Внастоящее время проблема суицидального поведения достаточно распространена в обществе. По данным российского статистического ежегодника 2020 года, в нашей стране было зафиксировано 17 192 случая завершенного суицида, что составляет 10% от общего количества умерших в России. При этом, существует вероятность, что ряд суицидов не включены в статистику, а расцениваются как несчастные случаи. Причины самоубийств различны, однако все они связаны с личными переживаниями и трудностями.
Профессиональная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее ‒ УИС) характеризуется постоянной готовностью к предотвращению различного рода чрезвычайных происшествий, повышенной моральной и юридической ответственностью за последствия принимаемых решений и точное исполнение обязанностей. В итоге, постоянные психологические и физические перегрузки приводят к возникновению у сотрудников УИС негативных психических состояний, на которые могут накладываться проблемы в семье и трудности, возникающие в личной жизни. В связи с этим ряд сотрудников не выдерживают и совершают суицид.
УИС нуждается в грамотных и квалифицированных специалистах, способных эффективно реализовывать свои возможности и выполнять поставленные задачи в быстро меняющихся условиях, действовать с учетом своих психологических особенностей и с опорой не только на внешние, но и внутренние критерии оценки ситуации. В связи с чем, сохранение жизни и здоровья (в первую очередь психологического) сотрудника является одной из первостепенных задач УИС [4].
Достижение поставленных задач возможно с помощью формирования жизнестойкости, стрессоустойчивости, а так же психологического сопровождения сотрудников УИС на всех этапах службы.
Актуальность проведения подобных исследований в настоящее время возросла в связи с дальнейшим развитием системы психологического сопровождения деятельности в УИС.
Несмотря на то, что данная тема является достаточно актуальной и значимой, в настоящее время она является малоизученной. Не разработан комплекс диагностического инструментария по выявлению суицидального риска сотрудников УИС, нет единой технологии по работе с сотрудниками с высоким суицидальным риском.
Существует несколько различных подходов к определению понятия «суицидальный риск». Например, в «Кратком толковом психолого-психиатрическом словаре» под редакцией К. В. Игишева ‒ это «степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий [3].
Степень выраженности суицидального риска (вероятность осуществления суицида) можно определить путем сопоставления суицидогенных и антисуицидальных факторов личности, а также степенью влияния личностно-ситуационных (характер и значимость суицидогенного конфликта) и средовых (социально-демографических) факторов».
В «Большой энциклопедии по психиатрии» В. А. Жмурова формулировка следующая: «вероятность самоубийства, рассчитываемая на основе клинической оценки болезненного состояния пациента и/или, вероятность совершения суицида (в силу депрессии, другого психического заболевания, выявленного психопатологического синдрома, некоторых особенностей поведения, указывающих на тенденцию к самоповреждающему поведению)» [9, с. 32].
Здесь же описаны два варианта суицидального риска (со ссылкой на Litman R., 1966) [5, с. 343–348]:
- острый: в этой разновидности суицидального риска существует большая доля вероятности реализации суицидальных действий (пресуицидальный период может быть "мгновенным"), следует рассматривать как неотложное состояние;
- хронический: когда после осуществления попытки суицида в течение длительного срока проявляются терапевтически резистентные суицидальные переживания».
Детализация понятия суицидального риска в многочисленных источниках, включая методические разработки и официальные указания министерства здравоохранения, приводит к тому, что почти любой личностный, семейный, профессиональный или обстановочный недостаток (дефицит) включается в факторную структуру суицидального риска. Например, к факторам риска относят принадлежность к мужскому полу, возраст (19-45 лет), отсутствие супруги или супруга. Психологи к этим факторам добавляют «ложные, навязчивые мысли» (например, «Я невезучий»).
Есть даже контрольный перечень параметров суицидального риска (шкала У.М. Паттерсона SAD PERSONS), что в переводе означает «грустные люди») [5, с. 343–348].
В психологических подходах к суицидальному риску первостепенное внимание уделяется психическим состояниям, прежде всего, депрессии, тревожности, безнадежности, тоски, печали, дисфункциональным убеждениям, а также таким поведенческим тенденциям, как неоправданная склонность к риску и одиночеству, которые предположительно являются пресуицидальными [2, с. 33].
Все это сопровождается указаниями на необходимость сопоставлять множество факторов и делать выводы по всей их совокупности.
Анализ научных источников позволил выявить основные группы причин совершения суицидов сотрудниками УИС:
1. Семейные проблемы (ситуация развода, ссоры в семье).
Ю. Ю. Красикова пишет о том, что профессиональная деятельность и семейная жизнь сотрудников тесно связаны друг с другом. Семья является источником эмоциональной поддержки и стабилизации психологического состояния личности, снятия напряженности, вызванной характером служебной деятельности. С ней связаны жизненные планы и профессиональная переориентация сотрудника, члены ее осведомлены о степени его профессионального интереса — важной основы профессионального роста и карьеры. По материалам служебных расследований 60% случаев суицидов и покушений на жизнь, совершенных сотрудниками УИС, вызваны семейно-бытовыми конфликтами. Факторы профессиональной деятельности влияют на обстановку в семьях сотрудников УИС. Ненормированный рабочий день и вызовы на службу в выходные дни, отмены и переносы отпуска оказывают немедленное отрицательное воздействие на ролевую структуру семьи, обусловливают возникновение конфликтов по поводу выполнения домашних обязанностей, участия в воспитании детей, а также появление недоверия, подозрений в супружеской измене [6, с. 44].
Проведя анализ материалов служебных расследований, Л. А. Дмитриева констатирует, что около 60% случаев суицидов и покушений на жизнь, совершенных сотрудниками УИС, связаны с семейно-бытовыми конфликтами. В том числе: 16% самоубийств совершены по мотивам ревности или неудачной любви; в каждом втором случае отношения между супругами были нарушены из-за злоупотребления спиртными напитками, а также недостаточной материальной обеспеченности; в 24% случаев конфликты были обусловлены отсутствием помощи в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства из-за постоянной занятости на службе [1, с. 30].
Семейные проблемы сотрудников являются основным суицидальным фактором. В этой связи психологам при индивидуальной работе с сотрудниками необходимо обратить особое внимание на помощь в преодолении семейных проблем.
В целом, причина суицида — понятие глубокое и сложное, но, вместе с тем, нельзя не отметить, что вышеуказанные факторы, неизменно выявляются у суицидентов-сотрудников УИС в течение ряда лет, что позволяет утверждать, что по-прежнему, в большинстве случаев самоубийства остаются трудно прогнозируемыми. Отчасти это связано с тем, что семейная ситуация скрывается на службе и, следовательно, сотрудник может один на один столкнуться с проблемой кажущейся ему непреодолимой [8, с. 62-66].
2. Наличие долговых обязательств.
Увеличилось количество суицидов, связанных с долговыми обязательствами. В настоящее время, как и в целом в обществе, имеется актуальная проблема с осуществлением займов и кредитования в финансовых организациях, вследствие которых, в том числе, возникают семейно — бытовые конфликты. Наличие долговых обязательств провоцирует нестабильное эмоциональное состояние, конфликты в семье, аффективные реакции, связанные с надеждой в связи с фактом самоубийства уйти от проблем и обязательств.
3. Аффективные реакции, связанные со значимыми для сотрудников событиями.
В этой связи необходимо обратить внимание на осуществление индивидуальной работы с сотрудниками и адресного подхода к их психологическому сопровождению, в том числе в форме посещения в рамках индивидуально-воспитательной работы на дому с целью ознакомления с условиями проживания и взаимоотношениями в семье.
4. Профессиональная деформация. Специфика профессиональной деятельности, связанная с эмоциональным выгоранием, что приводит к снижению профессиональной мотивации, злоупотреблению алкоголем, чрезмерному психоэмоциональному напряжению.
Таким образом, мы можем говорить о том, чтодлительное воздействие стрессогенных факторов службы, может оказаться одной из причин суицидального поведения сотрудников УИС или же явиться катализатором развития деформации личности, что в дальнейшем может привести к совершению суицида. Основными причинами совершения суицида сотрудников же являются: семейные проблемы, долговые обязательства, аффективные переживания, деформация личности (алкоголизация, наркомания).
В дальнейшем нами будут изучены и проанализированыданные Росстата; отчеты психологических служб УИС по форме ПС-1; сведения из информационных карт по форме Ос. Сцд; акты служебных проверок по фактам суицида, а так же будет осуществлена психологическая диагностика сотрудников УИС на предмет выявления суицидального риска.