Умеренное проявление возрастных страхов и нормативная тревожность как показатели эмоционального благополучия детей

№128-1,

Психологические науки

Статья посвящена исследованию таких показателей эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, как умеренное проявление возрастных страхов и нормативная тревожность. Выявлено, что доминирующим страхом у старших дошкольников является страх физического ущерба, животных, чудовищ и сказочных персонажей, что влияет на эмоциональное благополучие детей.

Похожие материалы

Одна из актуальных задач в современных дошкольных образовательных организациях — обеспечивать эмоциональный комфорт ребенка, способствовать и поддерживать жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 [1]) из ряда психолого-педагогических условий, направленных на создание социальной ситуации развития детей, на первое место ставит обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Тем самым подчеркивает значимость эмоционального благополучия детей в образовательном пространстве детского сада.

Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, “эмоциональное благополучие” можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных [2, 4, 5].

А.И. Захаров [3] отмечает, что проявлениями эмоционального неблагополучия можно считать нестабильность и неадекватность эмоциональных реакций при взаимодействии с окружающей действительностью, доминирование отрицательных по содержанию эмоций, выраженная тревожность, чрезмерное проявление страхов.

Отсюда, к числу показателей эмоционального благополучия детей мы, соответственно, будем относить «умеренное проявление возрастных страхов» и «нормативную тревожность».

Целью нашей статьи является изучение страхов у детей дошкольного возраста, их наличие, степень выраженности и их содержание. В связи с этим мы провели эмпирическое исследование.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методики:

  1. Диагностика выявления страхов у детей с помощью опросника А.И. Захарова "Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься";
  2. Диагностика выявления страхов у детей с помощью рисуночных методик: рисуночная методика «Что мне снится страшное или чего я боюсь днем» А.И.Захарова; графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой.

На первом этапе исследования нами были изучены страхи у детей дошкольного возраста с помощью опросника А.И. Захарова.

Виды страхов, выявленные с помощью данного опросника следующие: в основном преобладают страхи смерти (своей, родителей) — 80%; социально опосредованные страхи (наказания, нападения) — 70%; страх перед болезнями и страх кошмарных снов — 60%.

Выявление страхов у детей с помощью рисуночных методик: анализ рисунков показал, что в большинстве рисунков наиболее значимым персонажем для детей является, естественно, мама. Но первой фигурой на рисунке дети изображают в увеличенной форме фигуру отца, что говорит об авторитарности и превосходстве отца над другими членами семьи.

Но также были дети, рисующие себя вдалеке от родителей, в маленькой форме изображения, что свидетельствует об эмоциональном неблагополучии ребенка. Цветовая гамма у большинства рисунков теплая и яркая, но также встречаются в некоторых рисунках холодные цвета. Это свидетельствует о негативном состоянии либо об отчуждении ребенка в семье.

Рисунок на тему "Что мне снится страшное или чего я боюсь днем".

Некоторые дети смогли нарисовать рисунок, переступив барьер страха. В основном это рисунки кошмарных снов. Дети изображали нападение чудовищ, монстров, мертвецов. Сильная штриховка говорит о высокой тревожности, неблагоприятном расположении духа и напряженности ребенка. Доминирующими цветами в рисунках детей о страшных снах являются зеленый (агрессивность защитного характера, отстаивание собственных позиций), красный (эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт), черный (подавленность и тяжелые переживания).

Важно отметить, что зеленый цвет присутствовал на 9 из 13 рисунков. Красный и черный в восьми рисунках из 13. Но, очень существенным является тот факт, что зеленым цветом дети рисовали очень мелкие детали (травку, паука, усеки у чудовища), а, что касается красного и черного цветов, то ими дошкольники закрашивали очень большие рисунки по масштабу (большой магнит, паутина, кровь).

Рисунки на тему "Самое хорошее или самое плохое"

Рисунки детей, изобразивших неприятные события, например, наказание родителей свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка в семье, о высокой степени напряженности и тревожности.

Исходя из результатов исследования, нам важно отметить следующую картину: у 100% детей присутствует тревога, у 87% присутствует агрессия, что является одним из признаков наличия чрезмерного страха у человека.

Результаты графической методики «Кактус».

На вопрос: «Этот кактус сильно колется, его можно потрогать?» 94% ответили, что кактус сильно колется, и, трогать его нельзя. Доминирующими страхом у данной группы старших дошкольников оказались страхи, связанные с причинением физического ущерба (война, пожар, стихии, резкие звуки) — 92%; страхи животных, чудовищ и сказочных персонажей набрали одинаковое количество процентов — 54; медицинские страхи и страхи наказания — 8%. что касается страха смерти, то в открытую о нем сказали (нарисовали) всего15%, но, необходимо помнить, что страх физического ущерба, животных, чудовищ и сказочных персонажей –это и есть завуалированный страх смерти, о чем мы говорили ранее.

Что касается результатов методики «Чего я боюсь днем», то из диаграммы мы видим, что доминирующими цветами являются: зеленый (агрессивность защитного характера, отстаивание собственных позиций) — 61%, его использовало 8 испытуемых из 13; затем, идет черный (подавленность и тяжелые переживания) — 46%, 6 детей из 13 отдали предпочтения этому цвету; коричневый (потребность снизить тревогу) — 38%, 5 дошкольников использовали на своих рисунках этот цвет.

Что касается содержания самих страхов, то среди них доминировали страх животных и насекомых — 77%, второй по значимости страх темноты и чудовищ — 54%, третий — страх сказочных персонажей — 31% и страх физического ущерба (транспорт, стихии, война и т.д.) — 31%, на последнем месте: страх наказаний и пространственные страхи глубины. высоты) — 15 %. В некоторых рисунках присутствуют картины сражения: великан пытается проникнуть в замок; медведь захватывает зомби, клоун убил паука.

Если говорить о процентном соотношении, то у исследуемой группы детей гораздо больше ночных страхов, о чем свидетельствует более высокий процент (страх физ. ущерба — 92%, животных, сказочных персонажей и кошмаров — 54%; а у дневных страхов — животные 77%, сказочные персонажи и физ. ущерб — 31%). И это объяснимо. В своих ночных кошмарах, ребенок, как правило, воспроизводит свои дневные переживания (что, собственно, и подтверждает проведенный нами ряд диагностических исследований).

По словам Захарова, в дошкольном возрасте кошмарные сны представляют некое хранилище страхов [3] (если в 4-5 лет Баба Яга, Кощей и другие чудовища, наиболее плотно населяют дневное воображение детей, то к 7 годам они переселяются в сны детей, что подтверждает и наше исследование — днем страх сказочных персонажей — 31%, а ночью — 54%). Здесь очень важным моментом является тот факт, что ночные кошмары сохраняются в эмоциональной памяти гораздо дольше, чем самые яркие переживания днем.

Полученные данные позволили сделать вывод, что дневными страхами можно манипулировать (вытеснять, замещать), намного сложнее, а иногда, и вовсе невозможно, это сделать с неосознаваемым, непроизвольным материалом, в виде ночных кошмаров, а от этого во многом зависит эмоциональное благополучие детей.

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Абрамян, Л.A. О некоторых особенностях эмоционального развития дошкольника в семье // Семья и личность: Тезисы докл. всесоюзн. конфер. — М. : МПГУ, 2011. — 546 с.
  3. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страхов. — СПб.: Гиппократ, 1995. — 128 с.
  4. Лисина, В.Р. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 2006. — 144 с.
  5. Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 2008. — 129 с.