На сегодняшний день в условиях динамично изменяющегося мира, с его бесконечным потоком информации, современному человеку важно иметь не только большой знаниевый запас в различных сферах, но также уметь интегрировать его, приводя в систему. Для этого необходимы навыки анализа и синтеза, что составляют основу системного мышления.
Системное мышление это умение рассматривать объект как элемент системы, включенный во множество связей с другими элементами. Оно позволяет человеку видеть причинно-следственные цепочки и связи элементов друг с другом.
Навыки системного мышления наиболее значимы для процесса обучения. В учебном процессе принцип системности является одним из основных дидактических принципов обучения, основное его применение реализуется как в построении содержания обучения, так и в ходе обучения.
Системное мышление предполагает интеграцию знаний во всех сферах и областях. У обучающегося должны быть сформированы широкие здания во многих областях науки и жизни. На основе полученных знаний при определенных методических организациях обучения у обучающихся можно развить системное мышление. Для этого необходимы специальные условия организации учебного процесса. Развитый системный стиль мышления позволяет с легкостью выявлять определенные закономерности, прогнозировать и оказывать влияние на развитие событий. Успешное формирование системного стиля мышления обучающихся возможно, если в учебном процессе создаются следующие условия:
- ориентация целей обучения на формирование системного мышления, определяющего принципиально новые характеристики усваиваемых знаний и умений;
- изменение содержания обучения, которое должно охватывать методологические знания и умения — о логике изучаемого предмета и системе ключевых понятий.
Научно-исследовательская работа является наиболее эффективным способом формирования системного мышления. Научно-исследовательская работа многообразна в своих видах и формах. Наиболее используемым видом научно-исследовательской работы является написание реферата, эссе, пропета, курсовой и дипломной работы.
Реферат — это научное исследование теоретического характера объемом 12-17 страниц. Для написания хватит нескольких источников и умение анализировать теоретический материал. К рефератам не выдвигается жестких требований по уровню оригинальности текста или глубины анализа. Типичная структура реферата состоит из введения, основной части, выводов и списка литературы. Создавая реферат, студент учится:
- искать и конспектировать информацию:
- в общем виде обосновывать целесообразность выбора тематики;
- подбивать итоги анализа;
- выполнять базовое оформление научного текста.
Эссе — небольшое сочинение, объемом до 5 страниц, но исследование эссе носит творческий характер. Смысл эссе сводится к выдвижению базовой гипотезы и тезисов, которые подтверждаются аргументами. Последними выступают примеры из жизни, общеизвестные факты, личный опыт, отсылки к мнениям фундаментальных ученых. Базовое требование к эссе — полное отсутствие плагиата, содержание исключительно мнения автора.
Написание эссе формирует определенные навыки у обучающихся:
- формулировать собственные идеи;
- писать используя публицистический стиль;
- находить аргументы;
- опровергать контраргументы;
- логично и четко высказывать мнение.
Проект представляет собой научную работу одного или нескольких студентов в рамках изучаемой темы. Кроме того, проекты часто выступают инициативой самих студентов, когда целью становится не получение оценки, а проведение собственного исследования.
Проектная деятельность не является принципиально новой дефиницией в педагогической деятельности. В Российском обучении проектный метод впервые получил отражение в работах русского педагога С.Т. Шацкого. Квинтэссенция проектного метода заключается в развитии навыков с помощью реализации собственных проектов учащимися. В ходе занятий у обучающихся формируют опыт владения и применения техник систем постановки целей «SMART» и «TOTE». К тому же обучающихся разделили на подгруппы, в которых формируются собственные исследовательские и познавательные навыки, а также коммуникативные умения, формирование стрессоустойчивости, самодисциплины и критическое мышление. Защита полноценного проекта происходит в очной форме краткого изложения сути и целей проекта. Соответственно, обучающийся формирует основы публичного выступления. В целом все навыки, формирующиеся у обучающихся в ходе освоения проектной деятельности, направлены на применение их в обыденной, повседневной жизни для большей продуктивности
Проектная работа направлена на формирование у обучающихся множества навыков, в том числе формирование системного мышления. Для реализации проекта обучающемся необходимо иметь определённые знания и представления о теме проекта. В этом ключе формируется исследовательский потенциал. Далее знание о тематике проекта формируют проблему, которую необходимо решить в ходе реализации проекта. Для этого интегрируются общие знания о мире. Этот процесс как раз лежит в основе развития системного мышления.
В вопросе формирования системного мышления у обучающихся важную роль играет деятельность преподавателя. Он должен не только сформировать определенные знания, но также научить применять эти знания в жизни, сформировать мотивацию к самообразованию. Поэтому формирование системного стиля мышления у обучающихся неотъемлемая составная часть современного педагогического процесса. Формирование интеллектуальных способностей обучающихся происходит на всех учебных предметах и дисциплинах, притом в основе развития мышления лежит системный подход (целенаправленная деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление о системе, объектах, связях).
«Системное» применение системного подхода способствует решению двух задач: во-первых, дать каждому человеку знания, достоверно отражающие в его сознании объективно существующий мир как систему; во-вторых, организовать знания в определенном порядке и таким образом, чтобы они были взаимосвязаны своими составными частями и представляли некоторую целостность.
Не малую роль в формировании системного мышления играют коммуникативные учебные действия. Они обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Поскольку одним из критериев развитости мышления выступает умение сформулировать и задать вопрос по обсуждаемой теме, то диагностику развития системности мышления можно производить, используя разработанную Л.И. Шрагиной методику «Задать как можно больше вопросов к понятиям, которые обозначают объект или явление». Оценить эти результаты можно, если проанализировать вопросы, которые задают учащиеся, и распределить их на две группы:
- Общие вопросы, ответы на которые не несут существенной информации о данном явлении или объекте;
- «Системные» вопросы, связанные со следующими категориями: с функцией (значением, использованием, ролью) объекта или явления, с его свойствами; а также вопросы показывающие связь данной системы с другими системами и с процессами (с надсистемами), в которых задействован данный объект, или сопутствующие данному явлению.
Такой подход позволяет количественно определить такие показатели мышления, как его глубину и широту, и уже по ним вычислять системность мышления.
Таким образом, системный подход обеспечивает возможность в ходе учебного процесса организовать информацию и делать выводы, обеспечивая тем самым формирование системного мышления учащегося и критерии его оценки.