Цифровая трансформация образования

NovaInfo 132, с.15-17, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Технические науки
Просмотров за месяц: 8
CC BY-NC

Аннотация

В статье изложены основные направления развития цифровизации в образовании, приведены цель и задачи по развитию, выделены положительные и негативные стороны цифровой трансформации. В заключении делается вывод, что в настоящее время происходит стремительное развитие цифровизации в образовании, результат которой мы сможем увидеть уже в ближайшем будущем.

Ключевые слова

ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ, ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Текст научной работы

В настоящее время развитие цифровых технологий набирает все большие обороты. Сравнивая конец ХХ века и начало ХХI века с настоящим временем, цифровые технологии охватили почти все сферы жизни человека. Еще совсем недавно люди не могли себе представить, что в процессе обучения будут использоваться не только бумажные носители, но и электронные, что поможет людям доступно и быстро находить нужную информацию, не выходя из дома, и не тратить время на поиски информации в библиотеке.

Согласно приказу Минкомсвязи России от 01.08.2018 N 428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"», цифровизация (Цифровое развитие) — процесс организации выполнения в цифровой среде функций и деятельности (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями без использования цифровых продуктов[2]. Цифровизация предполагает внедрение в каждый отдельный аспект деятельности информационных технологий. Исходя из вышесказанного следует, что цифровизация в образовании подразумевает использование учениками и учителями цифровых технологий, например, электронные дневники и классные журналы, использование онлайн платформ для проведения занятий и размещения заданий.

В соответствии со статьей 16 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации [3]. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников[3]. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников[3].

Цифровизация образования в России не стоит на месте. Для быстрого развития создаются специальные проекты. Одним из таких является Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ». Данное распоряжение основано на общих положениях по развитию информационного общества, о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации.

В нем приводятся перечень внедряемых технологий, таких как:

  1. Искусственный интеллект в части рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений;
  2. Большие данные в части использования методов интеллектуального анализа значительных объемов информации для поддержки принятия управленческих решений и повышения качества данных;
  3. Системы распределенного реестра;
  4. Облачные технологии [1].

Так же данное распоряжение ставит цель и задачи по развитию цифровой трансформации.

Цель — обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью [1].

Задачи:

  1. Повысить эффективность процессов функционирования организаций;
  2. Предоставить равный доступ к качественному верифицированному цифровому образовательному контенту и цифровым образовательным сервисам на всей территории Российской Федерации всем категориям обучающихся;
  3. Сформировать набор сервисов с возможностью получить образовательные сервисы посредством единой точки доступа к цифровым образовательным сервисам, направленным на повышение уровня цифровой культуры;
  4. Стандартизировать взаимодействия создаваемых и существующих информационных систем Министерства просвещения Российской Федерации, региональных систем и переход на использование единых классификаторов, реестров, справочников и форматов взаимодействия [1].

Применение цифровизации в образовании позволит стремительнее развивать образовательные программы. Бумажные носители перестанут ограничивать учебный процесс, актуальная информация будет под рукой в виде электронных ресурсов на образовательных платформах, что позволит создавать учебные занятия более разнообразными и интересными. Обучающиеся станут более самостоятельными, научатся легко искать, применять и распространять учебную информацию.

Министерство просвещения Российской Федерации разработало шесть проектов по развитию цифровизации в образовании, который должны быть полностью выполнены до 2030г.:

  1. "Библиотека цифрового образовательного контента" — сервис, позволяющий использовать современный верифицированный цифровой образовательный контент, реализовывать образовательные программы углубленного уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории, а также повышать уровень профессиональной компетентности педагогических работников;
  2. "Цифровой помощник ученика" — сервис, позволяющий с учетом подборки верифицированного цифрового образовательного контента выстраивать индивидуальный план обучения в соответствии с интересами и способностями обучающегося, а также управлять образовательной траекторией в соответствии с уровнем подготовки и интересами;
  3. "Цифровой помощник родителя" — проактивный сервис, создающий комплексные возможности для организации образовательной деятельности обучающегося;
  4. "Цифровое портфолио ученика" — сервис, обеспечивающий обучающимся возможность управления образовательной траекторией, академическими и личностными достижениями, предоставляющий возможность сформировать пакет документов для их подачи на обучение по программам среднего профессионального или высшего образования. Формирование цифрового портфолио ученика будет осуществляться с согласия родителей (законных представителей) обучающихся;
  5. "Цифровой помощник учителя" — сервис, автоматизирующий проверку домашних заданий и планирование образовательных программ с привлечением экспертных систем искусственного интеллекта, упрощающий и помогающий сформировать эффективную систему выявления, развития и поддержки талантов у учащихся, снизить административную нагрузку на педагогических работников;
  6. Система управления в образовательной организации — построение системы управления образовательной организацией направлено на расширение возможности принятия управленческих решений на основе анализа больших данных, на насыщение такой системы интеллектуальными алгоритмами.

Несмотря на все положительные стороны развития цифровизации в образовании, есть ряд негативных сторон:

  1. Цифровизация в образовании требует новых квалифицированных специалистов, обучение действующих кадров и освоение обучающимися цифрового образовательного пространства, что займет время и дополнительные финансовые траты;
  2. При цифровом обучении будет меньше уделяться внимания на письменные работы, что повлияет на ухудшение моторики и скорости чтения;
  3. Длительное воздействие мониторов может привести к усталости глаз и ухудшению зрения.

Таким образом, в настоящее время происходит стремительное развитие цифровизации в образовании с поддержкой федеральных органов власти. Государственные проекты позволят осуществить постепенное развитие цифровизации в образовании до 2030 г., что позволит обучающимся использовать верифицированный цифровой контент для развития, преподавателям сократит бумажный документооборот и упростит проверку домашнего задания, а государство получит электронную отчётность и выйдет на новый уровень управления образовательной системой на основе объективных данных и удобных для граждан сервисов. В полном объеме все достоинства и недостатки развития цифровизации в образовании можно будет узнать уже в ближайшем будущем.

Читайте также

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402676/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (дата обращения: 25.04.2022);
  2. Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2018 N 428 "Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343571/ (дата обращения: 25.04.2022);
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об образовании в Российской Федерации". Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий" [Электронный ресурс]. Режим доступа — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения: 25.04.2022).

Цитировать

Чертушкин, Д.А. Цифровая трансформация образования / Д.А. Чертушкин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 132. — С. 15-17. — URL: https://novainfo.ru/article/19133 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться