Изобилие симптомов при поражении теменных и затылочных долей головного мозга, их разнообразие, сложность наблюдаемых при поражении этих областей, гностических расстройств, большой процент области мозга — все это обусловливает необходимость более точно диагностировать локальное поражение. А между тем в литературе редко встречается более детальная диагностика. Для нейропсихологии такая детализация имеет большое значение. Как подчеркивал Лурия А.Р. «исследование нарушений осязательной и зрительной функций — одна из составляющих нейропсихологического обследования больных с локальными поражениями мозга».
Объектом исследования являются больные с ОНМК, локализованными в теменных и затылочных долях головного мозга.
Предметом исследования зрительные нарушения при ОНМК, локализованных в теменных затылочных долях головного мозга.
Гипотеза исследования: Осуществление высших зрительных и тактильных соматогностических функций происходит за счет таких компонентов, как зрительный гнозис.
Исследование нарушений чувствительности у больных с ОНМК в теменных и затылочных долях головного мозга проводилось в неврологическом отделении.
В ходе исследования, участие принимали больные(поражение теменной доли-14 чел, теменно-затылочной -6 чел) и здоровые испытуемые, мужчины и женщины,с средним возрастом 43 года.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- Нейропсихологический метод (нейропсихологические пробы Лурии А. Р, методика оценки функций кожно-кинестетической системы Бабаджановой Н. Р.);
- Метод математической обработки результатов: t — критерий Стьюдента для несвязных выборок;
- Также нами были использованы заключения инструментальных методов диагностики локальных поражений головного мозга (исследование глазного дна и магнитно-резонансной томографии (МРТ)) с целью определения локализации ОНМК у больных.
Результаты нейропсихологического обследования соотносились с данными, полученными с применением инструментальных для уточнения и сравнения преимущественной локализации поражения
Нарушения переноса тактильного образа в зрительную сферу было выявлено у 80% больных с локализацией процесса в правом полушарии и у 95,4% больных с левосторонним процессом, причем затруднения возникали как в ипси- так и в контрлатеральной руке.
Большая степень выраженности нарушений в ипсилатеральной руке при поражении левого полушария может объясняться тем, что левое полушарие играет ведущую роль в организации праксиса, в том числе движений ощупывания в обеих руках.
Выполнение пробы затрудняли как невозможность совершения движений ощупывания в полном объеме, так и нарушение пространственного восприятия. Наблюдались ошибки по типу инверсии образа, зеркального отображения образа, игнорирование левой половины фигуры (при правостороннем процессе).
Таким образом, возможность переноса тактильного образа в зрительную сферу осуществляется при сохранности различных видов ощупывающих движений (макродвижения руки, макро — и микродвижения пальцев), а также сохранности пространственного анализа поступающей информации, который производится на более высоком уровне — уровне осуществления интегративной деятельности тактильного и зрительного анализатора.
Рассчитанные значения t-критерия Стьюдента для контрлатеральной руки во всех пробах попадают в зону значимости (p<0,001), следовательно, можно говорить о достоверных различиях групп больных с ОНМК головного мозга и здоровых людей.
Значение t-критерия в пробе на запоминание локализации и переносе тактильного образа в зрительную сферу соответствует 0,1% уровню значимости. Это свидетельствует о достоверных различиях в группах по данным признакам.
Нарушение запоминания локализации прикосновения, расстройства переноса тактильного образа в зрительную сферу имеют место как в контрлатеральной, так и в ипсилатеральной руках. Следовательно, наиболее сложные процессы «синтеза синтезов», за счет которых осуществляется удержание в памяти точек прикосновения, а также интеграция тактильного образа со зрительным страдают вне зависимости от руки, которой производится выполнение пробы.
Нарушение зрительно-пространственной сферы встретилось у 39,4% больных, в том числе нарушение оценки пространственных свойств (15,5%), нарушение зрительно-конструктивной деятельности: в процессе копирования, больные выполняли задание от целого к деталям, использовали схематические изображения (22,5%).
Среди правополушарных больных нарушение пространственных представлений было обнаружено в 50% случаев. Больные не ориентировались в географической карте. В пробе «слепые часы» допускались многочисленные ошибки. Явления соматогнозиса наблюдались у 24% больных. Симптом одностороннего игнорирования контрлатеральной левой стороны в тактильной и зрительной сфере наблюдался у 27% исследуемых больных.
Наше исследование подтверждает точку зрения о том, что осуществление зрительных функций происходит за счет таких компонентов, как локализация тактильных ощущений, формирование тактильного образа, анализ пространственной информации, интегративная деятельность тактильного и зрительного анализаторов.