Использование мемов в методике обучения литературе: возможности и риски

NovaInfo 129, с.64-66, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 21
CC BY-NC

Аннотация

Цель статьи – рассмотреть возможность использования мема как смыслового конструкта в литературном обучении с целью формирования у учащихся интереса к предмету и развития творческих способностей. В статье предложена доказательная база целесообразности использования мема в методике обучения, указаны риски. Научная новизна исследования заключается в описании технологии создания мема как удерживающего внимание обучающихся механизма в интеллектуальном поле чтения и анализа художественных произведений. В результате использования мемов в литературном образовании студентов СПО МГПУ имени М. Е. Евсевьева и студентов Рязанского медицинского колледжа доказан педагогический эффект, заключающийся в развитии личностных качеств обучающихся, их творческого потенциала и формирования коммуникативных, презентационных навыков, активизации мыслительного процесса.

Ключевые слова

МЕМ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС¸ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, КОМПЕТЕНЦИИ

Текст научной работы

Актуальность рассмотрения возможности ведения в литературное образование новых приемов и технологий обусловлена насущной необходимостью доминированием в сознании обучающихся XXI века клипового мышления.

Практически все обучающиеся на уроке испытывают трудности с запоминанием и воспроизведением полученной информации, что приводит к потребности в визуализации основных сведений изучаемой дисциплины. А поскольку современные студенты колледжа и факультета СПО уже не мыслят себя вне онлайнового метапространства, преподаватель вынужден использовать те категории и приемы, которые привычны для обучающихся и способны дать максимальный образовательный эффект. Таким образом, мем как унифицированная единица, соединяющая в себе информацию, ее визуализацию, обладающая коммуникативным и комическим потенциалом, может представлять интерес и в системе литературного образования студентов.

Теоретическая база исследования

Разумеется, мем как единица информации сегодня является объектом научной дискуссии не только методики обучения. При этом диапазон суждений по поводу возможности рассмотрения мема как самостоятельной единицы знаний довольно широк: от полного неприятия и объявления псевдонаукой (Tyler [3]) до выявления генетических коннотаций, позволяющих рассмотреть мем как интермедальную смысловую единицу в том или ином отраслевом научном ракурсе. Можно выделить несколько основных подходов к анализу научных дискурсов данного вопроса: философский (М. А Кронгауз [7]), социологический (T. Н. Burgess [1], А.Зиновьева [6]), лингвистический (Е. Ю. Баслина [4]), филологический (журналистика) (S. He [3]).

Научно-педагогический потенциал использования мемов в организации современного учебного процесса в образовательном учреждении в соответствии с технологическими требованиями и стратегическими задачами практически не описан. Исключение составляют отдельные статьи, например, публикации М. А. Бахир, Д. С. Мишусти [5], Р. А. Лозовой [8], Л. В. Цаценко, Д. Л. Савиченко [9].

Большинство современных обучающихся подвержены интернет-влиянию, поскольку заметную часть своего времени проводят в интернет-пространстве. Важным аспектом в жизни сегодняшнего молодого человека, несомненно, являются социальные сети и та информация, которую обучающийся сам отбирает в процессе своего нахождения в Интернете, что можно использовать в процессе обучения и получить положительный педагогический эффект.

Общеизвестно, что на первый план в социальных сетях выходит удерживающий внимание материал, благодаря которому у субъекта возникает непроизвольное желание возвращаться в Интернет снова и снова. Своеобразным триггером здесь служит наглядность и медиаресурс, представленный, в том числе, в формате нового явления — мема. Десятки тысяч самых популярных сообществ культивируют и аккумулируют вокруг себя миллионную аудиторию и удерживают ее за счет мемов. Как правило, популярностью пользуются такие из мемов, которые содержат черный юмор, отражают абстрактность и сумбурность происходящего, способны вызвать положительную реакцию, в нашем случае — смех, радость, одобрение и т.д. Суть предложенного метода заключается в описании технологии создания удерживающего внимание школьников механизма за счет самостоятельной разработки обучающимися таких картинок.

Образовательный процесс отчасти консервативен, любые нововведения должны пройти обоснованную апробацию, что и послужило причиной использования мемов в практике преподавания литературы. Теоретическое осмысление заявленной педагогической технологии, ее значение и ресурсы обеспечивают привлекательность занятий, а обучающимся дают возможность реализовать свой творческий потенциал. Эффективность использования вышеназванной технологии доказана в ходе эксперимента, проходившего на занятиях литературы в Рязанском медицинском колледже, факультета СПО Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева.

Как любая методика, предложенная нами, должна иметь свою систему, которая строится не только на использовании чужих, но и создании собственных мемов. Но модель таких тематических картинок зависит от функциональных особенностей мема. Выделим для этого несколько разновидностей мемов, на наш взгляд наиболее перспективных для использования на занятиях по литературе для студентов колледжа и факультета СПО.

Первый вид — текстовый мем — является одним из самых простейших в современном интернет-пространстве. В этом случае триггером становится случайно брошенная в социальной сети фраза, которая может иметь абстрактное значение. Стоит отметить, что текстовые мемы прочно вошли в оборот обмена информацией современными подростками, но, как показывает практика, мемы наиболее характерны для студенческой среды. В этом плане показателен предложенный студентами колледжа рисунок.

Пример студенческого мема
Рисунок 1. Пример студенческого мема

Второй вариант мемы-картинки как наиболее распространенный вид может быть двух форм: узнаваемое изображение, событие, персонаж или мотивационный момент.

Пример визуального узнавания
Рисунок 2. Пример визуального узнавания

Практика показывает, что представители экспериментальной обучающихся чаще всего используют мотивационный фрагмент, построенный на общеизвестной истине, требующий домысливания.

Пример, требующий домысливания
Рисунок 3. Пример, требующий домысливания

Третий вид видеомемы — комические видеосюжеты, чья популярность измеряется количеством просмотров. В ходе эксперимента обучающиеся создавали серии таких картинок, соединяя социальный, литературный, культурологический контекст.

Пример видеомы
Рисунок 4. Пример видеомы

Стоит отметить, что все вышеперечисленные примеры мемов стали отправной точкой к обсуждению проблемы изучаемого произведения на уроках литературы. Объяснение учителя, построенное на основе такой наглядности, запомнилось на 73 процента лучше, чем в контрольной группе. Констатируя факт использования мема как инструментария влияния на создание юных соотечественников, мы вынуждены признать, что его спонтанность, сарказм и демонстрируемое отношение к действительности не всегда являются союзниками современного учителя словесности. Об этом частично свидетельствует и сложившееся негативное отношение к подобной форме проявления индивидуальности, и наша практическая деятельность в указанных учебных заведениях. Но в связи с интересом к мемам, которые демонстрируют обучающиеся, вопрос об их использовании в литературном образовании может быть решен положительно.

Ориентируясь на возрастные особенности студентов, преподаватель при использовании данной технологии может предложить картинки и видео в качестве опорных иллюстраций, в качестве объектов сравнения и анализа, средств эмоционального воздействия. Однако чрезмерное использование мемов способно возыметь обратный эффект. Среди встреченных нами рисков использования мемов на уроке литературы доминируют: постепенное наращивание несерьезного отношения к предмету; побуждение к погружению в рассматриваемую проблему поверхностно, восприятие ее саркастично, в незначительных случаях зафиксировано стремление к отрицанию ценности ряда идей, высказанных автором произведения. Но наряду с этим, положительным эффектом является значительное формирование устойчивого интереса как к изучаемому предмету в целом, так и к конкретному произведению (писателю), в частности. Кроме того, мемы — это не просто механизм соединения мировосприятия разных поколений, но и наглядная демонстрация знаний и особенности мышления студентов колледжа и факультета СПО.

Учитывая, что рассматриваемая нами технология базируется на одном из основных принципов методики обучения литературе — наглядности, здесь важен механизм перехода от конкретного сознания обучающегося к абстрактному. В связи с чем серьёзной проблемой оказывается самостоятельное творчество, возможное только на основании изучения смыслового наполнения реальности. Отчасти помощниками в такой какой? сложной ситуации являются существующие шаблоны (например, http://www.Meme-arsenal.com). И здесь преподаватель должен брать на себя роль тьютора и ментора в образовательном процессе, где самым важным становится побуждение учащихся к самовыражению. Абзац представляет собой набор несвязанных между собой предложений.

Заключение

В настоящее время в методике преподавания отдельных дисциплин ставится проблема использования мема. Проведенные исследования доказали возможность и целесообразность использования рассматриваемой нами технологии в литературном образовании. Так было выявлено:

  1. Неподдельный интерес к технологии (90% обучающихся определили мемы как интересный способ изучения отдельных литературных образцов);
  2. Анкетирование преподавателей позволило констатировать их особый интерес к коммуникативной функции мемов, при том, что отмечается и развитие критического мышления обучающихся при целесообразном использовании такого вида наглядности;
  3. При видимом положительном эффекте были выявлены негативные последствия частого использования технологии, такие, как ослабление интереса к авторской позиции с частичной заменой креативным пониманием содержания текста; формирование несерьезного отношения к объекту изучения и т.д.

Таким образом, мы уверены, при внедрении данной технологии учитывает личностные и общественные факторы, напрямую влияющие на интерес студентов к обучению.

Использование технологии позволит учителям расширить каналы коммуникации со своими подопечными публицистика, наладить социально-психологический климат в коллективе, исключить проявление конфликтных ситуаций, увеличить показатель включенности в работу каждого обучающегося. Однако активизация мыслительных процессов студентов, их интерес к предмету возможны только при умелом, дозированном использовании данной технологии в литературном образовании. Ведь учитель-словесник обязан помнить, что художественный текст первичен и полная подмена его анализа подобными развлекательными технологиями недопустима.

Читайте также

Список литературы

  1. Burgess T. Friday Fun: What Different Types of Memes Say About IT Service Management Professionals. URL: http://blog.samanage.com/friday-fun/friday-fun-what-diffrent-typesof-memes-say-about-itservicemanagementprofes-sionals (дата обращения: 27.06.2021).
  2. He S., Zheng X., Zeng D., A model-free scheme for meme ranking in social media. / Retrieved from http://www. sciencedirect. com/science/article/pii/S0167923615001967 (дата обращения: 26.06.2021).
  3. Tyler T. Memetics: Memes and the Science of Cultural Evolution. CreateSpace Independent Publishing Platform. URL: https://www.goodreads. com/book/show/12810867-memetics (дата обращения: 27.06.2021).
  4. Баслина Е. Ю. Демотивационный постер как речевой жанр сетевого юмора / Ярославский педагогический вестник. Серия Гуманитарные науки, 2014. №1. С.135–140.
  5. Бахир М. А., Мишусти. Д. С. Мемы на уроках? Расслабьтесь, это ж география… Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. URL: http://www.schoolnano.ru/node/216075 (дата обращения: 25.06.2021).
  6. Зиновьева Н. А. Воздействие мемов на интернет-пользователей: типология интернет-мемов / Вестник экономики, права и социологии. 2015. №1. Социология. С. 195–200.
  7. Кронгауз М. Мемы в интернете: опыт деконструкции // Наука и Жизнь. 2017. № 10. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/21327/ (дата обращения: 07.07.2021).
  8. Лозовая Р. А. Как правильно использовать мемы на уроках истории  рассказывает преподавательница на примере плаката «Кусь за русь». URL: https://tjournal.ru/internet/121601-kak-pravilno-ispolzovat-memy-na-urokah-istorii-rasskazyvaet-prepodavatelnica-na-primere-plakata-kus-za-rus (дата обращения: 17.06.2021)
  9. Цаценко Л. В., Савиченко Д. Л. Мемы как форма иллюстрации в науке и образовании. Научный журнал КубГАУ. 2015. №114 (10). URL: https://yandex.ru/search/?lr=42&text=9.%09%D0%A6%D0%B0%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE+%D0%9B.+%D0%92.%2C+%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE+%D0%94.+%D0%9B.+%D0%9C%D0%B5%D0%BC%D1%8B+%D0%BA%D0%B0%D0%BA+%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0+%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8+ (дата обращения: 02.12.2021).

Цитировать

Жиндеева, Е.А. Использование мемов в методике обучения литературе: возможности и риски / Е.А. Жиндеева, Т.В. Уткина, Д.Н. Дудоладов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. — № 129. — С. 64-66. — URL: https://novainfo.ru/article/18847 (дата обращения: 26.09.2022).

Поделиться