Психологическое сопровождение осужденных на различных этапах отбывания наказания в учреждениях УИС

NovaInfo 132, с.144-145, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 13
CC BY-NC, УДК 159.9

Аннотация

В статье рассматриваются особенности психологического сопровождение осужденных на разных этапах отбывания наказания. Анализируются психологические особенности осужденных на первом году отбывания наказания, а так же осужденных, готовящихся к освобождению.

Ключевые слова

ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, ПОДГОТОВКА К ОСВОБОЖДЕНИЮ, КАРАНТИН, ПСИХОЛОГ УИС, ОСУЖДЕННЫЕ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Текст научной работы

Реформирование уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС) сопряжено с решением широкого круга задач, в том числе совершенствования воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития [2]. Для решения подобного рода задач необходимо начинать работу с осужденным с первого дня попадания в исправительное учреждение.

Однако, попадая в исправительное учреждение, осужденные испытывают колоссальный стресс, который связан с адаптацией в исправительном учреждении: сменой правового и социального статуса, невозможностью общения с близкими и родными, необходимостью взаимодействия со спецконтингентом, «закрытостью» самого исправительного учреждения.

Подавляющее большинство осужденных, находящихся в карантине, пребывают в негативном психоэмоциональном состоянии: испытывают агрессию, постоянное раздражение, находятся в состоянии депрессии, апатии. Данные психические состояния могут стать причиной возникновения конфликтов в среде осужденных, попыток самоубийства, рецидива преступлений, развития психических заболеваний и др. В 2021 году осужденными было совершено 252 фактов суицида (АППГ ‒ 282), из них ‒ треть в карантине [3].

Помимо этого, пребывание в местах лишения свободы может оказывать отрицательное воздействие на личность осужденного, ведь попадая в исправительное учреждение, человек испытывает дополнительные физические и психические трудности. Под влиянием криминально-зараженных осужденных, вновь прибывшим приходится принимать и придерживаться правил тюремной субкультуры. Вследствие этого, у осужденного происходит перестройка ценностных ориентаций, взглядов на жизнь, меняются правила и установки поведения, вследствие этого искажается правосознание человека, усложняется, а в некоторых случаях блокируется процесс социализации осужденного после освобождения, что приводит к повторному совершению преступления и возвращению в исправительное учреждение.

Так, в 2021 году выявлено 493 813 лиц, ранее совершавших преступления, прирост составил 0,3% [4]. Такие показатели говорят о том, что многие лица, покинув стены исправительного учреждения, так и не научились совладать со стрессовыми ситуациями, находить мирный способ урегулирования возникающих конфликтов и правого решения возникающих трудных жизненных обстоятельств.

В связи с вышеизложенным, прослеживается необходимость психологического сопровождения осужденных на разных этапах отбывания наказания. Алгоритм психологического сопровождения подозреваемых, обвиняемых, осужденных в учреждениях УИС предусматривает проведение диагностических, профилактических, а так же коррекционных мероприятий с целью составления психологического анамнеза личности: оценки психоэмоционального состояния, выявления острых кризисных состояний, а так же осуществление оптимизации эмоционального состояния: снятие нервно-психического напряжения, снижение тревожности, корректировки жизненных ценностей, подготовки к освобождению.

Несмотря на достигнутые результаты в изучении этого вопроса, в настоящий момент психологами-пенитенциаристами не создана единая программа эффективного психологического сопровождения на разных этапах отбывания наказания в целях предотвращения деструктивных проявлений и успешной ресоциализации.

Анализ научной литературы показал, что психологическое сопровождение осужденных на разных этапах отбывания наказания является приоритетным направлением деятельности пенитенциарных психологов, поскольку только психологическое воздействие с момента прибытия в исправительное учреждение до момента освобождения будет способствовать недопущению суицида, нейтрализации воздействия криминальной субкультуры, предотвращения рецидива.

В результате проведенного исследования получены следующие выводы: у осужденных на первом году отбывания наблюдаются высокий уровень тревожности, отчужденности, ригидность, уязвимость в межличностных контактах.

У осужденных, готовящихся к освобождению прослеживается высокая предрасположенность к преодолению норм и правил поведения, выше среднего склонность ко лжи, высокий уровень гедонистических установок, высокий уровень маккевиализма.

Интегральный показатель жизнестойкости испытуемых находится на среднем уровне, т.е. в общей степени осужденные обладают достаточным уровнем жизнестойкости и ресурсными возможностями для решения стрессовых ситуаций, однако при длительном воздействии какого-либо стрессора, уровень жизнеспособности может понизиться и будет необходима помощь посторонних лиц. При этом уровень жизнестойкости у осужденных первой группы ниже, нежели у осужденных второй группы. Данные показатели могут свидетельствовать о том, что осужденные на первом году отбывания наказания в большей степени нуждаются в поддержке со стороны психологической службы.

У осужденных на первом году отбывания наказания общий показатель осмысленности жизни имеет показатель ниже среднего. Данный результат свидетельствует о том, что осужденные в определённой мере не считают свою жизнь осмысленной, поскольку у них нет четко поставленных целей и задач на будущую жизнь, они не удовлетворены в полной мере условиями своей жизнедеятельности, и в то же время сами не готовы менять свою жизнь. У осужденных, готовящихся к освобождению уровень осмысленности жизни на среднем уровне. Они представляют, что они хотят от жизни и строят планы на будущее, способны контролировать свою жизнь и происходящие в ней события, при этом испытывают неустойчивый интерес к процессу жизни.

Проанализировав результаты дипломного исследования, можно утверждать, что поставленные нами задачи и выдвинутые на защиту положения были полностью изучены и доказаны.

В результате проведенного эмпирического исследования нашла подтверждение выдвинутые нами гипотезы исследования. Цель исследования изучение психологических особенностей осуждённых на разных этапах отбывания наказания и разработки рекомендаций по осуществлению их психологического сопровождения, достигнута.

Читайте также

Список литературы

  1. Алгоритм психологического сопровождения подозреваемых, обвиняемых, осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы: № исх-03-96344 от 25.12.2018 Указание ФСИН России.
  2. О концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 29.04. 2021 г. № 1138-р. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2021. 
  3. Обзор о результатах деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы за 2021 год: Указание ФСИН России № исх-04-12438 от 28.02.2022
  4. Показатели преступности России за 2021 год. [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура Российской Федерации. Портал правовой статистики: [сайт]. Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_chart. (дата обращения 20.02.2022).

Цитировать

Макарова, К.А. Психологическое сопровождение осужденных на различных этапах отбывания наказания в учреждениях УИС / К.А. Макарова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 132. — С. 144-145. — URL: https://novainfo.ru/article/19139 (дата обращения: 30.03.2023).

Поделиться