Образовательное пространство спортивной школы как фактор формирования антидопинговой культуры младших подростков

NovaInfo 132, с.120-122, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В нашем исследовании рассмотрены понятия "образовательное пространство", его компоненты. Выявлена специфика образовательного пространства спортивной школы. Описаны приемы и методы насыщения спортивной среды спортивной школы.

Ключевые слова

СПОРТИВНАЯ ШКОЛА, АНТИДОПИНГОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Текст научной работы

Понятие «образовательное пространство» относительно недавно появилось в научно-педагогической литературе, при этом авторы признают его важным при рассмотрении как теоретических, так и практических задач образования, указывая на то, что существует некоторое разнообразие в понимании сущности образовательного пространства в различных педагогических концепциях [18]. Однако, несмотря на имеющиеся разночтения сущностной характеристики рассматриваемого педагогического феномена, исследователи, как правило, сходятся во мнении о том, что образовательное пространство есть особое, гуманистически организованное пространство для образования, и именно идеи гуманизма играют в нем наиболее значимую роль [72].

В качестве базисных, абстрактных элементов структуры образовательного пространства исследователями данного феномена называются человек, образовательная среда и их взаимодействие [72]. Стоит пояснить, что в научной литературе понятия «образовательное пространство» и «образовательная среда» нередко смешиваются. В рамках нашего исследования, вслед за С.В. Ивановой, под образовательной средой, являющейся частью социальной среды, понимается окружение участников образовательного процесса в пространстве образования, которое включает педагогические условия, ситуации, систему отношений между лицами, объединенными общностью педагогической и учебной деятельности [40]. Необходимо, по нашему мнению, согласиться с авторами, которые считают, что от структуры образовательного пространства, его «наполненности» и взаимодействия компонентов зависит результативность педагогического процесса, качество решения образовательных задач [9].

Учитывая компонентный состав образовательного пространства, логично заключить, что специфику того или иного вида образовательного пространства определяют особенности субъектов образовательного процесса, своеобразие образовательной среды и процесса их взаимодействия.

Спортивные школы обладают ярко выраженной спецификой, поскольку результаты физкультурно-спортивной деятельности направлены в большей степени на достижение определенных спортивных результатов и сдачи нормативных показателей.

Широкое распространение спорта обусловлено в специфической потребности общества в области воспитательной, соревновательной и игровой деятельности [19].

В.В. Глазова в своей работе показывает, что в современном спорте существует острый конфликт между ориентацией исключительно на результат соревнований и сохранением философии олимпизма, высокой нравственностью [21].

В.Н. Пристинский особенно выделяет спорт, как перспективный для воспитания морально-нравственных качеств подрастающего поколения, поскольку высокие спортивные достижения являются достоянием не только конкретного участника соревнований, но и достоянием целых государств и народов, а моральный облик спортсмена способствует воспитанию нравственности. Кроме того неспортивное поведение, нарушение антидопинговых правил во время крупных соревнований вызывает сильнейший общественный резонанс, что способствует негативному отношению к допингу у более юных спортсменов [74].

В.В. Глазова отмечает, что детско-юношеский спорт, широко представленный в Российской Федерации в категории массового спорта, обладает особым потенциалом; именно в юном возрасте у спортсменов закладываются основные нравственные ценности. С данной точки зрения именно детско-юношеский спорт наиболее перспективен в формировании антидопинговой культуры личности.

Образовательную среду спортивной школы принято рассматривать как: а) составную часть образовательной субъективности, являющейся частью среды; б) эффект осуществления определенной образовательной практики, выступающей одновременно условием; в) дифференциальную целостность, конструируемую в актуальных образовательных ситуациях.

Введение понятия образовательной среды позволяет отразить ситуативность и частичность актов культуропорождения в спортивной школе. Понятие образовательной среды спортивной школы указывает на возможность принципиально иной педагогической позиции в рамках культуропорождающего образования. Образовательная среда рядом авторов понимается как целостность, где в единстве выступают психолого-педагогический, социально-коммуникативный и пространственно-деятельностный компоненты, развивающаяся как за счет ее внутренних потенциалов — с помощью реализации возможностей ее отдельных компонентов и изменения характера связей между ними, так и за счет расширения ее внешних связей путем обогащения возможностями других сред.

В настоящее время спортивные школы и другие учреждения, осуществляющие спортивную подготовку, приобретают все большую свободу в выборе направления, методов и средств их развития: появляются различные типы школ, внедряются инновационные технологии, разрабатываются и реализуются авторские программы, в том числе и антидопинговые программы. Следовательно, становится все более сложным определение эффективности образовательной среды конкретных спортивных школ и прогнозирование ее влияния на различные категории участников образовательного и тренировочного процесса. Важность для педагогической практики имеют проблемы совершенствования образовательной среды спортивной школы.

Изучение в последнее десятилетие спортивной школы как особой образовательной среды с взаимосвязанными задачами спортивной подготовки и возрастного развития ребенка (Е.Е. Хвацкая) актуализирует проблему изучения воспитательного потенциала спортивной среды, в том числе по формированию антидопинговой культуры подростков. Воспитательный потенциал образовательной среды спортивной школы интегральное понятие, которое определяется спортивными ценностями, традициями и комплексом наличных в данной среде условий и возможностей для целостного развития и саморазвития личности. При этом каждый субъект образовательной среды спортивной школы (тренер, спортсмен, родитель, администрация и другие) является средой для другого субъекта, оказывая на него влияния как стимулирующие, так и подавляющие активность [58].

Принято считать, что тренер — это субъект, вызывающий изменения в сознании спортсменов посредством организации особых условий и осуществления некоторой образовательной технологии.

Специфика деятельности тренера спортивного резерва такова, что предполагает решение комплекса воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач. От расставленных акцентов в решении педагогических задач тренером на различных этапах возрастного развития детей зависит эффективность не только подготовки спортивного резерва, но и целостного развития личности. Спортивная школа как открытая, динамичная, когерентная потребностям субъектов образовательная среда, в которую включены администрация, тренеры, юные спортсмены, их родители требует выявления проблемных зон, опорных позиций и точек роста для конструктивных преобразований и актуализации воспитательного потенциала. Так детские тренеры приоритетными в своей деятельности считают развивающие и воспитательные задачи [58].

По мнению О.А. Двейриной, ведущая роль в воспитании молодого спортсмена в системе детско-юношеского спорта принадлежит тренеру, именно он влияет на воспитание личности подрастающего человека, его социально-значимых личностных качеств и моральных ценностей. Тренер ориентирует своих спортсменов на честную спортивную конкуренцию, способствует формированию антидопинговой культуры [30].

Л.Д. Назаренко, Л.И. Костюнина, И.Н. Тимошина в своих работах также подчеркивают, что на тренере лежит личная ответственность за применение спортсменом допинга. Принимая ребенка в спортивную секцию, тренер отвечает не только за физическую и техническую подготовку спортсмена, но и выполняет воспитательные функции, учит ставить общественные интересы превыше своих, если они противоречат морально-нравственным нормам социума. Тренер обязан заниматься разъяснением несовместимости честной спортивной борьбы и приемом запрещенных субстанций и методов. Кроме того, тренер отвечает и за здоровье своих спортсменов, проводить профилактическую работу по предотвращению приема наркотических средств [63].

Спортивные школы располагают огромными возможностями в воспитании нравственной направленности у детей и подростков. Воспитание общественной направленности пронизывает весь процесс учебно-тренировочных занятий, так как эффект воспитательной работы в большей степени зависит от успешного решения задач по формированию социальных идеалов, этических норм поведения воспитанника. На тренировках у детей и подростков воспитывается чувство причастности к общим делам, формируется ответственность за спортивные результаты, показанные в честной борьбе. В этом случае чувство ответственности приобретает общественный характер и становится чувством общественного долга. Нравственные качества: целеустремленность, общественная инициатива и чувство ответственности перед спортивным коллективом, друзьями, формируются у юного спортсмена в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера. Для этого используются повышенные для детей и подростков моральные, физические и психологические нагрузки. В тренировочном процессе одним из значимых методов воспитания является метод постепенного, но нарастающего усложнения задач, решаемых в процессе каждой отдельной тренировки и участия в соревнованиях. Систематические, постоянные тренировки и регулярное участие в соревнованиях выступают как эффективное средство воспитания целеустремленности, общественной инициативы и чувства ответственности. Занятия спортом и стремление к высоким результатам требуют воздержания от курения, соблюдения питьевого режима, приема определенного количества и качества пищи. Чтобы воздержаться от того, что мешает достижению высоких спортивных результатов, нужно проявить высокие нравственно-волевые качества, необходимые в формировании антидопинговой культуры [73].

В рамках нашего исследования для эффективного формирования антидопинговой культуры младших подростков, занимающихся спортом, были использованы следующие приемы и средства насыщения образовательной среды:

  • информационные стенды на территории спортивной школы и ее филиалов, пропагандирующие дух красивой и честной борьбы, показывающие спортивные результаты спортсменов всех отделений спортивной школы, демонстрирующие важность здоровья, здорового образа жизни для достижения высоких спортивных результатов;
  • методические материалы на занятия, направленные на ознакомление с антидопинговыми правилами, сведениями о последствиях допинга в спорте на здоровье, на формирование нулевой толерантности к допингу, на формирование ценности здоровья (буклеты, памятки, наклейки);
  • наградная продукция «Fair рlay», «Чистый спорт — Честный спорт» (блокноты, ручки, магниты, брелоки, кружки), кубки за «Красивую борьбу» и за «Честность, волю и мужество» на соревнования и спортивные праздники;
  • публикации коротких статей, заметок, постов в группах и сообществах спортивной школы в социальных сетях о спортивных победах, о историях успеха тренеров и спортсменов с акцентом на их положительные морально-этические и нравственные черты личности;
  • информационное сопровождение на соревнованиях, спортивных праздников, тренировках, проводимых на территории спортивной школы.

В спортивной школе проходят спортивную подготовку атлеты разных уровней мастерства, это также отражает специфику образовательного пространства. Для формирования антидопинговой культуры младших подростков в нашем исследовании рассмотрена возможность привлечения лучших спортсменов школы, показавших высокие спортивные результаты на всероссийском и международных уровнях, выполняющих некую роль «послов» в борьбе с допингом. Данные спортсмены выступают ярким примером достижения высоких спортивных результатов без применения запрещенных субстанций для младших подростков.

Тренерский и административный штат в полном составе прошли курсы повышения квалификации по темам «Предотвращение допинга в спорте», «Антидопинговое образование спортсменов». Ежегодно проходят онлайн-курсы «Антидопинг» на сайте Национального антидопингового агентства «РУСАДА»

Тренеры и администрация школы своим личным примером показывают ценностное отношение к своему здоровью, высоконравственное поведение, участвуя в спортивно-массовых соревнованиях («Кросс наций», «Лыжня России» и тому подобное), сдавая нормативные требования «ГТО». Многие тренеры являются действующими спортсменами, продолжая достигать высоких результатов.

Для формирования антидопинговой культуры младших подростков в образовательном пространстве спортивной школы мы использовали коллективные, групповые, индивидуальные формы организации деятельности. Коллективная форма организации деятельности спортсменов характерна во внетренировочной деятельности при проведении спортивных праздников и фестивалей. Индивидуальная форма работы характерна для соревновательного периода в годичном тренировочном цикле.

В нашем исследовании предлагается использовать различные формы сотрудничества, определяющие разные уровни саморегуляции от максимальной помощи тренера спортсменам в решении поставленных задач к последовательному увеличению собственной активности спортсменов вплоть до полностью саморегулируемых действий и появления позиции партнерства с тренером: введение спортсмена в новую деятельность, разделенное действие, имитируемое действие, поддержанное действие, саморегулируемое действие, самопобуждаемое действие, самоорганизуемое действие.

Тренер начинает действие — спортсмены продолжают его или заканчивают, Тренер дает тему занятия по антидопингововому образованию — юные спортсмены предлагают варианты построения, решения задач и так далее.

Использование активных и интерактивных методов формирования антидопинговой культуры младших подростков, занимающихся спортом, дает возможность юным спортсменам самостоятельно открывать и конструировать знания в области допинга, антидопинговых правил и здоровья. Важность использования интерактивных методов подразумевается в том, что они позволяют формировать интерес не только к знаниям, но и способствуют формированию аксиологического и поведенческого компонентов антидопинговой культуры подростков в образовательном пространстве спортивной школы.

Таким образом, основными, абстрактными элементами структуры образовательного пространства выделяют человека, образовательную среду и их взаимодействие. Образовательное пространство спортивной школы способствует не только телесному развитию, сколько процессу духовного обогащения личности знаниями, которые способствуют осознанному, творческому отношению к задачам, средствам, методам и формам физкультурной-спортивной деятельности, формированию отношения к физической культуре и спорту как ценности. Спортивные школы располагают огромными возможностями в воспитании нравственной направленности у детей и подростков. А ведущая роль в воспитании молодого спортсмена в системе детско-юношеского спорта принадлежит тренеру, именно он влияет на воспитание личности ребенка, его социально-значимых личностных качеств и моральных ценностей. Тренер ориентирует своих спортсменов на честную спортивную конкуренцию, способствует формированию антидопинговой культуры.

Читайте также

Цитировать

Козырева, Д.А. Образовательное пространство спортивной школы как фактор формирования антидопинговой культуры младших подростков / Д.А. Козырева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 132. — С. 120-122. — URL: https://novainfo.ru/article/19204 (дата обращения: 30.06.2022).

Поделиться