Реформирование уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС) сопряжено с решением широкого круга задач, в том числе совершенствования воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития [2]. Для решения подобного рода задач необходимо начинать работу с осужденным с первого дня попадания в исправительное учреждение.
Однако, попадая в исправительное учреждение, осужденные испытывают колоссальный стресс, который связан с адаптацией в исправительном учреждении: сменой правового и социального статуса, невозможностью общения с близкими и родными, необходимостью взаимодействия со спецконтингентом, «закрытостью» самого исправительного учреждения.
Подавляющее большинство осужденных, находящихся в карантине, пребывают в негативном психоэмоциональном состоянии: испытывают агрессию, постоянное раздражение, находятся в состоянии депрессии, апатии. Данные психические состояния могут стать причиной возникновения конфликтов в среде осужденных, попыток самоубийства, рецидива преступлений, развития психических заболеваний и др. В 2021 году осужденными было совершено 252 фактов суицида (АППГ ‒ 282), из них ‒ треть в карантине [3].
Помимо этого, пребывание в местах лишения свободы может оказывать отрицательное воздействие на личность осужденного, ведь попадая в исправительное учреждение, человек испытывает дополнительные физические и психические трудности. Под влиянием криминально-зараженных осужденных, вновь прибывшим приходится принимать и придерживаться правил тюремной субкультуры. Вследствие этого, у осужденного происходит перестройка ценностных ориентаций, взглядов на жизнь, меняются правила и установки поведения, вследствие этого искажается правосознание человека, усложняется, а в некоторых случаях блокируется процесс социализации осужденного после освобождения, что приводит к повторному совершению преступления и возвращению в исправительное учреждение.
Так, в 2021 году выявлено 493 813 лиц, ранее совершавших преступления, прирост составил 0,3% [4]. Такие показатели говорят о том, что многие лица, покинув стены исправительного учреждения, так и не научились совладать со стрессовыми ситуациями, находить мирный способ урегулирования возникающих конфликтов и правого решения возникающих трудных жизненных обстоятельств.
В связи с вышеизложенным, прослеживается необходимость психологического сопровождения осужденных на разных этапах отбывания наказания. Алгоритм психологического сопровождения подозреваемых, обвиняемых, осужденных в учреждениях УИС предусматривает проведение диагностических, профилактических, а так же коррекционных мероприятий с целью составления психологического анамнеза личности: оценки психоэмоционального состояния, выявления острых кризисных состояний, а так же осуществление оптимизации эмоционального состояния: снятие нервно-психического напряжения, снижение тревожности, корректировки жизненных ценностей, подготовки к освобождению.
Несмотря на достигнутые результаты в изучении этого вопроса, в настоящий момент психологами-пенитенциаристами не создана единая программа эффективного психологического сопровождения на разных этапах отбывания наказания в целях предотвращения деструктивных проявлений и успешной ресоциализации.
Анализ научной литературы показал, что психологическое сопровождение осужденных на разных этапах отбывания наказания является приоритетным направлением деятельности пенитенциарных психологов, поскольку только психологическое воздействие с момента прибытия в исправительное учреждение до момента освобождения будет способствовать недопущению суицида, нейтрализации воздействия криминальной субкультуры, предотвращения рецидива.
В результате проведенного исследования получены следующие выводы: у осужденных на первом году отбывания наблюдаются высокий уровень тревожности, отчужденности, ригидность, уязвимость в межличностных контактах.
У осужденных, готовящихся к освобождению прослеживается высокая предрасположенность к преодолению норм и правил поведения, выше среднего склонность ко лжи, высокий уровень гедонистических установок, высокий уровень маккевиализма.
Интегральный показатель жизнестойкости испытуемых находится на среднем уровне, т.е. в общей степени осужденные обладают достаточным уровнем жизнестойкости и ресурсными возможностями для решения стрессовых ситуаций, однако при длительном воздействии какого-либо стрессора, уровень жизнеспособности может понизиться и будет необходима помощь посторонних лиц. При этом уровень жизнестойкости у осужденных первой группы ниже, нежели у осужденных второй группы. Данные показатели могут свидетельствовать о том, что осужденные на первом году отбывания наказания в большей степени нуждаются в поддержке со стороны психологической службы.
У осужденных на первом году отбывания наказания общий показатель осмысленности жизни имеет показатель ниже среднего. Данный результат свидетельствует о том, что осужденные в определённой мере не считают свою жизнь осмысленной, поскольку у них нет четко поставленных целей и задач на будущую жизнь, они не удовлетворены в полной мере условиями своей жизнедеятельности, и в то же время сами не готовы менять свою жизнь. У осужденных, готовящихся к освобождению уровень осмысленности жизни на среднем уровне. Они представляют, что они хотят от жизни и строят планы на будущее, способны контролировать свою жизнь и происходящие в ней события, при этом испытывают неустойчивый интерес к процессу жизни.
Проанализировав результаты дипломного исследования, можно утверждать, что поставленные нами задачи и выдвинутые на защиту положения были полностью изучены и доказаны.
В результате проведенного эмпирического исследования нашла подтверждение выдвинутые нами гипотезы исследования. Цель исследования изучение психологических особенностей осуждённых на разных этапах отбывания наказания и разработки рекомендаций по осуществлению их психологического сопровождения, достигнута.