Психологические особенности мотивационной сферы осужденных

NovaInfo 132
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 18
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлены теоретико-методологические аспекты особенностей мотивационной сферы личности осужденных.

Ключевые слова

ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ФСИН РОССИИ, ОСУЖДЕННЫЕ, МОТИВАЦИОННОЕ СОСТОЯНИЕ, МОТИВ, МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ, ПОТРЕБНОСТЬ

Текст научной работы

Анализ механизмов мотивационного поведения человека актуален в различных отраслях психологии, в том числе и пенитенциарной. Принято считать, что общие понятия мотивов преступного поведения и мотивов правомерного волевого поведения не имеют принципиальных различий. Индивидуальность мотивов в любом преступном поведении свидетельствует об их большом разнообразии. [3, с. 10].

Согласно мотивационно-потребностной модели личности, предложенной А. Г. Маслоу, в исследовании мотивации необходимо учитывать следующее: процессы созидания и разрушения в душе каждого человека идут одновременно. В научной терминологии это принято называть преодолением дихотиомии противоположностей. По мнению А. Г. Маслоу, «защитные силы людей и тенденции к росту постоянно находятся в конфликте, …стремление к актуализации может включать в себя мотивацию, как для поддержания состояния неполноценности, так и для роста. Однако при наличии определенной эмоциональной среды мотивация для роста становится все более и более сильной». Именно эта идея А. Г. Маслоу легла в основу данного исследования. Основной гипотезой явилось предположение о том, что для различных позиций осужденных характерны различные корреляты мотивационных и психозащитных характеристик личности. Позиция в данном случае понимается как следующий критерий выделения групп респондентов:

  • осужденные, проходящие психологическое обследование в связи с условно-досрочным освобождением;
  • осужденные, проходящие психологическое обследование при прибытии в исправительное учреждение.

К изучению мотивации поведения на протяжении продолжительного времени в истории науки обращались разные ученые, психологические школы и направления.

В зарубежных исследованиях изучению мотивации уделяется большое внимание. С точки зрения классификации X. Шольца, представляется целесообразным их деление — зависимости от предмета анализа — на три главных направления: 1) теории, в основе которых лежит специфическая картина работы человека; 2) внутриличностные теории; 3) процессуальные теории.

Теории первого направления исходят из определенного работника, его потребностей и мотивов; второго — анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление; третьего — выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды.

Содержательные теории базируются на иерархии потребностей человека, которые являются движущей силой трудовой деятельности людей в процессе общественного производства.

Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Поведение личности является функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, а также возможных последствий выбранного им типа поведения. Имеются три основные процессуальные теории мотивации: теория ожиданий Врума, теория справедливости Адамса и теория Портера — Лоулера [5; 13-26].

В зарубежной психологии мотивация рассматривалась с позиций различных подходов. Классическим подходом является психоаналитическая концепция мотивации, основоположником которой являлся Зигмунд Фрейд. Основное положение его теории — убеждение в том, что любое поведение человека хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами.

Невзирая на широкий спектр подходов к рассмотрению мотивации, главное, что мотивация является движущей силой поведения человека. Она как сложный феномен объединяет целый ряд компонентов: потребности, мотивы, цели, мотивационные образования, интересы, мотиваторы, ценности, смыслы и т.д. Эти компоненты и формируют мотивационную сферу личности.

Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности. Состоит из совокупности образований, одни из которых отражают потребности человека (интересы как познавательная потребность, влечения, желания, привычки, собственно потребности), другие — намерения, т. е. мотивы, лишенные в данный момент побудительной энергии, «запала» (мотивационные установки, мечты, направленность личности).

Обобщив мнения отечественных ученых, под мотивом понимается побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.

Под развитием мотивационной сферыможно понимать развитие и изменение самих мотивов по их содержанию, силе, напряженности, действенности. В процессе жизни какие-то мотивы приобретают первенствующее значение, другие отходят на второй план. По мере развития личности какие-то мотивы начинают доминировать, подчиняя себе действия всех.

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций — представляет направленность личности.

Направленность выражается в доминирующих целях и мотивов деятельности, перспективах, убеждениях, формируемых на основе потребностей.

Одним из важных компонентов мотивационной сферы личности осужденного является потребность. Ведущей потребность является — потребность быть свободным. Для того, чтобы поскорее освободиться, осужденные готовы отказаться от довольно значимых благ (свиданий, переписок, посылок) при условии сокращения срока наказания наполовину.

А.И. Ушатиков и Б.Б. Казак подчеркивали, что следует различать несколько связанных иерархических форм направленности личности осужденного: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, убеждение. Все они являются мотивами деятельности осужденных [4, с. 260].

Исследование мотивов поведения осужденных и воздействие мотивации на их содержательный аспект является важной, но не необходимой частью организации целенаправленного процесса для их коррекции. Характер мотивации определяет составление мотива и само воздействие на удовлетворение имеющейся потребности. В процессе исправления осужденных необходимо сформировать у них намерения, имеющие конкретную направленность и этим самым исправить (скорректировать) мотивационно-смысловую сферу их личности, поскольку невозможно рассматривать отдельно мотивы и смыслы [1, с. 45].

В формировании мотивации ключевую роль играет мышление человека, которое можно и нужно правильно организовывать с помощью специалиста-психолога. Организация мышления осуществляется целенаправленным, планомерным акцентированием внимания человека на тех или иных образах, переживаниях, образующихся в связи с конкретной ситуацией. В следствие этого такая работа всегда должна начинаться с анализа конкретной ситуации, в которой в данный момент находится человек и в первую очередь необходимо направить внимание на внешние стимулы, которые будут способствовать формированию нужных намерений [2, с. 28].

Читайте также

Список литературы

  1. Габдреева, Г. Ш. Психологическая защита личности в хронических стрессовых ситуациях // Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки. — Том 149. — 2007. — № 1. — С. 84—94.
  2. Калинина, Н. В. Психологическая защита как компонент индивидуального жизненного стиля : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2010. — 32 с. 3. Перфильева, К. Т. Психолого-правовые проблемы мотивации преступного поведения // Психология и право. — 2012. — № 2. — С. 1—11.
  3. Туник, Е. Е. Психологические защиты. Тестовая методика. — СПб. : Речь, 2010. — 219 с.
  4. Егоршин, А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности // Учебное пособие / 3-е изд., перераб. и доп. — Москва; 2013. — 378 с.

Цитировать

Салыкова, А.А. Психологические особенности мотивационной сферы осужденных / А.А. Салыкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 132. — URL: https://novainfo.ru/article/19149 (дата обращения: 23.05.2022).

Поделиться