Организация работы логистических провайдеров в мультимодальной транспортной системе

NovaInfo 133
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 47
CC BY-NC, УДК 656.01

Аннотация

В статье приведено рассмотрение организации работы логистических провайдеров при организации мультимодальных перевозок. Были изучены теоретические аспекты построения МТС. Дана характеристика деятельности логистический провайдеров. Рассмотрены инновации в организации транспортировки грузов в смешанном сообщении.

Ключевые слова

МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ, ТРАНСПОРТ, ЛОГИСТИКА, ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРОВАЙДЕРЫ

Текст научной работы

Актуальность темы «Организация работы логистических провайдеров в мультимодальной транспортной системе» заключается в том, что в настоящее время российский рынок логистических услуг значительно расширился и все большее число производителей товаров, представителей торговых сетей и грузовладельцев отказываются от самостоятельного выполнения транспортных и складских операций, концентрируясь на своем основном бизнесе, и передают их специализированным компаниям — провайдерам логистических услуг.

Цель: изучить процесс организации работы логистических провайдеров в мультимодальной транспортной системе.

Задачи для достижения цели:

  1. Изучить теоретические аспекты построения мультимодальных транспортных систем;
  2. Сделать обзор основных понятий в области технологии транспортных процессов;
  3. Описать строение мультимодальной транспортной системы и дать краткую характеристику ее подсистем. Описать подробнее транспортные процессы и их информационное обеспечение, механизм формирования мультимодальной транспортной системы и цели ее функционирования;
  4. Дать характеристику деятельности логистических провайдеров в мультимодальных транспортных системах и выделить преимущества их участия в цепях поставок;
  5. Изучить инновации в организации транспортировки грузов в смешанном сообщении.

Объект исследования: мультимодальные транспортные системы.

Предмет исследования: организация работы логистических провайдеров в мультимодальной транспортной системе.

Развитие взаимоотношений потребителей и поставщиков, как из разных стран, так и просто удаленных друг от друга в рамках одного государства, привело к появлению мультимодальных перевозок.

Официальным источником, впервые охарактеризовавшим термин "мультимодальная перевозка", является Конвенция ООН 1980 года "О международных мультимодальных перевозках грузов". [1]

Мультимодальными называются перевозки грузов с использованием различных видов транспорта. Соответственно под мультимодальным транспортом будем понимать комплекс видов транспорта, вовлеченных в перевозку груза на всем пути его следования. В некоторых зарубежных источниках термину мультимодальный соответствует термин интермодальный. [2]

Главной особенностью этого вида является то, что при использовании мультимодальных перевозок можно перевезти то, что нельзя транспортировать, прибегая к другим видам транспортировок. Чтобы груз попал в пункт назначения быстро и без проблем, нужно продумать маршрут, график движения, подготовить пункты промежуточной погрузки, разгрузки груза, места стоянки транспорта в пути по маршруту следования.

Еще одной особенностью смешанной перевозки является то, что вся ответственность за груз лежит на одной организации — транспортной компании. Поэтому такая компания должна иметь немалый опыт работы в сфере, иначе велика вероятность возникновения неприятностей по ходу выполнения столь сложного вида перевозки. [3]

Сочетания видов транспорта при совершении мультимодальной перевозки могут быть самыми разнообразными, например:

  • склад — автомобиль — железнодорожный вагон — автомобиль — склад;
  • склад — автомобиль — самолет — автомобиль — склад;
  • склад — автомобиль — порт — автомобиль — склад. [4].

Универсальность данного метода перевозок состоит в том, что возможна комбинация различных видов транспорта и применение всевозможных способов перемещения грузовых единиц.

Основные понятия в области технологии транспортных процессов выглядят следующим образом:

Транспортная система — это комплекс технических средств, персонала, систем управления транспортом на путях сообщения, совокупность грузов, пассажиров и транспортных средств, циркулирующих по ним для удовлетворения потребности экономики и населения в перевозках в едином технологическом и коммерческо-правовом пространстве.

Система, — это совокупность объектов и связей между ними, выделенных из окружающей среды в виде целостной структуры для ее представления в интеллектуально-постижимом (упрощенном) виде в целях решения задач исследования, познания и воспроизведения. [5]

Этап — это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс.

Операция — однородная, логистически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями.

Процесс перевозки — совокупность операций от момента подготовки груза к отправлению до момента получения груза грузополучателем.

Процесс перемещения — совокупность погрузочных операций, перегрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой, промежуточного хранения груза, транспортирования и разгрузочных операций в пункте разгрузки.

Транспортный процесс — совокупность операций погрузки в погрузочном и перегрузочном пунктах, транспортирования, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку.

Транспортная техника — это совокупность технических объектов, с помощью которых осуществляется транспортный процесс.

Для всех видов транспорта существует своя терминология, свои требования к перевозкам, и составляемые погрузочные документы для каждого вида транспорта имеют свои особенности. Для железнодорожного транспорта первичным документом, имеющим силу договора, является накладная, составляемая отправителем. В необходимый комплект сопроводительной документации, кроме накладной, входят дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза.

К транспортным документам следует относить также документы, обеспечивающие перевозку: доковая расписка, морская накладная, расписка в получении груза, гарантийное письмо; экспедиторское свидетельство о транспортировке; подтверждение на фрахтование тоннажа; заявление-требование об отправке; фрахтовый счет; извещение о прибытии груза; извещение о возникновении препятствий в перевозке груза; извещение о поставке; грузовой маршрут; фрахтовый маршрут; контейнерный маршрут.

Логистические провайдеры (ЛП), они же провайдеры (операторы) логистических услуг (Logistic Service Providers, LSPs, PLs, TPL), — это коммерческие организации, оказывающие услуги в сфере логистики, выполняющие отдельные операции или комплексные логистические функции (складирование, транспортировка, управление заказами, физическое распределение и пр.), а также осуществляющие интегрированное управление логистическими цепочками предприятия-клиента.

В последние годы рынок логистических услуг в мире бурно развивается и представляет собой очень привлекательный сектор бизнеса, так как именно логисты упрощают и оптимизируют деятельность транспортных компаний за счет внедрения различных технологий в области отслеживания грузов и т д. Прирост на этом рынке проявляется не только в классических областях контрактной логистики; он также усилился и в новых направлениях логистических услуг, в частности комплексного логистического сервиса (3PL-провайдеры) и системной интеграции в цепях поставок (4PL-провайдеры).

3PLs-провайдеры (Third Party Logistics Providers, 3PL Providers,«третья сторона в логистике») — фирмы, оказывающие комплексный логистический сервис для клиента. [6]

3PL-провайдеры расширяют спектр услуг контрактной логистики за счет объединения нескольких логистических функций и координации их в рамках единого оператора.

4PL-провайдер является интегратором всей логистической цепи предприятия, он управляет своими ресурсами, возможностями и технологиями и ресурсами поставщиков дополнительных услуг, обеспечивая полное и исчерпывающее решение относительно логистической цепи компании.

В последнее время мультимодальные перевозки получают новое содержание. Прежде всего, это связано с переходом к интегрированным системам доставки в ответ на глобализацию экономики.

Таким образом, можно отметить, что традиционные экспедиторы уступают свои позиции операторам мультимодальной перевозки, у которых шире сфера деятельности, больше ответственности, прав и экономических возможностей.

В настоящее время основной объем перевозок осуществляется при помощи двух и более видов транспорта. Около 90% грузов, перевозимых на первых этапах морским транспортом, в дальнейшем перевозится по железным дорогам; 50% грузов речного транспорта также передается к перевозке железнодорожным транспортом. Автомобильный транспорт взаимодействует со всеми видами транспорта, в том числе и с железнодорожным, обеспечивая перевозку «от двери до двери», если на предприятии нет подъездных путей от магистрального железнодорожного транспорта.

Сложность организации смешанных перевозок заключается не только в том, что такая схема перевозки требует слаженности и синхронности действий видов транспорта, имеющих разную технологию транспортировки и погрузки-выгрузки, но и в различности документов, необходимых для данных перевозок.

В настоящее время существует ряд систем, позволяющих повысить эффективность доставки грузов:

Gon-rand. Одной из задач информационной системы Gon-rand является сбор информации о наличии груза. Перевозчик дает заявку о свободных провозных возможностях и направлении перевозки. Информация о грузах поступает в систему непрерывно и заносится в базу данных. Система позволяет группировать грузы по отправителям, получателям, количеству мест и выдает информацию об отправлении, наименовании грузополучателя, номере автомобиля, заказчике, коде департамента и сумме отправлений по департаментам. [7]

Videotrans — предназначена для информационного обслуживания предприятий транспорта, которые могут получать справки и вводить информацию о наличии в их распоряжении транспортных средств или товара для доставки. Данная система малоприменима на малых транспортных предприятиях, что уменьшает их прибыль и увеличивает простои и неполную загруженность транспортных средств.

Espace Cat сообщает пользователю параметры перевозимых грузов и схемы их размещения в кузове транспортного средства, представляя эти данные в виде трехмерных графиков. Система вычисляет параметры оптимальной упаковки. Обладая модульной структурой, она достаточно легко приспосабливается к требованиям пользователей.

ISCIS является интегрированной информационной системой, обслуживающей логистический канал. Время доставки сообщений из любой точки земного шара в другую ограничивается только продолжительностью процесса переформатирования данных, временем ожидания начала обслуживания, а обработка сообщений производится в режиме реального времени, что существенно важно для поставщиков и потребителей, работающих по системе Kanban, «точно в срок» и др.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Мультимодальная транспортная система является важнейшим элементом построения эффективных, взаимовыгодных, а также приносящих большую полезность и прибыль, отношений между поставщиком и потребителем, расположенных удаленно друг от друга. Благодаря развитию материально-технической базы и компьютерных технологий, у них появилась возможность организовывать перевозочный процесс бесперебойно, минимизируя время на оформление различной документации;
  2. Мультимодальная перевозка должна быть выгодна грузоотправителю, а целью оператора при мультимодальной перевозке является получение прибыли, при этом перевозка должна быть выполнена качественно, в положенные сроки и быть безопасной;
  3. Уже существующие инновации способствуют более эффективной и продуктивной работе логистической сети, но на данном этапе не решают всех существующих проблем. Постоянно изменяющиеся условия внешней среды требуют от современного менеджмента непрерывного поиска и внедрения последних инноваций в области транспортной логистики и разработки комплексных стратегий развития фирм на инновационной основе.

Читайте также

Список литературы

  1. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации — [Электронный ресурс]. — URL: http: //docs. cntd.ru/document/901761686
  2. В.С.Никифоров. Мультимодальные перевозки и транспортная логистика. Учебное пособие. НГАВТ. Новосибирск, 2015. — 103 с.
  3. Транспортны бизнес — [Электронный ресурс]. — URL: https://tnspb.ru/v-pomoshh-ehkspeditoru/stati-po-logistike-_stranica-14_/multimodalnye-gruzoperevozki-osobennosti-i-riski.html
  4. Никулин Е.В., Стародубцева О.А. Проблемы использования мультимодальных перевозок // Научные исследования и разработки молодых ученых. — 2016. — №9-2 С. 128-132
  5. Организация международных транспортных систем: Учебник под общей ред. д-ра экон. наук Е. А. Королевой — СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2017. — 383 с.
  6. Мультимодальные транспортно — логистические центры: учеб. пособие / Е.В. Мысник. — Иркутск : ИрГУПС, 2016. — 88 с.
  7. Лавринович М.В., Гурин Д.А., Данилова А.С. Тренды развития транспортной логистики в мире // Логистические системы в глобальной экономике. — 2012. — №2. — С. 343-347.

Цитировать

Шагарова, С.М. Организация работы логистических провайдеров в мультимодальной транспортной системе / С.М. Шагарова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 133. — URL: https://novainfo.ru/article/19301 (дата обращения: 30.06.2022).

Поделиться