Влияние эмоционального выгорания сотрудников исправительных учреждений на социально-психологический климат в коллективе

NovaInfo 132
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 41
CC BY-NC, УДК 159.92, ББК 88.3, ГРНТИ 15.81.99

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы изучения влияния эмоционального выгорания сотрудников ИУ на социально-психологический климат в коллективе. Раскрывается содержание понятия «синдром эмоционального выгорания», анализируются причины его возникновения и факторы, способствующие его формированию у сотрудников УИС.

Ключевые слова

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, СОТРУДНИК УИС, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ

Текст научной работы

Смена приоритетов во всесторонней подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее ‒ УИС) обусловлена глубокими изменениями в жизнедеятельности российского общества и всех его структур. Согласно Концепции развития УИС Российской Федерации до 2030 года, одной из основополагающих целей данного проекта является повышение эффективности управления уголовно‒исполнительной системы, сохранения и обновления количественного и качественного состава кадров, способных к выполнению служебных задач, а так же совершенствования их профессиональной компетенции путем повышения требований к уровню профессиональной подготовки сотрудников, которые психологически будут готовы качественно выполнять поставленные перед ними задачи. Эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы обусловливается различными факторами, но во многом зависит от социально-психологического климата в коллективе сотрудников.

Однако деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, опасных для жизни обстоятельствах, которые создают сложности в решении профессиональных задач, сказываются на успешности деятельности. Длительное нахождение работника в ситуации профессиональной напряженности или в состоянии стресса способствует формированию изменений в его личности, которые проявляются в снижении интереса к выполняемой деятельности, коммуникативной толерантности и деструктивных формах поведения и ведут к эмоциональному выгоранию сотрудников УИС.

Признаками эмоционального выгорания являются: психическая и физическая усталость, беспомощное состояние, ощущение несостоятельности, раздражительность, сомнение в эффективности своей работы, желание уволиться. Впоследствии это приводит к когнитивному диссонансу: сотрудник исправительного учреждения не может дать оценку своей профессии и той сфере, в которой он осуществляет трудовую деятельность. В свою очередь внутреннее истощенное состояние ведет к конфликтам в среде сотрудников, снижает общую мотивацию к работе и уровень сплоченности, а так же в целом негативно влияет на социально-психологический климат и снижает эффективность деятельности сотрудников УИС.

Несмотря на то, что данная тема является достаточно актуальной и значимой, в настоящее время она является малоизученной. Специальных научных исследований по изучению влияния эмоционального выгорания сотрудников ИУ на социально-психологический климат в коллективе не проводилось.

Актуальность данного исследования обусловлена так же изучением факторов обеспечивающих предотвращения эмоционального выгорания, а так же сохранения благоприятного социально-психологического климата в коллективе сотрудников УИС.

О. Н. Ежова отмечает, что эмоциональное выгорание представляет собой комплекс негативных психологических переживаний, отражающихся на функциональном состоянии организма сотрудника УИС, поэтому является феноменом личностной деформации. На возникновение синдрома выгорания влияют множество факторов, в основе которых лежат межличностные взаимодействия, имеющие интенсивный и продолжительный характер. Отличительной чертой этих отношений является эмоциональная либо когнитивная напряженность [5, с. 113-119].

Н. В. Гришина отмечает, что основной причиной возникновения этого синдрома является хроническое эмоциональное переутомление, связанное с длительным воздействием профессиональных стрессов [4, с. 143-156].

Личностными особенностями, приводящими к риску развития эмоционального выгорания, исследователи считают нереалистичные представления об особенностях службы в УИС (в частности, у приступающих к пенитенциарной деятельности специалистов), отсутствие специальной подготовки по юридической и клинической психологии, недостатки в развитии профессионально-важных качеств.

Социально-психологические факторы, приводящие к риску развития эмоционального выгорания ‒ это недостатки в системе адаптации и профессиональном сопровождении (в культурно-досуговой деятельности, коммуникативной и организационной культуры, неудовлетворительный морально-психологический климат). Эти факторы определяют невысокую общественную оценку функционирования пенитенциарных учреждений [1, с. 192-200].

Р. Р. Газафарова и У. Ф. Ибрагимов в своем исследовании пишут о том, что эмоциональное выгорание сотрудников исправительных учреждений связано со спецификой деятельности. Работа зачастую является монотонной, не существует достаточно условий для самовыражения, самоактуализации и развития личности на службе в пенитенциарном учреждении [3, с. 284-286].

Авторы отмечают, что особую роль в эмоциональном выгорании служащих УИС играет взаимодействие коллектива учреждения между собой. Для пенитенциарных учреждений характерно наличие норм и традиций, которым должны следовать все сотрудники УИС.

Говоря о социально-психологическом климате в коллективе сотрудников учреждения уголовно-исполнительной системы, стоит отметить, что их деятельность протекает в условиях психологической напряженности, под действием экстремальных факторов, к которым относятся следующие: контингент осужденных, изоляция условий профессиональной деятельности, низкая престижность профессии [2].

Данные факторы создают сложности в решении профессиональных задач, требуют от сотрудников психологической устойчивости, особой подготовленности, особого умения действовать в экстремальных условиях. Под воздействием отрицательных факторов среды у сотрудников исправительных учреждений повышаются агрессивность, раздражительность, подозрительность, которые влекут за собой сложности во взаимодействии с окружающими и оказывают влияние на формирование социально-психологического климата в коллективе [6, с. 86-88].

В дальнейшем, нами будет проведено психодиагностическое обследование с использованием следующего комплекса методов и методик: наблюдение, аудиовизуальная диагностика, беседа, а также тестовые опросники — стандартизированная анкета для изучения социально-психологического климата в коллективе сотрудников от 28.04.2015 исх-02-24774; методика оценки нервно-психической устойчивости "Прогноз", разработанная Военно-медицинской академией им. С. М. Кирова, методика В. В. Бойко «Диагностика эмоционального выгорания». Будет проведен корреляционный анализ, дополнены результаты.

В заключении следует отметить, что в уголовно-исполнительной системе имеется значительный потенциал, который может быть использован для оптимизации взаимоотношений между сотрудниками. Он включает: регулярное проведение мониторинга по оценке взаимоотношений между сотрудниками, а также повышение ответственности руководителей исправительных учреждений за профессиональное использование полученной информации; совершенствование системы психологического отбора кандидатов на службу с учетом уровня развития коммуникативных и других профессионально значимых качеств; развитие коммуникативной компетентности сотрудников УИС и формирование у них гуманистического отношения к осужденным; профилактика и психологическая коррекция эмоционального выгорания и профессиональной деформации сотрудников УИС; более широкое использование медиации для разрешения конфликтных ситуаций между сотрудниками.

Читайте также

Список литературы

  1. Алехин, И. А. Опыт исследования причин и особенностей синдрома профессионального выгорания психологов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / И. А. Алехин, С. В. Кулакова // Мир образования — образование в мире. — 2020. — № 1(77). — С. 192-200.
  2. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. — 221 c. — [Электронный ресурс] — URL: https://bookap.info/sociopsy/belicheva/
  3. Газафарова Р. Р., Ибрагимов У. Ф. Профессиональное выгорание // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно- практической конференции. 2014. С. 284 286.
  4. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенииальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / под peд. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. ‒ CП6.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. ‒ С. 143‒156.
  5. Ежова О.Н. Профилактика эмоционального выгорания сотрудников УИС как условие эффективности их профессиональной деятельности // Вестник Самарского юридического института. 2017. №2 (24). С. 113-119.
  6. Королева, Н. Б. Сотрудники уголовно-исполнительной системы: экстремальные условия профессии и их следствия / Н. Б. Королева // Прикладная юридическая психология. — 2008. — №4. — С. 86-88.
  7. О концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 29.04. 2021 г. № 1138-р. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2021.

Цитировать

Рыкова, А.В. Влияние эмоционального выгорания сотрудников исправительных учреждений на социально-психологический климат в коллективе / А.В. Рыкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 132. — URL: https://novainfo.ru/article/19134 (дата обращения: 23.05.2022).

Поделиться