Виды конкуренции современных субъектов хозяйствования

№128-1,

Экономические науки

В статье рассматриваются виды конкуренции современных субъектов хозяйствования: ценовая и неценовая конкуренция. Автором охарактеризованы методы и формы видов конкуренции, проведено их сравнение, дана оценка недобросовестной конкуренции как незаконному виду неценовой конкуренции.

Похожие материалы

Разделять конкуренцию предприятий на законную и незаконную начали в XIX веке. На юридическом уровне методы конкуренции стали регулироваться «Парижской конвенцией по охране промышленной собственности» (1883). Сейчас в Республике Беларусь действует Закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (2013).

Для правильного понимания сути конкуренции в сфере торговли и услуг, широко распространённой в современном мире, необходимо различать её виды. Если брать за критерий ценовые факторы, то можно выделить ценовую и неценовую конкуренцию.

Под ценовой конкуренцией следует понимать такое соперничество субъектов хозяйствования, при котором покупатель привлекается за счёт предложения ему наиболее приемлемой цены (ниже, чем у конкурента).

В данном случае большую роль играет уникальность предложения: чем она выше, тем больший интерес представляет товар для потребителя, и тем больше свободы для установления цены.

Характерной чертой ценовой конкуренции является реакция продавца товара на кривую спроса. При формировании цены также учитываются такие факторы, как издержки и предложения конкурирующих субъектов.

Довольно часто конкурирующие в бизнесе стороны переходят на стратегию копирования или устраивают ценовые войны, заключающиеся в вытеснении конкурентов в своей сфере путём политики постепенного снижения цен, которая приводит к возникновению финансовых трудностей у соперника.

Формы ценовой конкуренции представлены в таблице 1.

Таблица 1. Формы ценовой конкуренции

Формы ценовой конкуренции

прямая

скрытая

широкое оповещение потребителей о снижении цен на свой имеющийся ассортимент

вывод на рынок нового, значительного усовершенствованного товара по невысокой цене

Источник: собственная разработка

Можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на силу проявления ценовой конкуренции:

  • процентная ставка;
  • уровень хозяйственного риска.
  • дифференциация выпускаемого продукта.
  • ограничение мощности продавцов на рынке.

Главный фактор успеха в ценовой конкурентной борьбе — это непрерывное совершенствование производства и при одновременном снижении себестоимости выпускаемой продукции.

Ценовая конкуренция — самый простой вид конкуренции, но её не всегда можно и целесообразно использовать. Неценовая конкуренция используется в следующих случаях:

  • юридически зафиксирована минимальная цена;
  • спрос на продукцию значительно превышает его предложение;
  • большое исходное капиталовложение.

Под неценовой конкуренцией понимается такое соперничество субъектов хозяйствования, в основе которого заложено неценовое преимущество над конкурентами.

Факторами неценовой конкуренции являются:

  • оформление витрины;
  • упаковка товара;
  • послепродажное гарантийное и послегарантийное обслуживание;
  • энергосбережение;
  • экологичность;
  • выгодные условия приобретения продукта (например, возможность сдать бывший в употреблении товар в зачёт стоимости нового);
  • уровень сопутствующих услуг;
  • реклама.

Следует отметить, что при неценовой конкуренции приоритетными для привлечения внимания потребителя становятся отличительные свойства товара, его качество, внешний вид. Эти факторы стимулируют совершенствование выпускаемой продукции и несут в себе созидательную составляющую.

Методы неценовой конкуренции можно сгруппировать по целевому критерию. Результат группировки представлен на схеме на рисунке 1.

Целевые методы неценовой конкуренции. Источник: собственная разработка на основе данных [4]
Рисунок 1. Целевые методы неценовой конкуренции. Источник: собственная разработка на основе данных [4]

В неценовой конкуренции, кроме законных методов, существуют незаконные, которые часто объединяют под общим названием «недобросовестная конкуренция». К основным методам незаконной (недобросовестной) конкуренции можно отнести:

  • шпионаж на производстве;
  • переманивание специалистов, осведомлённых в секретах производственного процесса;
  • производство поддельной продукции.

Существуют различные формы неценовой конкуренции. Их классификация и характеристика представлены в таблице 2.

Таблица 2. Формы неценовой конкуренции

Формы неценовой конкуренции

продуктовая

функциональная

сервисная

инновационная

коммуникативная

широта ассортимента

предоставление услуг потребителю, не являющихся необходимыми для основной деятельности

предоставление широкого спектра сервисных услуг для максимального удовлетворения потребителя

предоставление возможности обслуживания потребителя в соответствии с последними достижениями техники

объединение потребителей по какому-либо критерию, подчёркивающему их отличие и исключительность

Источник: собственная разработка на основе данных [4]

В заключение необходимо выделить следующее:

  • если сравнивать ценовую и неценовую конкуренцию, то следует отметить перспективность последней несмотря на то, что она требует дополнительных инвестиций;
  • проведя анализ двух видов конкуренции и изучив неценовые факторы, в итоге можно прийти к выводу, что неценовая конкуренция связана с финансами, как и ценовая.

Список литературы

  1. Мокроносов, А.Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учебное пособие / А.Г. Мокроносов, И.Н. Маврина. — Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. — 194 с.
  2. Недобросовестная конкуренция [Электронный ресурс] / Беляев и партнёры : юридическая группа. — ООО «Беляевы и партнёры», 2021. — Режим доступа : https://bvlegal.by/services/unfair-competition/. — Дата доступа : 05.10.2021.
  3. Неценовая конкуренция [Электронный ресурс] / Википедия. — Wikipedia, 2020. — Режим доступа : https://ru.wikipedia.org › wiki › Неценовая_конкуренция. — Дата доступа : 06.10.2021.
  4. У конкурентов дешевле, а покупают у нас! [Электронный ресурс] / Oy-li : компания по созданию и развитию отделов продаж. — Москва, 2021. — Режим доступа : https://blog.oy-li.ru/u-konkurentov-deshevle-a-pokupayut-u-nas/. — Дата доступа : 05.10.2021.