующегося мира. Однако в применении данного ресурса в обучении иностранным языкам недостает системности и целенаправленности, а также равномерной симметричности в плане соотношения аудиторной и внеаудиторной, самостоятельной работы обучающихся, учебной и внеучебной, научной и творческой, общественной и волонтерской деятельности.

В свою очередь, активизация «интраэтнолингвокультурного пакета условий ПкОС» обеспечивает учет многонационального, полиязыкового контингента обучающихся в поликультурном государстве, регионе. Она актуализирует внимание к родным национальным языкам, которые либо являются вторым государственным языком в отдельных регионах РФ, в странах СНГ, либо представляют собой уникальное культурное наследие малых народов, которое необходимо сберечь и передать новым поколениям.

Таким образом, необходима целесообразная организация использования обоих типов условия ПкОС на концептуальной основе непрерывного ЛР образования, создающей базовый понятийно-инструментальный, технологический каркас, своего рода «инструктивное ядро» для эффективной речемыслительной деятельности. Оно равно необходимо для становления сильной языковой личности обучающегося и на русском языке, и на родном национальном языке, и на изучаемых иностранных языках. Лингвориторика образует базовое лингводидактическое и методическое ядро как для дальнейшего развития первичной языковой личности обучающегося, так и для целенаправленного формирования компонентов его вторичной языковой личности. Все это в равной степени справедливо также для самого обучающего — школьного учителя, вузовского преподавателя — как профессиональной языковой личности, би- и полилинвальной.

Читайте также

Цитировать

Джанба, В.С. Лингвориторический подход к обучению студентов неязыковых направлений иностранному языку в условиях поликультурной образовательной среды / В.С. Джанба, А.А. Ворожбитова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. — № 129. — С. 59-61. — URL: https://novainfo.ru/article/18840 (дата обращения: 16.01.2022).

Поделиться