Развитие системного мышления в образовательном процессе

NovaInfo 133
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 20
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрен процесс развития системного мышления в образовательном процессе. Системное мышление направлено на систематизацию всех полученных знаний. Данный навык можно формировать с помощью различных образовательных форм научно-исследовательской работы.

Ключевые слова

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ, СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ, НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Текст научной работы

На сегодняшний день в условиях динамично изменяющегося мира, с его бесконечным потоком информации, современному человеку важно иметь не только большой знаниевый запас в различных сферах, но также уметь интегрировать его, приводя в систему. Для этого необходимы навыки анализа и синтеза, что составляют основу системного мышления.

Системное мышление это умение рассматривать объект как элемент системы, включенный во множество связей с другими элементами. Оно позволяет человеку видеть причинно-следственные цепочки и связи элементов друг с другом.

Навыки системного мышления наиболее значимы для процесса обучения. В учебном процессе принцип системности является одним из основных дидактических принципов обучения, основное его применение реализуется как в построении содержания обучения, так и в ходе обучения.

Системное мышление предполагает интеграцию знаний во всех сферах и областях. У обучающегося должны быть сформированы широкие здания во многих областях науки и жизни. На основе полученных знаний при определенных методических организациях обучения у обучающихся можно развить системное мышление. Для этого необходимы специальные условия организации учебного процесса. Развитый системный стиль мышления позволяет с легкостью выявлять определенные закономерности, прогнозировать и оказывать влияние на развитие событий. Успешное формирование системного стиля мышления обучающихся возможно, если в учебном процессе создаются следующие условия:

  • ориентация целей обучения на формирование системного мышления, определяющего принципиально новые характеристики усваиваемых знаний и умений;
  • изменение содержания обучения, которое должно охватывать методологические знания и умения — о логике изучаемого предмета и системе ключевых понятий.

Научно-исследовательская работа является наиболее эффективным способом формирования системного мышления. Научно-исследовательская работа многообразна в своих видах и формах. Наиболее используемым видом научно-исследовательской работы является написание реферата, эссе, пропета, курсовой и дипломной работы.

Реферат — это научное исследование теоретического характера объемом 12-17 страниц. Для написания хватит нескольких источников и умение анализировать теоретический материал. К рефератам не выдвигается жестких требований по уровню оригинальности текста или глубины анализа. Типичная структура реферата состоит из введения, основной части, выводов и списка литературы. Создавая реферат, студент учится:

  • искать и конспектировать информацию:
  • в общем виде обосновывать целесообразность выбора тематики;
  • подбивать итоги анализа;
  • выполнять базовое оформление научного текста.

Эссе — небольшое сочинение, объемом до 5 страниц, но исследование эссе носит творческий характер. Смысл эссе сводится к выдвижению базовой гипотезы и тезисов, которые подтверждаются аргументами. Последними выступают примеры из жизни, общеизвестные факты, личный опыт, отсылки к мнениям фундаментальных ученых. Базовое требование к эссе — полное отсутствие плагиата, содержание исключительно мнения автора.

Написание эссе формирует определенные навыки у обучающихся:

  • формулировать собственные идеи;
  • писать используя публицистический стиль;
  • находить аргументы;
  • опровергать контраргументы;
  • логично и четко высказывать мнение.

Проект представляет собой научную работу одного или нескольких студентов в рамках изучаемой темы. Кроме того, проекты часто выступают инициативой самих студентов, когда целью становится не получение оценки, а проведение собственного исследования.

Проектная деятельность не является принципиально новой дефиницией в педагогической деятельности. В Российском обучении проектный метод впервые получил отражение в работах русского педагога С.Т. Шацкого. Квинтэссенция проектного метода заключается в развитии навыков с помощью реализации собственных проектов учащимися. В ходе занятий у обучающихся формируют опыт владения и применения техник систем постановки целей «SMART» и «TOTE». К тому же обучающихся разделили на подгруппы, в которых формируются собственные исследовательские и познавательные навыки, а также коммуникативные умения, формирование стрессоустойчивости, самодисциплины и критическое мышление. Защита полноценного проекта происходит в очной форме краткого изложения сути и целей проекта. Соответственно, обучающийся формирует основы публичного выступления. В целом все навыки, формирующиеся у обучающихся в ходе освоения проектной деятельности, направлены на применение их в обыденной, повседневной жизни для большей продуктивности

Проектная работа направлена на формирование у обучающихся множества навыков, в том числе формирование системного мышления. Для реализации проекта обучающемся необходимо иметь определённые знания и представления о теме проекта. В этом ключе формируется исследовательский потенциал. Далее знание о тематике проекта формируют проблему, которую необходимо решить в ходе реализации проекта. Для этого интегрируются общие знания о мире. Этот процесс как раз лежит в основе развития системного мышления.

В вопросе формирования системного мышления у обучающихся важную роль играет деятельность преподавателя. Он должен не только сформировать определенные знания, но также научить применять эти знания в жизни, сформировать мотивацию к самообразованию. Поэтому формирование системного стиля мышления у обучающихся неотъемлемая составная часть современного педагогического процесса. Формирование интеллектуальных способностей обучающихся происходит на всех учебных предметах и дисциплинах, притом в основе развития мышления лежит системный подход (целенаправленная деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление о системе, объектах, связях).

«Системное» применение системного подхода способствует решению двух задач: во-первых, дать каждому человеку знания, достоверно отражающие в его сознании объективно существующий мир как систему; во-вторых, организовать знания в определенном порядке и таким образом, чтобы они были взаимосвязаны своими составными частями и представляли некоторую целостность.

Не малую роль в формировании системного мышления играют коммуникативные учебные действия. Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Поскольку одним из критериев развитости мышления выступает умение сформулировать и задать вопрос по обсуждаемой теме, то диагностику развития системности мышления можно производить, используя разработанную Л.И. Шрагиной методику «Задать как можно больше вопросов к понятиям, которые обозначают объект или явление». Оценить эти результаты можно, если проанализировать вопросы, которые задают учащиеся, и распределить их на две группы:

  1. Общие вопросы, ответы на которые не несут существенной информации о данном явлении или объекте;
  2. «Системные» вопросы, связанные со следующими категориями: с функцией (значением, использованием, ролью) объекта или явления, с его свойствами; а также вопросы показывающие связь данной системы с другими системами и с процессами (с надсистемами), в которых задействован данный объект, или сопутствующие данному явлению.

Такой подход позволяет количественно определить такие показатели мышления, как его глубину и широту, и уже по ним вычислять системность мышления.

Таким образом, системный подход обеспечивает возможность в ходе учебного процесса организовать информацию и делать выводы, обеспечивая тем самым формирование системного мышления учащегося и критерии его оценки.

Читайте также

Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 года No 986, зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2011 года, регистрационный No 19682)
  3. Джумакаева Н. К. Новые образовательные стандарты. Формирование и развитие универсальных учебных действий в современной школе // Молодой ученый. — [Электронный ресурс] — URL https://moluch.ru/archive/62/9611/
  4. Долгина Т. Г. Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС // Молодой ученый. — [Электронный ресурс] — URL https://moluch.ru/archive/93/20695/
  5. Осипова. Т.Г. Уроки истории-уроки жизни: постановка и решение воспитательных задач урока // Преподавание истории в школе. 2018. №6. — С.5 6. Сенявская Е. С. Художественная литература как исторический источник // История: Еженедельное приложение к газете 1 сентября. — 2001. № 44. — С. 7-13.

Цитировать

Сабитова, В.Л. Развитие системного мышления в образовательном процессе / В.Л. Сабитова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 133. — URL: https://novainfo.ru/article/19343 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться