Детские страхи

NovaInfo 130
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 15
CC BY-NC

Аннотация

Проблема страхов у детей приобретает особую актуальность, как в научном, так и в практическом плане. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Изучение страхов на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления эмоционально-личностных образований. Именно страхи лежат в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе, многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу. Не зная причин возникновения страха, механизмов ее развития, преобразования, превращения в другие состояния, зачастую просто невозможно разобраться в том, что происходит с ребенком, каковы истинные мотивы его поступков и, главное как ему помочь. Данная статья сконцентрирована на исследовании страхов детей младшего школьного возраста (2 класс). Был проведён эксперимент с использованием двух классических методик: «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой и тест тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен («ТДА»). При помощи этих методик удалось на первичном уровне диагностировать возможные причины и уровень страхов и тревожности у группы школьников, участвовавших в эксперименте. В статье также приведены результаты исследования и их анализ.

Ключевые слова

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, СТРАХ, ТРЕВОГА

Текст научной работы

Страхи детей — это нормальное естественное явление в их развитии. Со временем взросления их количество сокращается, они проходят и не оказывают влияния на дальнейшую жизнь ребёнка.

Тема данной работы предполагает исследование сферы преобладающих страхов и тревожностей младших школьников. Большинство детских страхов являются возрастными и обусловлены определённым этапом развития психики. Если правильно к ним относится и выяснить причины появления, можно бесследно избавится от данных страхов. Но если же они болезненно заострены и сохраняются продолжительное время, то это может быть свидетельством физической или нервной ослабленности ребёнка, неправильного поведения со стороны близких взрослых, конфликтных отношений в семье. Устойчивые страхи в дальнейшем приводят к появлению нежелательных черт характера. Чтобы это предотвратить Родители должны знать, что такое страх, его основные функции, причины возникновения, особенности проявления и способы его преодоления.

Проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка. Количество детей, отличающихся повышенным состоянием страха, в настоящее время увеличилось, но несмотря на это данная проблема мало изучена и редко применяется в школьной практике.

Отличить ребёнка со страхами часто не составляют труда. Об этом говорят напряженность и беспокойство в поведении, избегание источника угрозы и положительный ответ на вопрос о наличии страха. Последнее чаще говорит не просто о присутствие не столько самого страха, сколько опасения по поводу вероятности какого-либо события. Таким образом, можно сказать что большинство возрастных страхов существуют, тогда, когда ребенок представляет их, например, в следствие того, что о них ему напоминают окружающие. Кроме того, существуют «немые» страхи, которые детьми часто отрицаются, но родители их видят и признают. Это, прежде всего ситуативные страхи, животных и неожиданных звуков. Наоборот, в группе, не указываемых родителями, но признаваемых детьми, будут многочисленные страхи наказания, крови, войны и стихии, смерти родителей и открытых пространств.

В своих работах А.И. Захаров пишет, что иногда проявления страха очевидны, например, ужас, оцепенение, растерянность, плач, бегство. Но о других страхах можно судить только по ряду косвенных признаков, таких как стремление посещения ряда мест, разговоров и книг на определённую тему, смущение и застенчивость при общении.

Состояние хронического беспокойства и страха может проявляться у детей состоянием напряженного ожидании, легким испугом, редкими улыбками, серьёзностью и озабоченностью. Они не могут полностью расслабить мышцы, легко переутомляются, им свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Ребёнок может иметь проблемы с засыпанием, так как мешают всякого рода навязчивые мысли, догадки предчувствия. Вышеперечисленное показывают исследования проведённое с детьми младшего школьного возраста.

Цель данного исследования– изучение проявления и особенностей страхов и тревожности в период младшего школьного возраста.

В эксперименте приняли участие 32 обучающихся 2 класса МБОУ СОШ №58, среди которых 14 мальчиков и 18 девочек.

При этом использовались следующие методики:

1. «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой. Данная методика позволяет диагностировать и уточнить преобладающие виды у детей.

Проводится методика следующим образом. Перед каждым ребенком два дома — красный и черный. В эти дома предлагается расселить страхи: в красный дом — «нестрашные», в черный — «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить или потерять. Это является необходимым действием для того, чтобы успокоить актуализированные детские страхи. Беседу следует вести неторопливо, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При отрицании ребёнком всех страхов стоит попросить давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Рекомендуется, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Взрослый задает вопросы: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься»:

  1. Когда остаешься один;
  2. Нападения;
  3. Заболеть, заразиться;
  4. Умереть;
  5. Того, что умрут твои родители;
  6. Чужих людей;
  7. Потеряться;
  8. Мамы или папы;
  9. Наказания;
  10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
  11. Опоздать в школу;
  12. Перед тем как заснуть;
  13. Страшных снов (каких именно);
  14. Темноты;
  15. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
  16. Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
  17. Бури, урагана, землетрясения, наводнения (страхи стихии);
  18. Когда очень высоко (страх высоты);
  19. Когда очень глубоко (страх глубины);
  20. В тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе (страх замкнутого пространства);
  21. Воды;
  22. Огня;
  23. Пожара;
  24. Войны;
  25. Больших улиц, площадей;
  26. Врачей (кроме зубных);
  27. Уколов;
  28. Боли (когда больно);
  29. Неожиданных, резких звуков, когда что-нибудь внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
  30. Сделать что-либо не так, неправильно.

В дальнейшем, для анализа результатов экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии.

Все перечисленные страхи можно разделить на несколько групп:

  • медицинские страхи — боль, уколы, врачи, болезни;
  • страхи, связанные с причинением физического ущерба — транспорт, неожиданные;
  • звуки, пожар, война, стихии;
  • страх смерти (своей);
  • боязнь животных;
  • страхи сказочных персонажей;
  • страх темноты и кошмарных снов;
  • социально-опосредованные страхи — людей, детей, наказаний, опозданий;
  • одиночества;
  • пространственные страхи — высоты, глубины, замкнутых пространств.

Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка — это показатель преневротического состояния.

Возрастные особенности появления страхов:

  • Младший дошкольный возраст:Боязнь сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства;
  • Старший дошкольный возраст:Страх смерти, смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, страх войны;
  • Младший школьный возраст: Страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления);
  • Подростковый возраст: Страх смерти родителей, страх войны.
Таблица 1. Возрастные нормы (по А. И. Захарову)

Возраст

Мальчики

Девочки

3

9

7

4

7

9

5

8

11

6

9

11

7 (дошкольники)

9

12

7 (школьники)

6

9

8

6

9

9

7

10

10

7

10

11

8

11

12

7

8

13

8

9

14

6

9

15

6

7

2. Тест тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен («ТДА»). Данный тест в настоящее время широко используется в работе с детьми.

Он представляет собой 14 рисунков, на каждом из которых, изображена некоторая типичная для жизни младшего школьника ситуация. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы, на одном — улыбающееся лицо ребёнка, на другом — печальное.

Ребенок, исходя, обычно, из собственного ощущения в подобных ситуациях должен выбирать грустное или веселое лицо для главного героя картинки. Не нужно спрашивать у ребенка, как он понимает то, что изображено на картинке, так как даже при правильном восприятии речевое изложение увиденного может вызвать у него затруднения. Не следует также и рассказывать ребенку о том, что происходит на картинке. Важно, чтобы ребенок ориентировался на собственное понимание ситуации.

Обработка теста происходит посредством простого суммирования количества грустных лиц, выбранных ребенком. Полученный результат характеризует уровень его тревожности. Для вычисления индекса тревожности в процентах следует сумму отрицательных выборов — «А» разделить на «N» — общее число ситуаций и умножить на 100. ИТ — индекс тревожности.

В зависимости от индекса тревожности все дети подразделяются на три группы:

Высокий уровень тревожности (индекс тревожности выше 50%)

Средний уровень тревожности (индекс тревожности от 20 до 50%)

Низкий уровень тревожности (индекс тревожности от 0 до 20%)

Была проведена первичная диагностика обучающихся 2 класса. Результаты данной диагностики по методике А.И Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты диагностики по методике А.И Захарова, М.А. Панфиловой «Страхи в домиках»

Имя

Кол-во баллов

Норма по Захарову

1.

Матвей

6

Норма

2.

Анастасия

12

Сверх нормы

3.

Даниил

5

Норма

4.

Ксения

9

Норма

5.

Алексей

10

Сверх нормы

6.

Яна

10

Сверх нормы

7.

Александра

15

Сверх нормы

8.

Маргарита

15

Сверх нормы

9.

Анна

15

Сверх нормы

10.

Ангелина

8

Норма

11.

Артём

7

Сверх нормы

12.

Мирослав

6

Норма

13.

Дарья

9

Норма

14.

Стефания

11

Сверх нормы

15.

Лев

9

Сверх нормы

16.

Дмитрий

8

Сверх нормы

17.

Максим

16

Сверх нормы

18.

Мария

7

Норма

19.

Анастасия

9

Норма

20.

Полина

12

Сверх нормы

21.

Кирилл

6

Норма

22.

Никита

4

Норма

23

София

16

Сверх нормы

24.

Виктория

5

Норма

25.

Александр

7

Сверх нормы

26.

Ирина

13

Сверх нормы

27.

Дарья

8

Норма

28.

Олег

9

Сверх нормы

29.

Вадим

5

Норма

30.

Ольга

9

Норма

31.

Виолетта

18

Сверх нормы

32.

Захар

6

Норма

Данные, представленные в таблице, показывают, что у большинства учеников, у семнадцати из тридцати двух человек, средний уровень страхов. Преобладают страхи, связанные с нанесением физического ущерба, медицинские и социально опосредованные страхи.

Результаты теста тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен («ТДА») представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты теста тревожности Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен («ТДА»)

Ф.И.

Вычисление ИТ

ИТ (%)

Уровень тревожности

1.

Матвей

ИТ=6:14х100%

ИТ=42,8%

Средний

2.

Анастасия

ИТ=7:14х100%

ИТ=50,0%

Средний

3.

Даниил

ИТ=4:14х100%

ИТ=28,5%

Средний

4.

Ксения

ИТ=7:14х100%

ИТ=50,0%

Средний

5.

Алексей

ИТ=5:14х100%

ИТ=35,7%

Средний

6.

Яна

ИТ=8:14х100%

ИТ=57,1%

Высокий

7.

Александра

ИТ=9:14х100%

ИТ=64,3%

Высокий

8.

Маргарита

ИТ=10:14х100%

ИТ=71,4%

Высокий

9.

Анна

ИТ=8:14х100%

ИТ=57,1%

Высокий

10.

Ангелина

ИТ=6:14х100%

ИТ=42,8%

Средний

11.

Артём

ИТ=5:14х100%

ИТ=35,7%

Средний

12.

Мирослав

ИТ=7:14х100%

ИТ=50,0%

Средний

13.

Дарья

ИТ=7:14х100%

ИТ=50,0%

Средний

14.

Стефания

ИТ=9:14х100%

ИТ=64,3%

Высокий

15.

Лев

ИТ=5:14х100%

ИТ=35,7%

Средний

16.

Дмитрий

ИТ=7:14х100%

ИТ=50,0%

Средний

17.

Максим

ИТ=11:14х100%

ИТ=78,5%

Высокий

18.

Мария

ИТ=4:14х100%

ИТ=28,5%

Средний

19.

Анастасия

ИТ=6:14х100%

ИТ=42,8%

Средний

20.

Полина

ИТ=7:14х100%

ИТ=50,0%

Средний

21.

Кирилл

ИТ=5:14х100%

ИТ=35,7%

Средний

22.

Никита

ИТ=2:14х100%

ИТ=14,2%

Низкий

23.

София

ИТ=7:14х100%

ИТ=50,0%

Средний

24.

Виктория

ИТ=6:14х100%

ИТ=42,8%

Средний

25.

Александр

ИТ=6:14х100%

ИТ=42,8%

Средний

26.

Ирина

ИТ=7:14х100%

ИТ=50,0%

Средний

27.

Дарья

ИТ=6:14х100%

ИТ=42,8%

Средний

28.

Олег

ИТ=8:14х100%

ИТ=57,1%

Высокий

29.

Вадим

ИТ=4:14х100%

ИТ=28,5%

Средний

30.

Ольга

ИТ=7:14х100%

ИТ=50,0%

Средний

31.

Виолетта

ИТ=10:14х100%

ИТ=71,4%

Высокий

32.

Захар

ИТ=3:14х100%

ИТ=21,4%

Средний

По результатам данной методики можно сказать, что преобладающее большинства учащихся, двадцать три из тридцати двух, имеет средний уровень тревожности. В процессе тестирования также выявлено, 8 человек с высоким уровнем тревожности и 1 человек с низким уровнем тревожности.

Результаты проведенных мной методик будут полезны психологам, работающим с данным классом. Было выявлено много моментов, требующих детальной аналитической работы, итоги которой, могут помочь преодолеть тревожность и страхи детей младшего школьного возраста при взаимодействии с родителями и учителями.

Как свидетельствуют многие социальные и экспериментальные исследования, в последнее время тревожности и страхи являются наиболее распространённым явлением среди детей. Сложившаяся в современном мире ситуация создаёт психическое напряжение в эмоциональных состояниях, что формирует новую психологическую реальность в сознании детей.

Исходя из информации, представленной в российских и зарубежных исследованиях, такие эмоциональные нарушения как страхи тревожности у детей влияют на формирование личности и на нормальное протекание психических процессов. Для того чтобы помочь избавиться ребёнку избавиться от его страхов, взрослым необходимо знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается.

Для изучения особенностей проявления страхов у младших школьников было проведено эмпирическое исследование на базе МБОУ СОШ №58 г. Пенза. В данном эксперименте приняли участие 32 ученика класса.

По результатам данного экспериментально-психологического исследования были выявлено, что большинство имеют средний уровень страха и тревожности. Также была отмечена группа младших школьников, имеющих повышенный уровень страха и тревожности. Результаты этих детей были переданы школьному психологу для дальнейшей аналитической и коррекционной работы.

Читайте также

Цитировать

Макарова, А.А. Детские страхи / А.А. Макарова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. — № 130. — URL: https://novainfo.ru/article/18885 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться