Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной реализации инклюзивного образовательного процесса

NovaInfo 130, с.84-85, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статья рассматривается актуальный на сегодняшний день вопрос о тьюторском сопровождении обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Тьютор помогает ребенку быть более успешным в вопросе интеграции общеобразовательном классе  Данная профессия достаточно новая для российского рынка труда, однако входит в список профессий будущего.

Ключевые слова

ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ТЬЮТОР, ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Текст научной работы

На сегодняшний день инклюзивное образование является приоритетным направлением в системе образования России. По данным выступления Уполномоченного при президенте России по правам ребенка Анны Кузнецовой, численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных школах на 2021 год возросло на 17,3%. Дети с ОВЗ получают возможность социализации и адаптации к внешнему миру в нормотипичной среде. Для реализации процесса обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимы специальные условия. Одним из важнейших условий успешной интеграции ребенка с ОВЗ в обычный класс является тьюторское сопровождение.

Тьютор — дополнительный индивидуальный педагог, который сопровождает ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего учебного для, осуществляя его обучение. Рассматривая мировой опыт данная профессия имеет девятисотлетнюю историю и упоминания еще в Древнем Египте и Междуречье. В ХIII-ХIV веках в английских университетах Оксфорде и Кембридже пользовалась популярностью тьюторская система для отстающих студентов. Тьютор разрабатывал индивидуальный план обучения для каждого отстающего студента, в зависимости от его навыков. В России тьюторство достаточно новый вид педагогики. В 2008 году вступил в силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 216н «Об утверждении квалификационных групп должностей работников общего образования», где официально была утверждена профессия тьютор в системе российского образования. На сегодняшний день профессия тьютор находится в списке профессий будущего и является достояно востребованной среди педагогических работников. По данным статистики средняя заработная плата тьютора в регионах составляется 18000-45000, в Москве и Санкт-Петербурге 35000-100000 рублей.

Тьюторсво имеет социальную направленность, связана с предоставлением помощи и индивидуализации образовательного процесса. В системе инклюзивного образования тьютор является связующим элементом для успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Необходимость тьюторского сопровождения в школе основывается на заключения психолого-медико-педагогической комиссии, где ребенок проходит необходимую диагностику. Тьютор занимается разработкой индивидуальной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, учитывая его уровень навыков. Организованная работа тьютора направлена на выработку мотивации для обучения, отработку академических и социально-бытовых навыков. Важнейшая задача тьюторского сопровождения заключается в развитии коммуникативно-интерактивных навыков ребенка с ОВЗ. Чаще всего дети с ограниченными возможностями здоровья антисоциальны, закрыты, имеют проблемы с коммуникацией, замкнуты, скрыты, имеют мало друзей или не имеют совсем. Во многом это зависит от их физиологического состояния. Тьютор корректирует коммуникативные навыки ребёнка по средствам диалоговых методов, обучает ребенка рефлексировать, а также справляется с несоциально-приемлимым поведением.

В большинстве случаев тьюторское сопровождение рекомендуется детям с ограниченными возможностями 8 вида, иными словами детям с расстройством аутистического спектра (рас). В силу своих физиологических особенности обучающие с рас разделяются на 4 уровня: 8.1 и 8.2 приближены к норматипичным детям, 8.3 и 8.4 имеют особые различия в освоении адаптивной образовательной программе. Дети с расстройством аутисичего спектра любого уровня имеют право на сопровождение тьютора. На сегодняшний день в Росси распространяется модель обучения «Ресурсный класс» для обучающихся с рас. Данная модель предусматривает обучение ребенка с тьюторским сопровождением, при этом ребенок зачислен в общеобразовательный класс.

Таким образом, на основании исследованной литературы и изучении практического опыта, стоит сделать вывод о актуальности тьюторской профессии. Тьютор помогает ребенка с ограниченными возможностями здоровья быть более успешным в вопросе социализации и интеграции в общеобразовательный класс. На сегодняшний день инклюзивное образование является тенденцией в системе образование, а профессия тьютора попала в список профессий будущего.

Читайте также

Список литературы

  1. Айдарбекова, А. Программа подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида / А. Айдарбекова, В.Н. Белов, В.В. Воронкова и др.; Под редакцией В.В. Воронковой. — М.: Просвещение,1999. — 198 с.
  2. Котляр, И. А. Некоторые аспекты инклюзивного образования Германии/ И. А. Котляр // Вопросы психического здоровья де- тей и подростков (Научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин) Главный редактор Н. М. Иовчук 2014 (14), No 2 Москва 2014 — С. 62–71.
  3. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб.пособие для студентов пед.вузов/ Н. Н. Ма- лофеев.— М.: Просвещение, 2009.— 319 с.

Цитировать

Сабитова, В.Л. Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной реализации инклюзивного образовательного процесса / В.Л. Сабитова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 130. — С. 84-85. — URL: https://novainfo.ru/article/18947 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться