Влияние стресса на здоровье студентов

№129-1,

Медицинские науки

Стресс — один из главных факторов физического и эмоционального недомогания студентов во время учебы. Чтобы выявить распространенные методы эмоциональной разгрузки, применяемые студентами младших курсов, был использован тест, направленный на изучение борьбы студентов со стрессом и её эффективность. Группа студентов представила ранговый порядок одиннадцати наиболее частых методов борьбы со стрессом в порядке убывания эффективности. Было выявлено семь методов, способствующих снижению стрессовой нагрузке в большинстве групп. Для каждого из методов был рассчитан его средний порядок рангов по соответствующим группам. Результаты были интерпретированы как методы оказывающие сильную поддержку при стрессе, оцениваемого индивидом как препятствующего нормальному учебному процессу.

Похожие материалы

Никому не секрет, что студенты сталкиваются с огромным потоком информацией и трудностями во время своего обучения, что приводит к эмоциональному напряжению — стрессу. Его воздействие отмечается следующими признаками: недомогание, нарушение сна, усталость, тревожность, агрессия, ночные кошмары; многие люди стремясь избавиться от стресса питают чрезмерную привязанность к спиртным напиткам, табаку и наркотическим веществам, что существенно сказывается на их здоровье [1].

Впервые понятие «стресс» было исследовано в работе по общему адаптационному синдрому лауреата нобелевской премии Г. Селье в 1936 г. [2]. Патофизиологические исследования канадского учёного оказали большое влияние на развитие многих наук о человеке.

Согласно В.А. Бодрову, который является выдающимся врачом, патофизиологом и психологом нашего Отечества, под стрессом подразумевается «функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности)» [3].

Период обучения является важнейшим этапом в жизни каждого человека, от которого зависит его будущая жизнь, а значит, проблема влияния стресса является актуальной в наше время.

Цель моего исследования: изучение соответствующей литературы по данной теме и определение влияния стресса на здоровье человека.

Задачи исследования

  1. Изучить литературу о влиянии стресса;
  2. Провести анкетирование студентов о их способах борьбы со стрессом;
  3. Провести сравнительный анализ показателей;
  4. Проанализировать влияние стресса на здоровье студентов

Материалы и методы

В исследовании приняло 37 студентов 2 курса обучения. Используемый мною тест направлен на изучение борьбы студентов со стрессом и её эффективность.

Результаты исследования

Сравнительный анализ результатов теста приведён в таблице 1.

Проанализировав полученные результаты, мною были сделаны следующие выводы. Большинство студентов (91,9%) уверенны, что они подвержены воздействию стресса.

В порядке убывания показателей из выбранных вариантов наиболее популярными способами борьбы со стрессом у студентов является общение с друзьями (86,5%), просмотр фильмов и сериалов (83,8%) и прогулка (67,6%). Данные результаты говорят о том, что большинство студентов предпочитает справляется со стрессом «экологичными» способами.

Наименее же популярными средствами в борьбе со стрессом у студентов были чрезмерное употребление пищи (40,5), приём алкоголя (27%) и курение (24,3%). Полученные результаты дают понять, что треть студентов справляется со стрессом, причиняя вред своему организму.

Медитацией (16,2%), занятием спортом (13,5%) и приёмом лекарственных средств (13,5%) предпочитают справляться со стрессом не многие студенты.

Ни один из студентов не принимает наркотики как средство борьбы со стрессом.

Практически половина студентов думает, что справляются со стрессом успешно (48,6%). Однако другая часть думает иначе (51,4%).

Таблица 1. Сравнительный анализ результатов анкетирования студентов

Вопрос

Варианты ответа

Количество человек

Процентное соотношение

Как вы думаете, подвержены ли вы стрессу?

Да

34

91,9

Нет

3

8,1

Пожалуйста, опишите, как вы боретесь со стрессом

Прогулка

25

67,6

Медитация

6

16,2

Занятие спортом

5

13,5

Просмотр фильма, сериала и др.

31

83,8

Чрезмерное употребление пищи

15

40,5

Общение с друзьями

32

86,5

Приём алкоголя

10

27

Курение

9

24,3

Приём наркотиков

0

0

Приём снотворных и других лекарственных средств

5

13,5

Другое: сон, выброс эмоций в виде слёз

1

2,7

Как вы думаете, успешно ли вы справляетесь со стрессом?

Да

18

48,6

Нет

19

51,4

Выводы

На основании полученных результатов я сделала вывод, что большинство студентов справляются со стрессом успешно, применяя «экологичные» методы борьбы. Другая половина студентов имеет трудности в преодолении стресса.

Возникает значительная проблема с целью уменьшения количества курящих студентов и принимающих алкоголь. Данные методы не безопасны для их здоровья и могут перейти в зависимость. Чрезмерное употребление пищи для борьбы со стрессом может привести к различным психическим заболеваниях, к примеру расстройству пищевого поведения. Данный диагноз диагностируется у 60% студентов [4].

Список литературы

  1. Китаев-Смык Л.А. Организм и стресс. Стресс жизни и стресс смерти, 2012.
  2. Аветисян Р.Р. Влияние стресса на здоровье личности студента // научно-практический журнал «Глобальный научный потенциал» / гл. ред. Воронкова О.В., № 8(53) 2015.
  3. Захаренко Т.А., Кулько Е.И. Учебный стресс: причины и проявления // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы VI международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2017
  4. Альматова Е.М., Гурьева С.Г., Толмачёв Д.А. Стресс как ведущий фактор расстройства пищевого поведения среди студентов ижевской государственной медицинской академии // журнал MODERN SCIENCE — Москва, 12-2, 2019.